Сообщение про сердце 4 класс: Строение и работа сердца человека. Его основные функции – Сердце человека — доклад сообщение 2, 3, 4 класс

Сердце человека — доклад сообщение 2, 3, 4 класс

Человеческое сердце – один из самых главных органов. Орган, без которого жизнь человека невозможна. Известно, что сердце перекачивает кровь. Человеческая кровь снабжает организм питательными веществами и кислородом. Плюс ко всему кровь очищает организм от метаболических отходов. Сердце же перекачивает кровь.

За день сердце перекачивает огромные объемы крови. От семи тысяч до десяти тысяч. За год через сердце прокачивает до трём миллионов литров. За жизнь через сердце проходит двести миллионов литров.

На скорость сердцебиения и количество крови влияет физическая нагрузка или эмоциональное состояние. Когда нагрузка повышается, организму требуется больше крови.

Женское сердце весит двести пятьдесят грамм, а мужское триста тридцать грамм. Вес сердца небольшой, но это приуменьшает его значимости. Размер собственного сердца можно узнать, взглянув на свой кулак. Сердце спортсмена больше, чем у других людей.

Сердце находится в середине грудной клетки. При этом большая часть нижнего участка сердца должна располагаться в левой половине грудины. Все остальные отличия являются патологией.

Местоположения сердца – это перикард или же околосердечная сумка. Внутренняя часть околосердечной сумки выделяет жидкость, которая увлажняет сердце и уменьшает трение.

Сердечная стенка состоит из трёх участков. Особой мощностью обладает миокард. Именно благодаря ему происходит сокращение, выталкивающее кровь.

Человеческое сердце состоит из четырёх камер. Оно разделяется на две части: правую и левую. В правой венозная кровь, а в левой – артериальная. Далее, правые и левые перегородки разделены на два участка. К верхнему отделу относят предсердия, а к нижнему – желудочки. Все отверстия между отделами соединяются клапанами.

Сокращения сердца невозможно контролировать, так как они непроизвольны. Усилить или изменить чсс – невозможно. Импульсы происходят в самом сердце.  

Сила и частота сокращений зависят от двух систем: нервной и эндокринной. Работа сердца поддерживается благодаря блуждающему и симпатическому нервам. Симпатический нерв увеличивает частоту и силу. А блуждающий замедляет.

Также на сердце непосредственное влияние оказывают различные вещества, поступающие в него через кровь. Адреналин учащает ритм.

Кровообращение функционирует только благодаря работе сердца.

Сердцебиение начинается ещё на четвёртом месяце беременности. Интересный факт, что женское сердце бьётся быстрее мужского.

Развитие сердца у эмбриона.

Сердце появляется на третьей неделе беременности. Для того, чтобы все остальные системы сформировались обязательно кровообращение.

Первое сокращение происходит на двадцать второй день в утробе матери. А кровообращение появляется на двадцать шестой день. Далее формируются перегородки и клапаны. Перегородки появляются на пятую неделю, а клапаны на девятую.

Сердце человека

Интересные ответы

  • Опера — сообщение доклад

    Опера – вокальный театральный жанр классической музыки. Она отличается от классического драматического театра тем, что актеры, также выступающие в окружении декораций и в костюмах, по ходу действия, не разговаривают, а поют.

  • Красный волк — сообщение о редком животном

    Среди известных видов животных в мире фауны выделяют те, которые имеют особенности, благодаря которым их можно отнести к разряду редких. Это может быть необычный внешний вид, теплая шкура или питательное мясо животного

  • Жизнь на Земле — доклад-сообщение

    Земля – по правде удивительная планета, обстоятельства на которой сложим ровным образом так, чтобы на ней смогла зародиться и продолжать развиваться жизнь. Конечно, данный процесс зарождения длился

  • Илья Муромец — сообщение доклад

    Былинный богатырь Илья Иванович Муромец появился на свет где-то между 1150 и 1165 гг., точнее установить не удается. По поводу его национальности также не все ясно: на протяжении многих лет историк

  • Жизнь и творчество Эдгара По

    Эдгар По – талантливый писатель, оставивший после себя немало интересных произведений и большое количество легенд и тайн. Некоторые из них не раскрыты и по сегодняшний день.

15 интересных фактов о нашей сердечно-сосудистой системе

Заболевания сердечно-сосудистой системы — главная причина смертности на планете. По крайней мере, в экономически развитых странах точно. Почти треть смертей случается именно из-за сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). По оценкам

Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от них умирает около 17 500 000 человек. А самыми распространенными причинами становятся ишемическая болезнь сердца и инсульт.

* * *

Главные 4 фактора развития ССЗ — употребление табака, нездоровое питание и ожирение, отсутствие физической активности и злоупотребление алкоголя.

* * *

Женское сердце в большинстве своем бьется чуть быстрее, чем мужское. Притом, что весит меньше — около 220 граммов против “мужских” 280 граммов.

Лео Бокерия - один из лучших российских кардиохирургов, единственный врач из России, попавший в список 100 лучших хирургов мира. Фото: Евгения ГУСЕВА

Лео Бокерия — один из лучших российских кардиохирургов, единственный врач из России, попавший в список 100 лучших хирургов мира.Фото: Евгения ГУСЕВА

Сердечно-сосудистая система — это цепь огранов, в том числе сердце, которая обеспечивает циркуляцию крови в организме человека и животных. Благодаря этому кислород, витамины и питательные вещества доставляются остальным органам и тканям тела, а углекислый газ и другие отходы метаболизма и жизнедеятельности наоборот

выводятся.

* * *

Человеческое тело содержит от четырех до шести литров крови. В течение суток через сердце прокачивается от 7 000 до 10 000 литров крови, за год это около 3 150 000 литров.

Фото: Global Look Press

Фото: Global Look Press

Учеными было доказано положительное влияние темного шоколада на кровяное давление. Исследование было проведено на 44 000 больных с гипертонией, которые на протяжении 18 недель употребляли горький шоколад (первая группа участников) или белый шоколад (вторая группа) в количестве 6 граммов в день. Эта доза содержит примерно 30 мг полифенолов, веществ с защитными эффектами.

Итоги эксперимета: потребление темного шоколада приводило к существенному снижению систолического и диастолического артериального давления. А вот у тех, кто ел только белый шоколад, показатели оказались нулевыми.

* * *

Артерия называется артерией, потому что в античные времена считалось, что ее задача — переносить по организму воздух (у мертвых кровь быстро уходит из артерии). Поэтому тогда считалось, что это что-то наподобие трубки, которую назвали словом, в переводе с латинского означающее воздух (aer)

и содержать (tereo).

Фото: Global Look Press

Фото: Global Look Press

Существует несколько тестов, которые позволяют рассчитать собственный риск сердечного приступа на ближайшие 10 лет. Они делаются на основе таких алгоритмов, как пол, возраст, показатели кровяного давления, холестерина, наличие тех или иных вредных привычек. Один из самых известных таких тестов — Framingham Heart Study, его используют с 1948 года.

Вот один пример этого теста: мужчина в возрасте 50 лет, заядлый курильщик, с артериальным давлением 140 мм. рт. ст и показателем общего холестерина 6 ммоль/л — у него риск сердечного приступа в течение ближайших 10 лет повышается как минимум на 20% . Но если он бросит курить и снизит общий уровень холестерина до 5 ммоль/л, то риск у него будет составлять только 6%, то есть, более чем в 3 раза меньше!

* * *

Сердце за всю жизнь среднестатистического человека совершает примерно 2,5 миллиарда ударов (если за норму брать сердцебиение 72 удара в минуту).

Фото: Евгения Гусева

Фото: Евгения Гусева

Общая протяженность всей кровеносной системы в организме человека (артерии, вены и капилляры) равняется примерно 100 000 километров. Это как от Москвы до Нью-Йорка и обратно — и так 13 раз.

* * *

Декстрокардия – так называется явление, когда сердце у человека находится не слева, а справа. А иногда бывает и два сердца (например, как у знаменитого итальянца Джузеппе де Най)! Декстрокардия случается, когда на ранней стадии беременности у эмбриона начинает неправильно развиваться сердечная трубка.

* * *

Сердцебиение “заводится” на четвертой неделе развития эмбриона. И “тикает” до последнего вздоха человека.

Фото: RUSSIAN LOOK

Фото: RUSSIAN LOOK

Тук-тук-тук… думаете, сердце бьется с таким звуком? Вовсе нет! «Тум-туп» — именно так звучит тот момент, когда закрываются четыре сердечных клапана.

* * *

В 1929 году немецкий хирург Вернер Форсман сам себе через вену руки протолкнул катетер в сторону сердца. Так была изобретена катетеризация сердца, теперь уже обычная процедура во врачебной практике.

* * *

Медики научились ставить заплатки на сердце. Причем «на полном ходу». То есть, это как если бы у машины чинили мотор прямо на ходу, не останавливая двигатель. Именно такие фантастические манипуляции уже проводят ученые с живыми существами. Около 8 лет назад стартовал грандиозный международный проект по разработке операций на работающем сердце. Исследователи уже добились успешных результатов на животных, чьи органы максимально близки к человеческим (свиньях). На очереди первые люди — взрослые пациенты, которых уникальная технология может спасти от смертельных осложнений после инфарктов, и малыши, рожденные с пороком сердца (подробнее).

Как делают заплатки на сердце.

Как делают заплатки на сердце.

План-конспект занятия (4 класс) по теме: Почему нужно беречь сердце?

Внеклассное занятие для 3-4 классов

Почему нужно беречь сердце?

Занятие проводилось с группой детей разного возраста (учащиеся 3 и 4 классов)

Цель занятия: учить заботиться о своем здоровье, заботиться об окружающих;

работать в группе, приобретать коммуникативные навыки;

применять полученные знания, передавать и приобретать опыт передачи информации.

Учащиеся 3 класса  разделены на группы. Ученики 4 класса делают сообщение. Рассказывают о работе сердца. Затем они распределяются по группам к ребятам 3 класса и выполняют вместе с ними практические задания.

Ход занятия

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы рады вас видеть на нашем занятии. Надеемся, что вам будет интересно, комфортно и у вас появится желание к дальнейшему сотрудничеству.

— Послушайте  музыку. (Звучит вальс)

— Послушайте это (Ритм сердца)

-Что это?

-Почему звучали вальс и ритм (Вальс! Именно эта музыка по утверждению специалистов, больше всего напоминает ритм человеческого сердца.)

-А где у нас сердце? Приложите ладошки к груди, послушайте, как стучит оно.

— Сегодня мы поговорим о сердце. Ребята из четвертого класса поделятся с вами своими знаниями,  находками.

2. Сообщение учеников 4 класса.

На уроках окружающего мира мы познакомились с кровеносной системой человека. Она состоит из сердца и кровеносных сосудов. Оказывается, сердце выполняет такую огромную работу! Нас заинтересовала эта тема, и мы стали собирать дополнительный материал. Мы открыли для себя столько удивительных фактов!  Многие из них  надо знать уже сейчас, поэтому мы хотим вместе с вами выяснить, почему надо беречь сердце.

Слайд

Учитель:  

 Ребята  вы сейчас внимательно слушайте,  отбирайте необходимую информацию, чтобы ответить на вопрос, который мы дадим каждой группе.

Сообщение детей:

Наше сердце полно загадок.  Я очень удивился, когда узнал, что в нашей стране есть даже памятник сердцу! Это огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны. Вот такой символ жизни украшает двор Института Сердца в городе Пермь.

А на самом деле сердце – это небольшая мышца весом около 300г. У мужчин сердце весит приблизительно -330г, у женщин – 253г Сожмите в руку кулак. Вот примерно такого размера ваше сердце. (Выглядит оно так — муляж)

Существование сердца было хорошо известно древним грекам, которые называли его Kardia, что отражается в словах «кардиолог» и «тахикардия».
Когда мы слушаем, как стучит сердце, мы кладем руку на левую сторону.  Но сердце находится почти в самом центре грудной клетки. Вот здесь хорошо видно.(Муляж – Тема)

Однако, его верхняя часть смещена к левой стороне грудной клетки и при сокращениях ударяется о ребра. Поэтому сердечный ритм лучше всего определяется на левой стороне, как раз под грудью. (Муляж – Тема)

Сердце играет настолько важную роль в нашей жизни, что во всем мире решено было отмечать специальный «День сердца». Он отмечается 25 сентября. В этот день принято уделять особое внимание самому важному органу человека.

Сердце – это особая мышца, которая сокращается и расслабляется автоматически, без каких-либо усилий с нашей стороны. Сердце работает как насос, посылая  кровь по всему организму.

Кровь, проходя по кровеносным сосудам, доставляет кислород, витамины, минеральные соли и питательные вещества всем, всем органам и тканям и забирает от них все отходы и углекислый газ. Сердце – огромный труженик. За сутки сердце взрослого человека сокращается свыше 100000 раз и перекачивает примерно 10 т крови. Кухонный кран должен быть включен на полную мощность в течение 45 лет для того, чтобы прокачать такое количество воды, которое прокачивает сердце за жизнь человека. Сердце — самый мощный мотор в мире. В течение жизни совершает от2 до 3 млрд. сокращений.

Длина кровеносных сосудов человека – почти 100 тысяч километров! Если расположить их на одной линии, то можно 2,5 раза опоясать земной шар по экватору. Несмотря на такую большую протяженность сосудов, сердце перекачивает кровь через весь организм меньше чем за минуту.

Прямо сейчас ваше сердце перекачивает кровь в каждую клеточку вашего тела. Положите правую руку на запястье, вы почувствуете толчок – сократилась сердечная мышца —  вытолкнула кровь. Это пульс. И вот так работает сердце все время, день и ночь.

Практическая работа. Сколько ударов делает сердце в минуту в спокойном состоянии.

 У детей пульс в спокойном состоянии 90 ударов в минуту, у взрослых 60-70.Обычно сердце женщины бьется быстрее сердца мужчины, в среднем у женщин происходит 78 ударов в минуту, у мужчин —  70.  

Практическая работа.  После физической нагрузки

— Что заметили?

Чем тяжелее нагрузка, тем больше крови сердце должно доставить мышце. Во время бега, физических упражнений сердце чаще сокращается и при каждом сокращении значительно больше выталкивает крови в сосуды. Сердце лучше работает, когда человек занимается спортом, физическим трудом, ведет здоровый образ жизни.

Ответы на вопросы:

1. Какие важные цифры мы узнали сегодня о сердце?

2 Что влияет на работу сердца.

3 Какую работу выполняет сердце?

Практическая работа. Теннисные мячи. Возьмите в руки теннисный мяч и сильно сожмите его, примерно так же тяжело сердцу перекачивать кровь. Поэтому сердцу нужно помочь.

— А как это сделать?

Чтобы сердце было здоровым и сильным, надо заботиться о нём, беречь его и развивать.

Для развития и укрепления сердца его надо упражнять — заставлять чаще и сильнее сокращаться. Для этого необходимо больше двигаться, гулять, заниматься физическим трудом, гимнастикой, спортом.

Хорошо развивает сердечную мышцу утренняя зарядка, так как заставляет её усиленно работать.

Очень полезно для развития и укрепления сердца купание и плавание.

Правильное питание и соблюдение режима дня помогает сохранить сердце здоровым.

Очень важна правильная осанка.

Ежедневная быстрая ходьба в течение30 минут позволяет существенно снизить сердечно-сосудистый риск.

Здоровый сон способствует правильной работе сердца. Результаты исследований показали, что люди, которые регулярно спят после обеда, на 37% реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Но надо остерегаться перегрузки сердечной мышцы. Никогда не следует бегать или работать до изнеможения — это приносит сердцу вред.

Слабое сердце неспособно доставить работающим мышцам необходимое количество крови. Человек с таким сердцем гораздо хуже переносит различные болезни.

Многим знакома картина: пожилой мужчина, прислонившись к стене, прижимает руку к груди, второй судорожно шарит по карманам. Что с ним?

К сожалению, сердце является одним и самых уязвимых органов человека. Сердечно-сосудистые заболевания занимают лидирующее положение среди всех остальных. К тому же, страдают ими достаточно молодые люди, увеличилась распространенность заболевания у детей. А по мнению специалистов, сердце имеет очень большой запас прочности и надежности, и люди вполне могли бы дожить до 150 лет.

Как вы думаете, почему так получается? (Вредные привычки, переутомление, стрессы, недосыпание)

-А если болит сердце, это влияет на другие органы?

Сердце и сосуды обеспечивают кровью все органы тела. При заболеваниях сердца страдает не только оно само, но и другие органы. Больному сердцу труднее перекачивать кровь по сосудам, и поэтому организм получает меньше нужных ему питательных веществ и кислорода. В последнее время заболевания сердца и сосудов заметно «помолодели». Такие заболевания, как артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца (стенокардия), ранняя форма атеросклероза и даже инфаркт миокарда, стали встречаться уже в школьном возрасте. За последние 5 лет распространенность сердечно-сосудистых заболеваний у детей увеличилась на 13%. Возросло число детей с врожденными заболеваниями сердца и сосудов

Все можно поправить, но утраченное здоровье не вернешь! Вот почему мы говорим о том, что сердце надо беречь с детства!

— Ребята, К какому специалисту будем обращаться, если болит сердце? (Выбрать на доске карточку)

Как вы думаете, к кардиологу нужно обращаться только когда болит сердце?

Лучше болезнь предотвратить. Помочь себе можем только мы сами. Профилактика – лучшее лечение. Давайте еще раз посмотрим, как это можно сделать. Сейчас каждая группа будет отбирать карточки.

Работа в группах

1 группа – продукты питания, полезные для сердца

2 группа – что нужно для нормальной работы сердца

3 группа – что вредно, мешает работе сердца

— Обсуждение. Обмен мнениями.

Подведение итогов. Обсуждение в группе ответа на вопрос: Почему нужно беречь сердце?

— Тема нашего занятия: Почему нужно беречь сердце? Вы сейчас это обсуждаете в группах и готовите ответ. Формулируем его коротко, одним предложением.

Дополнительно.

Есть такая пословица: Злое слово камнем на сердце падает. Как вы понимаете? (Собрать пословицу)

(Действительно, сердечно-сосудистая система активно реагирует на психическое и эмоциональное напряжение. Сильные эмоции вызывают учащение пульса, а также расширение или сужение кровеносных сосудов. Нередко эмоциональное напряжение приводит к спазмам сосудов головного мозга, что вызывает головокружение, тошноту, иногда рвоту, носовое кровотечение.)

— Слышали вы выражения: « У него большое сердце», « Доброе сердце», « Умное сердце» «Каменное сердце» , сказал «в сердцах»

Сердце с давних времен считалось не только мускулом, что качает кровь, а представлялось некоторым вместилищем любви, души, поэтических талантов. Говорят, что человек чувствует сердцем. Как это возможно?

Древние египтяне считали, что безымянный палец руки связан с сердцем специальным каналом. Именно из-за этого пошел обычай носить обручальное кольцо на безымянном пальце.

Мышца под названием «Сердце» стала мировым символом любви. (Вапентинки) Изобретение секундной стрелки обязано сердцу. Ее изобрел английский врач более 300 лет назад именно для того, чтобы приступить к исследованиям сердца. С незапямятных времен сердечные проблемы волнуют все человечество: Сколько сонетов, романов, стихов было посвящено этому прекрасному чувству – любви!

Итог занятия:

— Вам интересно было на занятии?

— Что узнали? Что хотите еще узнать?

Интересные факты о сердце

Сердце — удивительный орган, который никогда не замедляет и не прекращает свою работу.

В статье мы вспомним самые важные и интересные факты о «моторе» нашего организма. Взрослые смогут освежить знания, а школьники — прочитать полезную информацию для уроков и олимпиад по биологии.

Интересные факты о параметрах сердца и его работе

Факт #1. Длина сердца взрослого человека — около 12 см, вес — примерно 300 граммов.

Факт #12. Сердце состоит из 4 частей (2 предсердия и 2 желудочка), перегородок и клапанов. Сначала кровь поступает в предсердия, затем проходит в желудочки, откуда попадает в аорту и легочную артерию.

Факт #3. Сердце начинает работу в конце первого месяца внутриутробной жизни.

Факт #4. К 12 неделе сердце зародыша в животике у мамы уже перекачивает около 30 литров крови в сутки. В организме новорожденного ребенка всего около стакана крови.

Факт #5. За день сердце взрослого человека делает 100 000 ударов и прокачивает почти 8 000 литров крови.

Факт #6. У женщин сердца бьются быстрее, чем у мужчин.

Факт #7. Характерный стук сердца появляется при закрытии сердечных клапанов.

Факт #8. Сердце отвечает за кровоснабжение более 70 триллионов клеток.

Факт #9. Наш «мотор» иногда останавливается на целые 0,4 секунды. В это время орган полностью расслабляется. Такую паузу называют диастолой.

Факт #10. Мышечная ткань сердца не может регенерироваться, поэтому к органу нужно относиться бережно и внимательно.

Факт #11. На работу сердца влияют нервная и эндокринная система. Например, гормональные изменения могут усиливать и учащать сердечные сокращения.

Факт #12. Для полноценной работы органов требуется разное количество крови: около 5% от общего объема крови в организме обеспечивают работу самого сердца, еще 15% поступает в мозг, 20 % — в почки.

Факт #13. От сердца к легким и обратно кровь доходит за 6 секунд, путешествие «туда обратно» к мозгу занимает 8 секунд.

Факт #14. Сердце вырабатывает электрические импульсы, поэтому может функционировать даже вне тела. Единственное условие — достаточное количество кислорода. А за сутки орган может выработать столько энергии, что ее хватит легковому автомобилю примерно на 30 км пути.

Факты медицины о сердце человека

Факт #1. Изобретение стетоскопа принадлежит французу Рене Лаэннеку. Основным толчком к появлению медицинского инструмента стали сложности с прослушиваем сердца у женщин с пышным бюстом. Раньше орган проверяли, просто приложив ухо к грудной клетке.

Факт #2. Первым сравнил сердце с насосом врачеватель Эразистрат с острова Хирос.

Факт #3. Первым доказал круговое движение ограниченного объема крови в организме Уильям Харви.

Факт #4. Сердце — один из главных тружеников нашего организма, поэтому не стоит забывать про регулярные посещения кардиолога и употребление полезных продуктов.

Факт #5. Работе сердца помогают жирная рыба, орехи, помидоры и чеснок.

Знаете ли вы еще что-нибудь интересное про сердце? Пишите свои дополнения в комментариях.

Расскажите ребенку — зачем нужно сердце

Сердце – неутомимый мотор, который работает в груди безостановочно всю твою жизнь. Иногда – чуть быстрее, иногда – чуть медленнее. Даже когда ты отдыхаешь – спишь, сидишь или лежишь, — сердце сокращается примерно 75 раз за минуту или более 100 тысяч раз за сутки.

Не замирая ни на минуту, оно трудится, перегоняя кровь по сосудам твоего тела, обогащая каждую его клеточку кислородом. Работа сердца напоминает работу насоса. Чтобы кровь попала по назначению, от сердца отходят толстые трубки – кровеносные сосуды, которые затем делятся на более мелкие. Когда сердце сокращается, из правой его половины кровь по сосудам течет в легкие, получает там кислород и возвращается в левую половину. В то же время из левой половины сердца кровь разносится сетью сосудов по всему телу и возвращается в правую половину.

Кровь доставляет все необходимое для жизни в каждую клеточку твоего организма, а отработанные вещества (шлаки) уносит.

По форме сердце человека похоже на треугольный булыжник, лежащий в левой части его грудной клетки. По величине сердце равно примерно кулаку человека. У маленьких детей оно размером с небольшой помидор, а у взрослых людей – с крупный апельсин.

Как помочь сердцу

Хорошо зимой и летом

Тем, кто стал легкоатлетом.

Им болезни не страшны,

Им лекарства не нужны.

Иногда, например, во время игры в «салочки» или «казаки-разбойники», тебе не хватает воздуха, появляется слабость, кружится голова. Сердце же колотится так, будто бы ты поднялся бегом на десятый этаж. Но это не признак болезни. Просто твое тело не приучено к нагрузкам.

Лучше всего укрепит твое здоровье ежедневная утренняя гимнастика. Помогут и спортивные занятия – плаванье, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках и роликах, а также футбол, баскетбол, теннис. Заниматься спортом лучше ежедневно или хот бы не менее 3-4 раз в неделю по 20-30 минут. Вскоре ты заметишь, что стал чувствовать себя гораздо бодрее и энергичнее. А твое сердце благодаря усиленным занятиям спортом стало работать надежнее и лучше.

Урок «Сердце» для 3-4 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Урок окружающего мира

«Сердце»

Составитель: Устинова Елена Вячеславовна,

учитель начальных классов

2014 год

Гусев

Окружающий мир Тема «Сердце»

4 класс

Учитель: Устинова Елена Вячеславовна

МОУ СОШ №3 города Гусева

Урок входит в систему уроков о строении организма человека.

Триединая цель урока, которая реализовывается через аспекты:

-образовательный: познакомить детей с органом сердце; дать представление о работе сердца, о пульсе, о том, как сохранить сердце здоровым.

-развивающий: развивать коммуникативные способности учащихся в совместной деятельности

-воспитательный: воспитывать привычку заботится о своем здоровье.

Планируемые результаты:

Дети учатся: определять свой пульс в состоянии покоя и после физической нагрузки, проводить исследования с помощью мобильной лаборатории Лаб Диск, работать в облачных технологиях

Умения, характеризующие достижения этого результата: определение оптимальной физической нагрузки, подходящий для своего организма

Этап урока

Цель/задача этапа

Планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запланированный результат

  1. Организация класса

Настроить детей на рабочий лад

1-2 минуты

Урок начинается, проверьте готовность к уроку. Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. Я верю, что с таким же бодрым настроением мы проведём урок. Садитесь.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Снятие напряжения

  1. Мотивация, определение темы урока. Постановка целей.

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий

5 мин.

Начнем наш урок с загадок. За каждую правильно отгаданную загадку на интерактивной доске появятся фрагменты пазла, который вы сможете собрать. Отгадайте загадки (ответы: физкультура, человек, кровь, сердце). (см. приложение1)

— — О чем мы сегодня будем говорить? .(1 слайд)

— а как все наши отгадки связаны с темой урока?

-На какие вопросы мы должны ответить? (2 слайд)

Дети отгадывают загадки. Затем на интерактивной доске собирают пазл сердце.

-О сердце

— нужно заниматься физкультурой, чтобы сердце было здоровым

— Что такое сердце? Как работает сердце? Что такое пульс?

Умение ставить цели.

Положительное отношение к процессу учения

  1. Актуализация знаний

10мин.

— Давайте посмотрим ваши рисунки и послушаем, как вы изобразили сердце. (выслушать несколько ответов)

-А где вы еще встречались с изображением сердца?

— Композиторы и поэты написали много стихов и песен о сердце. Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят, что у него доброе сердце.

— Подумайте, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?

Наше сердце представляет собой очень сильную мышцу, которая прокачивает кровь по сосудам, снабжая кислородом весь организм. (2 слайд)

— Сожмите руку в кулак и несильно прижмите его к грудной клетке примерно посередине, ближе к левой части. Именно там находится ваше сердце. А теперь очень сильно сожмите кулак, а затем расслабьте его. Точно так же сокращается и сердечная мышца — как насос: сначала оно расширяется, наполняясь кровью, после чего сокращается, выталкивая в артерии.

— Посмотрим видеоролик о сердце (онлайн http://interneturok.ru/ 4 класс кровообращение, фрагмент о работе сердца))

— Я представляю его в виде машины, которую в движение приводят молоточки, стуча по барабанам.

-заколки, открытки, блокноты

— Сердце – один из главных органов человека. Без него ни один человек жить не сможет.

— Дети смотрят фрагмент видео урока о работе сердца.

  1. . Исследование в парах

Исследовать частоту пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.

7мин.

Сердце – одна из самых важных мышц в организме. Оно как мотор, который не останавливается всю жизнь.

В состоянии покоя сердце совершает от 60 до 80 ударов в минуту. И даже когда спим, оно работает. За время нашей жизни оно делает примерно 3 миллиарда ударов.

Частота сокращений нашего сердца или пульс – это количество ударов сердца в минуту.

Мы проведем эксперимент и измерим частоту сокращений сердца до и после физической нагрузки. Работать будете в парах. Вспомним правила работы в парах

— Возьмите инструкции, ознакомьтесь с ними и можете приступать к работе.

-Дети слушают сообщение учителя о сердце.

— Учащиеся называют правила работы в паре.

— Проводят эксперимент, пользуясь инструкцией. Измеряют пульс с помощью ЛабДисков , фиксируют результат в программе GlobiWorld при помощи диаграмм и графиков.

Умение работать в парах. С помощью эксперимента определить частоту пульса в спокойном состоянии и после нагрузки. Умение фиксировать результаты эксперимента с помощью компьютерных технологий. Умение работать по инструкции.

  1. . Обмен информацией

Установление причинно-следственных связей.

15 мин.

-Что вы заметили?

-Почему ?

Поработаем в облачных технологиях. Нажмите на ссылку на рабочем столе компьютера и ответьте на вопросы теста по нашей теме. (см. приложение)

Посмотрим на доску как вы ответили на вопросы и обсудим ответы.

-частота пульса увеличилась после нагрузки

-во время физических упражнений нашим мышцам требуется больше кислорода т.е. мы должны дышать чаще, а сердце биться быстрее

Дети нажимают ссылку на рабочем столе и отвечают на вопросы теста самостоятельно.

На доске таблица со всеми ответами детей. Идет обсуждение вариантов ответа тестируемых.

Умение анализировать проведенное исследование и самостоятельно делать выводы.

  1. Оценивание и рефлексия.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

4 мин.

— Сможем мы теперь ответить на поставленные вопросы? (вернуться к вопросам, поставленным в начале урока)

— Каким образом мы получили ответы на вопросы?

-Что узнали нового, чему научились?

Оцените свою работу. Как вы работали?

-Что нужно сделать для того, чтобы работать получилось еще лучше?

Дети отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

-Провели эксперимент, посмотрели видео урок, порассуждали по вопросам теста.

— Узнали как работать с лабораторией ЛабДиск, какой пульс должен быть у здорового человека, как сохранить здоровым свое сердце.

Если все получилось выполнить самому без помощи, то ученик поднимает зеленый сигнальный флажок, если нужна была помощь учителя – желтый, если пока работать самому не получилось, то красный.

Дети дают рекомендации по улучшению работы на уроке.

Дети сами устанавливают уровень своих знаний (эту информацию я уже изучил, а это мне еще предстоит узнать)

  1. . Итог урока

Подведение итогов работы класса

1-2 мин.

Учитель выражает благодарность учащимся за работу на уроке и задает д/з: составить памятки для первоклассников «Как сохранить сердце здоровым».

Записывают домашнее задание.

Воспитанники готовы составить памятки для первоклассников.

кратко и понятно. Функции и строение кровеносной системы человека

Кровь – это одна из базовых жидкостей человеческого организма, благодаря которой органы и ткани получают необходимое питание и кислород, очищаются от токсинов и продуктов распада. Эта жидкость может циркулировать в строго определённом направлении благодаря системе кровообращения. В статье мы поговорим о том, как устроен этот комплекс, благодаря чему поддерживается ток крови, и каким образом система кровообращения взаимодействует с другими органами.

Кровеносная система человека: строение и функции

Нормальная жизнедеятельность невозможна без эффективной циркуляции крови: она поддерживает постоянство внутренней среды, переносит кислород, гормоны, питательные компоненты и другие жизненно необходимые вещества, принимает участие в очищении от токсинов, шлаков, продуктов распада, накопление которых рано или поздно привело бы к гибели отдельно взятого органа или всего организма. Этот процесс регулируется кровеносной системой – группой органов, благодаря совместной работе которых осуществляется последовательное перемещение крови по телу человека.

Давайте рассмотрим, как устроена кровеносная система, и какие функции в организме человека она выполняет.

сердечно-сосудистая система

Строение кровеносной системы человека

На первый взгляд, кровеносная система устроена просто и понятно: она включает сердце и многочисленные сосуды, по которым течёт кровь, поочерёдно достигая всех органов и систем. Сердце – это своеобразный насос, который подстёгивает кровь, обеспечивая её планомерный ток, а сосуды играют роль путеводных трубок, которые определяют конкретный путь перемещения крови по организму. Именно поэтому кровеносную систему называют ещё сердечно-сосудистой, или кардиоваскулярной.

Поговорим более подробно о каждом органе, который относится к кровеносной системе человека.

Органы кровеносной системы человека

Как и любой организменный комплекс, кровеносная система включает ряд различных органов, которые классифицируются в зависимости от строения, локализации и выполняемых функций:

  1. Сердце считается центральным органом кардиоваскулярного комплекса. Оно представляет собой полый орган, образованный преимущественно мышечной тканью. Сердечная полость разделена перегородками и клапанами на 4 отдела – по 2 желудочка и предсердия (левые и правые). Благодаря ритмичным последовательным сокращениям сердце проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая её равномерную и непрерывную циркуляцию.
  2. Артерии несут кровь от сердца к другим внутренним органам. Чем дальше от сердца они локализованы, тем тоньше их диаметр: если в области сердечной сумки средняя ширина просвета составляет толщину большого пальца, то в районе верхних и нижних конечностей его диаметр примерно равен простому карандашу.

Несмотря на визуальную разницу, и крупные и мелкие артерии имеют сходное строение. Они включают три слоя – адвентиций, медиа и интима. Адвентиций – наружный слой – образован рыхлой фиброзной и эластической соединительной тканью и включает множество пор, через которые проходят микроскопические капилляры, питающие сосудистую стенку, и нервные волокна, регулирующие ширину просвета артерии в зависимости от посылаемых организмом импульсов.

кровеносная система

Медиа, занимающая срединное положение, включает эластические волокна и гладкие мышцы, благодаря которым поддерживается упругость и эластичность сосудистой стенки. Именно этот слой в большей степени регулирует скорость кровотока и артериальное давление, которое может варьироваться в допустимом диапазоне в зависимости от внешних и внутренних факторов, влияющих на организм. Чем больше диаметр артерии, тем выше процент эластических волокон в срединном слое. По этому принципу сосуды классифицируют на эластические и мышечные.

Интима, или внутренняя выстилка артерий, представлена тонким слоем эндотелия. Гладкая структура этой ткани облегчает циркуляцию крови и служит пропускным каналом для питания медии.

По мере истончения артерий эти три слоя становятся менее выраженными. Если в крупных сосудах адвентиций, медиа и интима хорошо различимы, то в тонких артериолах заметны только мышечные спирали, эластические волокна и тонкая эндотелиальная выстилка.

  1. Капилляры – самые тонкие сосуды кардиоваскулярной системы, которые являются промежуточным звеном между артериями и венами. Они локализованы в самых отдалённых от сердца участках и содержат не более 5% от общего объёма крови в организме. Несмотря на малый размер, капилляры крайне важны: они окутывают тело плотной сетью, снабжая кровью каждую клеточку организма. Именно здесь происходит обмен веществами между кровью и прилегающими тканями. Тончайшие стенки капилляров легко пропускают молекулы кислорода и питательных компонентов, содержащихся в крови, которые под воздействием осмотического давления переходят в ткани других органов. Взамен кровь получает содержащиеся в клетках продукты распада и токсины, которые по венозному руслу отправляются обратно к сердцу, а затем к лёгким.
  2. Вены – разновидность сосудов, которые переносят кровь от внутренних органов к сердцу. Стенки вен, как и артерий, образованы тремя слоями. Единственное отличие заключается в том, что каждый из этих слоёв менее выражен. Эта особенность регулируется физиологией вен: для циркуляции крови здесь не требуется наличия сильного давления сосудистых стенок – направление кровотока поддерживается благодаря наличию внутренних клапанов. Большее их количество содержится в венах нижних и верхних конечностей – здесь при низком венозном давлении без попеременного сокращения мышечных волокон кровоток был бы невозможен. В крупных венах, напротив, клапанов очень мало или нет вовсе.

В процессе циркуляции часть жидкости из крови просачивается через стенки капилляров и сосудов к внутренним органам. Эта жидкость, визуально чем-то напоминающая плазму, является лимфой, которая попадает в лимфатическую систему. Сливаясь воедино, лимфатические пути образуют довольно крупные протоки, которые в области сердца впадают обратно в венозное русло кардиоваскулярной системы.

сердце

Кровеносная система человека: кратко и понятно о кровообращении

Замкнутые циклы кровообращения образуют круги, по которым кровь движется от сердца к внутренним органам и обратно. Человеческая кардиоваскулярная система включает 2 круга кровообращения – большой и малый.

Кровь, циркулирующая по большому кругу, начинает путь в левом желудочке, затем переходит в аорту и по прилегающим артериям попадает в капиллярную сеть, распространяясь по всему организму. После этого происходит молекулярный обмен, а затем кровь, лишённая кислорода и наполненная диоксидом углерода (конечным продуктом при клеточном дыхании), попадает в венозную сеть, оттуда – в крупные полые вены и, наконец, в правое предсердие. Весь этот цикл у здорового взрослого человека занимает в среднем 20–24 секунды.

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке. Оттуда кровь, содержащая большое количество углекислого газа и прочих продуктов распада, попадает в лёгочный ствол, а затем в лёгкие. Там кровь насыщается кислородом и отправляется обратно к левому предсердию и желудочку. Этот процесс занимает порядка 4 секунд.

Помимо двух основных кругов кровообращения, в некоторых физиологических состояниях у человека могут появляться иные пути для циркуляции крови:

  • Венечный круг является анатомической частью большого и отвечает исключительно за питание сердечной мышцы. Он начинается на выходе венечных артерий из аорты и заканчивается венозным сердечным руслом, которое образует венечный синус и впадает в правое предсердие.
  • Виллизиев круг призван компенсировать недостаточность мозгового кровообращения. Он располагается в основании головного мозга, где сходятся позвоночные и внутренние сонные артерии.
  • Плацентарный круг появляется у женщины исключительно во время вынашивания ребёнка. Благодаря ему плод и плацента получают от материнского организма питательные вещества и кислород.

Функции кровеносной системы человека

Основная роль, которую играет кардиоваскулярная система в организме человека, заключается в передвижении крови от сердца к другим внутренним органам и тканям и обратно. От этого зависит множество процессов, благодаря которым возможно поддержание нормальной жизнедеятельности:

  • клеточное дыхание, то есть перенос кислорода от лёгких к тканям с последующей утилизацией отработанного углекислого газа;
  • питание тканей и клеток поступающими к ним веществами, содержащимися в крови;
  • поддержание постоянной температуры тела с помощью распределения тепла;
  • обеспечение иммунного ответа после попадания в организм болезнетворных вирусов, бактерий, грибков и других чужеродных агентов;
  • выведение продуктов распада к лёгким для последующей экскреции из организма;
  • регуляция активности внутренних органов, которая достигается за счёт транспортировки гормонов;
  • поддержание гомеостаза, то есть баланса внутренней среды организма.

Кровеносная система человека: кратко о главном

Подводя итоги, стоит отметить важность поддержания здоровья кровеносной системы для обеспечения работоспособности всего организма. Малейший сбой в процессах циркуляции крови способен стать причиной недополучения кислорода и питательных веществ другими органами, недостаточного выведения токсических соединений, нарушения гомеостаза, иммунитета и других жизненно важных процессов. Чтобы избежать серьёзных последствий, необходимо исключить факторы, провоцирующие заболевания кардиоваскулярного комплекса – отказаться от жирной, мясной, жареной пищи, которая забивает просвет сосудов холестериновыми бляшками; вести здоровый образ жизни, в которой нет места вредным привычкам, стараться в силу физиологических возможностей заниматься спортом, избегать стрессовых ситуаций и чутко реагировать на малейшие изменения в самочувствии, своевременно принимая адекватные меры по лечению и профилактике сердечно-сосудистых патологий.

сердце

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *