Сенситивные отношения: что это такое в психологии, возрастная сензитивность – Сенситивность — особая чувствительность

Содержание

Сенситивность — особая чувствительность

Главная страница » Сенситивность — повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность

Звоните +7 495 135-44-02 и мы не только правильно проведем полную диагностику, но и сможем быстро помочь Вам!

Лечение протекает обычно быстро и приносит положительный эффект.

Наиболее частые жалобы, которые предъявляют пациенты при проявлении симптомов межличностной сенситивности, повышенной чувствительности:

Межличностная сенситивность.

  • Особая чувствительность
  • Недовольство другими
  • Вас не понимают
  • Ощущение, что люди недружелюбны или Вы им не нравитесь
  • Ощущение, что Вы хуже других
  • Чрезмерная застенчивость или скованность при общении с другими
  • Ощущение неловкости, когда люди смотрят на Вас
  • То, что Ваши чувства легко задеть
  • Определяется чувствами личностной неадекватности и неполноценности, в особенности при сравнении с другими, когда человек начинает оценивать себя в сравнении с другими людьми. Самоосуждение, чувство беспокойства и значительный дискомфорт, в процессе межличностного взаимодействия, что человеком ощущается в виде снижения качества жизни. Кроме того, очень часто обостряется чувство осознания собственного «Я» и негативных ожиданиях относительно межличностного взаимодействия и любых межличностными коммуникациями.

    Сенситивность – Особенность личности, заключающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, в неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям, к фиксации своих переживаний.

    Сенситивный

    (сензитивный) – Человек, обладающий повышенной чувствительностью, психически легко ранимый.

    Сенситивный период – Период в жизни ребенка, в которой усваивается или развивается двигательная способность. Точнее формулировать этот период, когда ребенок достаточно психически созрел, чтобы усвоить определенные функции. Обычно среда, в которой ребенок живет и окружающие его люди предоставляют ему многочисленные случаи для упражнения, соответствующие его потребностям в данный момент, в который они становятся осязаемыми. Когда этого не происходит, возможность естественного усвоения теряется. Т.е. теряется период особой чувствительности. В таких случаях у детей может почти полностью быть утеряна способность усваивать позднее человеческий язык и соответствующее человеку поведение (Критический период в развитии ребенка).

    Межличностная сенситивность.

    Сенситивная аура – выражается в ощущениях парестезии, боли, сердечных и желудочных диестезиях, чаще всего в виде «дурноты», поднимающейся от желудка к горлу, в приступах удушья и др. Наблюдается при патологии головного мозга.

    Парестезия — один из видов расстройства чувствительности, характеризующийся ощущениями онемения, чувства покалывания, ползания мурашек. Ложные ощущения.

    Дизестезия — более общее понятие, включающее также извращенное восприятие внешних раздражителей, часто может проявляться в виде синдрома «раздраженных ног». Синдром раздражения, жгучего болезненного характера. Не редко может проявляться и в виде аллергических реакций.

    Бред сенситивного отношения – Бред, связанный с реальной или мнимой физической или моральной ущербностью больного, физическими или психическими недостатками, совершенными в прошлом неприличными поступками. Часто пациент убежден, что какой-то поступок, чаще не хороший, известен окружающим и является почвой для намеков и обсуждений.

    Сенситивный бред отношений Кречмера – Психогенно обусловленный паранойяльный бред отношения, в возникновении которого существенна роль повышенной чувствительности человека, его акцентуированной аффективности и конституционального предрасположения. Таким образом, сенситивный бред отношения как бы производен от характера личности и эмоционального состояния больного.

    Межличностная сенситивность, или особая чувствительность может проявляться как кратковременные состояния, например при сильном огорчении, разочаровании или нервном напряжении: «Все против меня», «Весь Мир ополчился на меня». Так же эти ощущения могут быть частым явлением или быть постоянными. Не редко сенситивное мышление подчиняет себе поведение человека и препятствует его социальной адаптации.

    При проявлении подобной симптоматики, врач-психиатр, психотерапевт (врач-психотерапевт) должен очень внимательно отнестись к более подробному сбору информации, так как имеется высокая вероятность установки ошибочного мнения, что приведет к выбору не верной тактики лечения пациента, а это означает, что лечение не принесет человеку ожидаемого облегчения его психического состояния.

    Сенситивность

    , или особая, повышенная чувствительность может наблюдаться при различных психических расстройствах, например:

    1. Характерологические особенности развития личности (патология личности).

    2. Стрессовые состояния.

    3. Тревожные расстройства.

    4. Различные депрессии.

    5. Неврозы.

    6. Органические заболевания головного мозга.

    7. Токсические поражения головного мозга.

    8. Эндогенные психические расстройства.

    Для точного определения истинного состояния и установления полного и точного диагноза, правильного подбора лечения психического расстройства, врач-психотерапевт обязан провести дифференциальную диагностику.

    Клиника лечения расстройств нервной системы.

    Сензитивность в составе психологического и возрастного аспекта

    Сензитивность в составе психологического и возрастного аспекта

    Сензитивность ( от лат. sensus — чувство, ощущение) — представляет собой черту личности, которая проявляется в гипертрофированной чувствительности к происходящим событиям, что сопровождается повышенным уровнем тревожности перед будущим

    Внешними выражениями сензитивности являются робость, сильная впечатлительность, пониженная самооценка и склонность к излишней самокритичности. Сензитивный человек долго переживает случившиеся события и, как правило, имеет выраженный комплекс неполноценности.

    Обычно с возрастом сензитивность постепенно уменьшается, что связано с развитием самоконтроля и способности перебарывать собственную тревожность. Сензитивность может быть обусловлена как врожденными чертами, например, слабым типом нервной системы или повреждениями головного мозга во время внутриутробного развития, так и особенностями воспитания ребенка. В психологии синонимами сензитивности являются «чувствительность» и «сенситивность».

    Встречается и противоположное явление, выражающееся в том, что человек практически не проявляет эмоциональных реакций на происходящие события, других людей и т. д. Выражается это в отсутствии внимания к окружающим, некоторой бестактности, а также равнодушии.

    Сензитивность в психологии


    Психологи понимают рассматриваемое явление как ощущение гипертрофированной восприимчивости, сопровождаемое комплексом неполноценности. Сензитивные люди нередко ощущают себя непонятыми и одинокими.

    При обращении к психотерапевту такие пациенты высказывают жалобы о равнодушном отношении к себе со стороны близких, их недружелюбии, отсутствии возможности установить теплые отношения с другими людьми.

    Нередко сензитивные люди полагают, что недостойны внимания и успеха. Из-за собственной скованности, неуверенности в своих силах, ранимости и чувствительности им сложно справляться с ежедневными делами и проблемами.

    Сензитивность, выражающаяся в личностных особенностях человека, то есть ранимости, гиперчувствительности и совестливости, может являться постоянной характеристикой индивида или проявляться лишь от случая к случаю. К сожалению, рассматриваемое состояние может становиться серьезным препятствием социальной адаптации ведь сензитивный человек полагает, что весь мир настроен против него.

    Такие люди остро ощущают собственную ущербность и неполноценность, в связи с чем боятся знакомиться с другими, испытывают ужас перед публичными выступлениями и всячески стараются избегать действий, связанных со взаимодействием с окружающими.

    Вышеописанная симптоматика часто становится причиной обращения к психотерапевтам. Опытный специалист может быстро определить корень проблемы и выбрать правильные методы терапии, которые позволят облегчить состояние сензитивного пациента. Данное состояние может быть одним из симптомов невротических расстройств, перенесенного стресса, депрессии, эндогенных психических заболеваний и т. д.

    Степень выраженности напрямую зависит от особенностей темперамента человека. Уровень выраженности определяется тем, влияние какой силы требуется для запуска некоторой психологической реакции. Одно и то же событие у разных людей может вызывать разную по силе реакцию. Холерики и меланхолики отличаются максимальной впечатлительностью, поэтому они чаще бывают сензитивными, чем сангвиники и флегматики, которые склонны игнорировать потенциально тревожные ситуации.

    Возрастная сензитивность


    Возрастная сензитивность представляет собой возникновение на определенных стадиях развития индивида восприимчивости к различным воздействиям. Исследованием данного явления занимаются психология развития и педагогика.

    Знания о том, в каком возрасте человек становится максимально восприимчивым, помогает составлять программы развития определенных навыков и способностей. Например, в возрасте двух-трех лет дети восприимчивы к языкам, поэтому именно в этот момент целесообразно развивать речевые навыки.

    Если проигнорировать сензитивный период, то вернуться к нему будет уже невозможно, поэтому в будущем с формированием важных способностей могут возникнуть серьезные проблемы.

    Сензитивные периоды длятся в течение определенного времени и заканчиваются вне зависимости от того, успел ли человек получить новые знания и умения. При этом сознательно повлиять на наступление сензитивного периода невозможно.

    Поэтому родители должны знать, в какой момент ребенок становится наиболее восприимчивым к освоению нового опыта: это позволит сделать обучение максимально успешным и продуктивным. Чтобы не пропустить наступление сензитивного периода, следует как можно внимательнее наблюдать за особенностями ребенка, замечая наступление любых изменений в его характере и поведении.

    Это позволит не только сделать обучение эффективным, но и предсказать наступление следующего сензитивного периода, что даст возможность создать благоприятную развивающую среду.

    Интересно, что сензитивные периоды универсальны: они не зависят от культурных особенностей, национальной принадлежности и других факторов. У всех детей мира эти периоды наступают и заканчиваются приблизительно в одно и то же время.

    Конечно, наступление сензитивного периода индивидуально, поэтому идеи фронтального обучения показали свою нецелесообразность. Можно сказать, что по-настоящему эффективными являются только индивидуальные программы обучения и развития.

    Немаловажное значение имеет динамика протекания сензитивного периода: у всех детей периоды наибольшей восприимчивости протекают по-разному, что важно учитывать при составлении программ обучения. Все возрастные сензитивные периоды имеют постепенное развитие и начало их не всегда легко заметить.

    Проще всего наблюдать этап максимальной интенсивности сензитивного периода: в это время восприимчивость ребенка достигает пика. После этого удачный период плавно сходит на нет.

    Тренинг сензитивности

    Понятие сензитивности заключает в себе способность к предсказанию эмоций, мыслей и действий окружающих людей. Эта способность необходима для того, чтобы более осознанно взаимодействовать с другими. Получить навыки эффективного взаимодействия можно на специальном тренинге по развитию сензитивности.

    Психолог Г. Смит выделил несколько основных типов сензитивности:

    • наблюдательская, заключающаяся в умении видеть и запоминать внешний вид и действия окружающих;
    • теоретическая: использование психологических теорий для объяснения поведения окружающих людей;
    • номотетическая, то есть понимание человека как представителя той или иной группы;
    • идеографическая сензитивность, смысл которой состоит в осознании индивидуальности и уникальности каждой человеческой личности.

    trening-senzitivnosti
    Тренинг сензитивности

    Основной задачей тренинга можно назвать развитие способности понимать и предсказывать действия окружающих. Имеются у тренинга и другие цели, которые делятся на две группы: непосредственные и высокоорганизованные.

    Непосредственные цели:

    • повышение уровня осознанности участников тренинга, связанное с получение знаний об особенностях восприятия людьми друг друга;
    • повышение чувствительности к групповым процессам и действиям окружающих, развитие способности воспринимать коммуникативные сигналы;
    • формирование условий, которые способствуют эффективной групповой динамике;
    • развитие навыков межличностного взаимодействия;
    • развитие навыков включаться в групповые и межличностные процессы.

    Высокоорганизованные цели:

    • освоение нового поведенческого репертуара;
    • развитие способности к формированию аутентичных взаимоотношений с другими людьми;
    • получение знаний о личностных особенностях других людей;
    • развитие способности к сотрудничеству.

    Достичь вышеперечисленных целей помогает взаимодействие между участвующими в тренинге людьми и анализ складывающихся между ними отношений. В этом плане тренинг сензитивности напоминает классические виды групповой психотерапии.

    Очень часто тренинг сензитивности используется для подготовки психотерапевтов. Тренинг способствует развитию чувствительности к групповой динамике, позволяет научиться оценивать поступки участников тренинга, а также эффективно выявлять их проблемы и внутриличностные конфликты.

    На тренингах развития чувствительности используются разнообразные упражнения и ролевые игры, которые можно разделить на три виды.

    К первому виду относятся упражнения, участие в которых принимают все участники тренинга. Обычно это разминочные упражнения, а также игры, которые настраивают участников на последующую работу.

    Второй вид упражнений позволяет создать контакт между участниками.

    Эти упражнения способствуют развитию внимательности, способности понимать мысли и поведение окружающих людей.

    Наконец, третий вид упражнений направлен на получение обратной связи.

    Во время этих упражнений между участниками группы формируются прочные эмоциональные связи.

    Метафизический бред. Бред отношения

    Метафизический бред — убеждение пациента в существовании неких потусторонних объектов и событий, наличие которых не может быть доказано или опровергнуто ни эмпирически, ни научными методами и которые связаны с мистикой, являясь предметом веры. Такой бред есть болезненное суеверие или болезненная вера. Одним из вариантов данного расстройства является архаический бред — убеждение в том, что существуют духи, управляющие ими колдуны и ведьмы или что он испытывает со стороны последних сверхъестественное влияние на себя посредством магии, телепатии и т. п. («порча, сглаз, приворот, проклятие» и т. п.). Является разновидностью бреда воздействия. Архаические представления чаще всего имеют коллективный характер и не являются подлинным бредом. Вероятно, их правильнее расценивать как внушённый бред, обычно стереотипный у разных его носителей. Истории известны эпидемии такого бреда, в них бывает вовлечено множество людей. Собственно архаический бред возникает спонтанно,  у индивида, лишённого ранее явных предрассудков и суеверия, его содержание носит индивидуальный, нетипичный, а иногда абсурдный характер.

    Одним из видов архаического бреда является бред одержимости. Это может быть одержимость нечистой силой, иногда такая сила не имеет чёткой метафизической идентичности. Так, пациент сообщает, что последние 2 года в его тело через большой палец ноги проникло «оно». «Оно», по его несколько путаным описаниям, представляет собой некое бестелесное существо, которое перемещается по всему телу пациента, причиняя ему нестерпимые мучения. «Оно» несколько утихает, когда пациенту становится холодно. Именно поэтому он в стужу выходит раздетым на улицу и мёрзнет. Утихает «оно», когда он причиняет себе боль, например изо всей силы бьёт кулаком по стене или полу. «Оно» особенно донимает пациента по ночам. Будучи в отделении, он не выдерживал мук и будил больных, когда ударял кулаком по полу. Встречаются пациенты, одержимые некими людьми, обычно известными. В отличие от бреда апперсонализации, пациенты не идентифицируют себя с ними, а если это происходит, то не полностью и на короткое время.

    Пациент сообщает: «Я принял в себя Гитлера, Муссолини, Пугачёва и Разина. Все они живут во мне. Иногда я веду себя под их влиянием. Недавно на молодёжной тусовке я подколол одного типа. Когда я выступал в качестве Гитлера, он посмел возражать мне. В данный момент я нахожусь в роли Гулена, жреца друидов, но вы зовите меня, как написано в паспорте. Моё Я ещё существует, оно не смешивается с живущими во мне лицами. Вы же знаете, что шизофреник — это личность, причём не одна. Я могу раскрываться, как веер, и складываться обратно в одно своё Я».

    Разновидностью бреда одержимости является дерматозойный бред (бред кожных паразитов, синдром наружной зоопатии, пресенильный дерматозойный бред Экбома, синдром Берса-Конрада, бред поражения паразитами Визера-Кайзера) — убеждение пациента в том, что на его коже, внутри неё или под ней находятся мелкие насекомые. Бред обычно сочетается с тактильными галлюцинациями. Пациент, к примеру, ясно ощущает у себя под кожей присутствие движущихся червей. Он пытается избавиться от них, перерезать лезвием бритвы.

    Постепенно он убеждается в том, что это не даёт должного эффекта: вместо одного червя появляются два. Бред внутренней зоопатии — убеждение пациента в том, что внутри него, в его внутренних органах находится живое существо: паразит, кошка, собака и т. п. либо неодушевлённый объект, какой-то предмет, аппарат, передатчик. Такой бред сопровождается, как правило, висцеральными галлюцинациями. Так, пациент утверждает, что в его желудок каким-то образом проник выводок щенят. Он отчётливо ощущает, как они двигаются, царапаются. Он заботится о них, кормит молоком, печеньем. Сытые, «они спят», не беспокоят его. Наконец, близким бреду одержимости является бред внутреннего двойника — убеждение пациента в том, что в нем находится его бесплотный двойник, обычно его антагонистическое Я. Некоторые пациенты указывают, что они ощущают внутри себя даже физическое тело второго Я.

    Реже встречается бред вдохновения, то есть одержимости мистическими силами добра. Так, пациент утверждает, что в нём находится ангел, который управляет его поведением. Некоторые пациенты с архаическим бредом уверяют, что они сами являются магами, чародеями, колдунами, как злыми, так и добрыми, причём роль первых предпочитает большинство пациентов.

    Другим, в общем-то близким вариантом расстройства является религиозный бред — возникающее в силу болезни убеждение в существовании неких высших сил, управляющих реальными событиями, а в некоторых случаях — и самим пациентом. Болезненная вера обычно сильно отличается от канонической и возникает спонтанно, без какого-либо внешнего влияния, хотя она также может быть внушённой. Е.Блейлер говорит по этому поводу следующее: «Мы обычно не считаем бредовой религию, если религиозный человек имеет свой взгляд на религию, но если его нововведения слишком резки, мы говорим, что это «религиозные бредовые идеи», хотя перед судом голой логики новый пророк имеет такую же действительную цену, как и старые».

    Религиозный бред может проявляться самоотождествлением с Богом, мессией, пророками, святыми. Выделяют, к примеру, мессианский бред или ноэзис — убеждение пациента в том, что он является посланцем Бога на Земле с альтруистической целью очистить её от греха и скверны (синонимом термина является альтруистический бред). Нередко встречаются пациенты, отождествляющие себя с Сатаной, призванные утверждать на Земле сатанинское начало, — негативистический бред. Так, пациент всех людей с крестиками на груди воспринимает как сторонников сатанизма. Себе он вырезал крест на груди, чтобы подчеркнуть свою близость к Сатане.

    Следующий вариант метафизического бреда представляет эсхатологический бред (от греч. eschaton — предел, конец, logos — учение) или бред конца мира, бред гибели мира, апокалиптический бред (от гр. apokalypsis — букв. откровение; часть Библии с пророчеством конца света, Страшного суда и др.) — убеждение пациента в своей способности пророчествовать и предвидеть наступление гибели человечества и даже всей Вселенной. Жертвами таких провидцев в разные времена оказывались многие люди, слепо уверовавшие в новоявленных апостолов. И поныне на этой почве наблюдаются случаи коллективного самоубийства.

    Наблюдается и такая разновидность метафизического бреда, как бред реинкарнации (в восточных религиях теория перевоплощения человека после смерти в другое живое существо; от лат. re — приставка, указывающая на возобновление, повторность действия; caro — плоть) — убеждение пациента в существовании у него «прошлой» жизни в том или ином качестве. Сюжеты «прошлых» жизней, как можно иногда установить, пациент заимствует из книг, фильмов, о чём нередко помнит сам. Так, пациент утверждает, что в далёком прошлом он был жрецом древнеславянского божества Вереса, затем он переродился в оруженосца Карла Великого, впоследствии перевоплотился в «феодала, сеньора», потом он был «сумасшедшим», в честь которого воздвигли собор Василия Блаженного. Жил он также в облике «знаменитого гангстера из Чикаго», «советского контрразведчика в Берлине» и, наконец, родился в теперешнем своём виде.

    Он думает, что и эта жизнь не является последней, но кем он станет в следующих перерождениях, пока не знает. Бредовое поведение таких пациентов может проявляться, например, суицидными попытками, предпринимаемыми с целью покончить с настоящей жизнью, чтобы возродиться в другой, в частности в качестве «творца новой мировой религии». Других пациентов такой бред, напротив,удерживает от суицида, если они «знают», что в предстоящей жизни им суждено быть в роли всеми презираемого человека или какого-то низшего существа.

    Бред отношения — убеждение пациента в том, что он находится в центре происходящих вокруг него событий. Всё, что он воспринимает, каким-то образом, уверен он, связано именно с ним. Окружающие люди отнюдь не случайно попадаются ему на пути, они говорят только о нём, смеются лишь над ним, что-то знаками сообщают другим о нём, в их речи он постоянно слышит какие-то намёки в свой адрес, в газетах и книгах пишут о нём или имеют его в виду, по радио и телевидению проходят специальные сообщения о нём. Пациент чувствует, что он невольно притягивает к себе всеобщее внимание. Так, больная услышала по «Маяку», что разыскивается пропавшая девушка 22 лет. Она сразу поняла, что речь идёт о ней. «Правда, мне 26 лет, но они по ошибке убавили мой возраст». Пациент собрал большую коллекцию журналов, газет, брошюр, плакатов и книг, в которых он находил упоминания о себе.

    Другой пациент сообщает: «У меня такое ощущение, будто меня все разглядывают, изучают, наблюдают за мной, точно у меня то ли грязь на лице, то ли пятна на одежде. Я всё время ловлю чьи-то взгляды, мне кажется, что против меня что-то замышляется». «Стоит мне появиться на улице, как чувствую, будто я обнажённый. Люди пялятся на меня, перемигиваются, покашливают, сморкаются, и всё это с каким-то значением, я слышу, что они говорят обо мне, не прямо, а как бы намёками, отворачиваются от меня, расходятся в стороны, оглядываются, шушукаются за моей спиной. Мне кажется, что они всё обо мне знают, я весь перед ними как на ладони». Обычно бред отношения касается сферы межличностных контактов, но иногда в эту сферу вовлекаются животные, птицы и даже неодушевлённые объекты. Так, пациент сообщает: «У меня возникло ощущение, будто ворон неслучайно кружит в 10 метрах от меня и каркает, был страх, что он вот-вот клюнет меня в голову». Тенденция связывать с собой внешние события является избирательной. Пациент относит к себе только то, что, по словам Е.Блейлера, отвечает кататимическому комплексу. Всё прочее остаётся за пределами бреда и воспринимается как обычно.

    Бред отношения — признак того, что пациент вступил в фазу активного бредообразования. Это означает, что в это время в его личности происходят интенсивные болезненные изменения. Сам пациент осознаёт их как нечто внешнее для себя. Это не он всматривается в себя, это вместо него делают окружающие его люди. Пациенту может быть страшно за себя, но свой страх он усматривает в угрожающем поведении посторонних людей. Этот страх исходит также от стен, деревьев, облаков и от чего угодно. Или он испытывает радость, но думает, что она истекает от встречных людей, которые восхищаются, любуются им, дают ему понять, что воспринимают его как некую значительную персону.

    Бред отношения тем самым есть осознание смысла будущих бредовых идей при смутном понимании их значения. Смысл этот даётся пациенту в бредовом настроении, которое есть не только страх, тревога, мания или депрессия, но и что-то ещё, необходимое для формирования бреда. На стадии бреда отношения можно увидеть прообразы различных других бредовых идей и бредовых форм. Как указывает Е.Блейлер, бред отношения «наблюдается особенно в паранойяльных и параноидных формах, где он часто образует основу других бредовых идей». Наряду с собственно идеями отношения в это время возникают мимолётные идеи преследования, величия, самоумаления, значения и др., в нём как бы заключены также бред восприятия, бред толкования, феномены бредового сознания. Следующим за бредом отношения этапом бредообразования будет, скорее всего, бред значения, то есть наполнение бреда определённым содержанием. Следует ещё раз отметить, что истинный бред отношения имеет мало общего с сенситивным бредом отношения Э.Кречмера, хотя некоторое внешнее сходство между ними всё же есть.

    Сенситивные идеи отношения — это непсихотический феномен, суть его состоит в том, что чрезвычайно стеснительный и ранимый невротик, обеспокоенный своим неким сильно преувеличенным дефектом, считает, что окружающие, как и он сам, замечают этот порок или недостаток. И чем сильнее он волнуется или «комплексует» по поводу своего дефекта, тем больше внимания, как он думает, его персоне уделяют окружающие люди (сенситивные идеи отношения, напомним, впервые были описаны Ф.М.Достоевским).

    В данном случае имеют место типичные, хотя и несколько заострённые проявления эгоцентризма: если меня это сильно беспокоит и привлекает моё внимание, то точно то же должны чувствовать и другие люди. Так, пациент очень переживает свою двигательную неловкость. На людях его беспокойство возрастает до такой степени, что он даже мечтает сломать себе ногу с тем, чтобы был повод вообще не появляться на улице или ходить с тростью. Другой пациент очень хотел бы передвигаться на костылях, «это было бы естественно, никто не заметил бы, что я хромаю». Сенситивность пациентов резко возрастает во время депрессии, но и в этом случае она чаще всего не становится подлинным бредом.

    К содержанию

    Сензитивность — виды, основные качества, развитие

    Факторы, влияющие на развитие сензитивностиХарактерологическую особенность человека, которая проявляется в чрезмерной чувствительности к явлениям окружающего мира, в психологии называют сензитивностью. Люди, подверженные такому явлению, обычно обладают повышенным чувством тревоги, ограждают себя барьерами в социальном общении, боятся новых ситуаций, незнакомых ощущений и даже незначительных испытаний. У разных людей данная особенность может проявляться по-разному, в зависимости от ее вида и характера.

    Развитие сензитивности

    Можно выделить основные качества, свойственные сензитивным личностям:

    • Стеснительность;
    • Робость;
    • Излишняя впечатлительность;
    • Чувство неполноценности;
    • Склонность к длительному переживанию прошедших или предстоящих событий.

    Как можно догадаться, подобные качества чаще всего обусловлены конкретными особенностями воспитания и жизненным опытом человека. Вместе с этим, бывают случаи, когда развитие сензитивности спровоцировано различными органическими причинами (например, наследственностью, поражениями мозга и т. п.)

    Однако сензитивность, как правило, берет начало еще с детства человека. Эмоциональное отвержение ребенка в семейных отношениях в данном случае выступает самой распространенной причиной. Если родители не уделяют ему нужного внимания, ласки и заботы, кроме различных комплексов, в ребенке начинается развитие сензитивности. Так возникают: замкнутость, нелюдимость и тревожность.

    То же можно сказать и о ситуации, когда родители проявляют излишнюю строгость по отношению к детям. Ответной реакцией является постоянное стремление к уединению и замкнутость в собственном мире. Ребенок на подсознательном уровне старается избегать всяческих контактов с людьми, чтобы не подвергнуться очередному наказанию или порицанию.

    У многих людей с годами сензитивность смягчается, поскольку возраст и опыт приучают их быть практичнее в реальной жизни. Они начинают смотреть на вещи проще и приобретают способность лучше контролировать собственные эмоции.

    Виды сензитивности

    С точки зрения психологии, сензитивность нередко трактуется так же как умение человека понимать и воспринимать чувства и особенности характера разных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение.

    Так, различают 4 вида сензитивности:

    • Наблюдательская;
    • Теоретическая;
    • Номотетическая;
    • Идеографическая.

    Наблюдательский вид основывается на способности человека обращать большое внимание на поведение, речь и внешность других людей. То есть сензитивный человек такого типа замечает одновременно все сразу.

    Теоретический вид сензитивности преполагает умение использовать разные теории для объяснения и прогнозирования мыслей, ощущений и поведения другого человека.

    Номотетическая сензитивность характеризуется способностью человека выявлять основные черты типичного представителя какой-либо социальной группы, а впоследствии применять это знание для предсказания поведения людей, относящихся к этой группе.

    Идеографический вид отличается навыком понимать своеобразие и индивидуальные особенности данного человека.

    Другие виды сензитивности

    Кроме основных типов, можно разделить сензитивность также на:

    • Эмоциональную;
    • Социальную;
    • Сензитивность темперамента.

    Эмоциональная сензитивность чаще всего используется в значении гиперчувствительности человека к происходящим или предстоящим событиям. То есть все то, что вполне нормально воспринимается большинством людей, для сензитивной личности приобретает огромное значение.

    Как правило, человек, у которого наблюдается эмоциональная сензитивность, подвержен сильному влиянию прошлого. Все события, даже самые незначительные, которые с ним произошли, постоянно анализируются и приобретают все новые оттенки.

    К примеру, если он в детстве стал свидетелем громкой родительской ссоры, и это происшествие сильно повлияло на его психику, он будет помнить о нем практически всю жизнь. Эмоциональная сензитивность в данном случае проявляется тем, что человек, как правило, очень страдает от собственных тяжелых воспоминаний, поскольку наделен неординарной способностью с их помощью переживать события заново.

    Так же болезненно сензитивные личности воспринимают какие-либо предстоящие перемены. Зачастую даже положительный характер событий доставляет им беспокойство и приводит к эмоциональному напряжению.

    Социальная сензитивность характеризуется в первую очередь как непреодолимое чувство страха перед различными социальными ситуациями. Как уже отмечалось выше, люди, подверженные данной патологии, в большинстве своем страдают комплексом неполноценности.

    Именно сознание своей ущербности и способствует развитию социальной сензитивности. Человек боится общения с незнакомыми людьми, не решается выступать на публике и избегает социальной активности, как правило, по одной причине: он считает себя недостаточно умным, способным, симпатичным, достойным и т.д.

    Отличительные черты эмоциональной сензитивностиПодобные мысли приводят человека, одержимого социальной сензитивностью, в сильное волнение, а для того, чтобы побороть себя и обрести уверенность в собственных силах, необходимо много стараний и времени.

    Под сензитивностью темперамента подразумеваются характерологические особенности, присущие группам людей с определенным складом характера. Считается, что таким видам, как холерик, сангвиник и флегматик почти не свойственно это качество. А темперамент меланхолика как раз включает в себя те свойства, которые присущи сензитивным людям:

    • Сильная впечатлительность;
    • Ранимость;
    • Тревожность;
    • Мнительность.

    Кроме того, психологи, характеризуя меланхолический тип темперамента, сензитивностью называют преимущественно депрессивный характер переживаний людей, принадлежащих к нему. Меланхолики очень тяжело переживают обиды и сильно расстраиваются при неудачах, чаще всего обвиняя при этом себя. Комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах также присущи данному типу. Таким образом, при определении темперамента сензитивного человека можно почти всегда прийти к выводу, что он меланхолик.

    Бред отношения

    Бред – расстройство содержания мышления c появлением болезненных идей и представлений, которые искаженно отражают реальность. Попытки разубедить, доказать неправильность неверного утверждения только усиливает синдром. Бред характерен для шизофрении, шизоаффективного, биполярного расстройства (на более поздних стадиях мании), а также органических поражений мозга.

    Существует много разновидностей бреда: бред преследования, отношения, ревности, ущерба, религиозный бред ит.д.

     «Я» в центре событий

    Бред отношения — уверенность пациента, что происходящее вокруг связано с ним. Например, прохожие, радио или СМИ говорят о пациенте прямо или косвенно.

    Пациент сообщает: «Я ехал в автобусе, все пассажиры обсуждали только меня» или девушка 26 лет услышала по радио об исчезновении молодой женщины 21 года и решила, что говорят о ней, но по ошибке убавили возраст.

    Традиционно бред отношения распространяется на людей и межличностные контакты, но бывают примеры, когда участниками становятся животные, неживые объекты, явления природы.

    «У меня появилось чувство, что ворон вьется надо мной, так как будто собирается клюнуть».

    Появление бреда отношения говорит об активной фазе психического заболевания. Личность в этот момент переживает болезненные изменения. Он осознает их как что-то внешнее. Пациент через взгляды других всматривается внутрь себя. Если испытывает страх, то чувство исходит от кого угодно только не от него.

    Мужчина  проходит мимо группы подростков. Он слышит, как дети смеются после того, как ушел, и убежден, что смеялись над ним.

    Стадия бреда позволяет рассмотреть  смысл будущих бредовых идей. Чаще всего симптом наблюдается при  паранойяльных и параноидных формах, где вместе с бредом отношения возникают идеи преследования, величия, значения и т.д.

    Н. ощутил, слежку. В раздевалке на работе от коллег слышал «намеки» на то, что и как у него находится дома, что делал вчера, на подробности его интимной жизни. На улице стал ощущать особые взгляды людей, казалось, все тоже все знают о нем.

    Примеры бреда отношения

    Бред отношения может принимать разные формы. Некоторые являются относительно безвредными, а другие существенно влияют на образ жизни.

    • К. верит, что пришельцы могут слышать его мысли каждый раз, когда К. выходит на улицу в безоблачный день. По этой причине К. остается в помещении, если только на небе нет облаков.
    • Д. думает, что все оценивают ее выбор продуктов в магазине. Из-за этого Д. ходит за покупками поздно вечером, когда не так много людей.
    • М. считает, что ему нужно сидеть в определенной позиции на определенной части дивана, чтобы его любимая спортивная команда выиграла. М. начинает беспокоиться, когда кто-то еще сидит там во время игры.

    Если происходит большое или маленькое событие, оно может стать частью бредообразования. Вот некоторые примеры:

    • В. считает, что каждый раз, когда играет определенная песня, его бывший муж думает о ней.
    • Н. считает, что любимое телешоу транслирует секреты о ней с подсознательными сообщениями. Н. записывает и пересматривает программу несколько раз, пытаясь определить, когда ее секреты раскрываются.

    Как видно из примеров, идеи могут сильно отличаться. Некоторые состоят из кратких мимолетных мыслей, другие радикально меняют поведение человека.

    Разница между сенситивными идеями и бредом отношения

    У большинства людей бывают ситуации, когда кажется, что  на тебя все смотрят. Но вместо того, чтобы поверить в это, человек оценивает, что смех или взгляд не обязательно связаны с ним. Так проявляется сенситивность.

    Сенситивные идеи не признак болезни, т.к. возникают у психически здоровых людей. Это проявления стеснительности, ранимости невротичного типа личности, который преувеличивает свой кажущийся недостаток.

    При возникновении сенситивных идей речь идет об эгоцентризме, т.е. «если меня что-то беспокоит, вероятно, это волнует других людей». Сенситивность увеличивается во время депрессии, но не становится при этом бредом отношения.

     

    что это в психологии, определение, свойство личности

    Расстройство личности

    Сензитивность (неуверенность в себе) — это психический феномен, выражающийся в повышенной восприимчивости и впечатлительности людей и механизме их вступления в конфликты. Из-за чувствительности и ранимости злость и обиды сензитивные люди носят в себе, не высказывая. Состояние отягощается переживаниями, защитные механизмы не срабатывают. При застое подавленной агрессии у таких личностей бывают внезапные эмоциональные взрывы.

    1

    Понятие

    Сензитивность – характерологическая особенность человека, выражающаяся в повышенной чувствительности, которая окрашивается тревожностью перед новыми событиями. Индивидуальные проявления таковы:

    • низкая самооценка;
    • повышенная чувствительность;
    • робость;
    • застенчивость;
    • резкая самокритика;
    • комплекс неполноценности;
    • склонность к продолжительным переживаниям.

    На уровень сензитивности в межличностном общении максимально влияют врожденные характеристики человека:

    • особенности полученного воспитания;
    • наследственность;
    • органические поражения головного мозга.

    С возрастом, в процессе самовоспитания, человек способен уменьшить уровень своей сензитивности, поборов в себе чувство тревоги перед новыми событиями.

    В психологии сензитивность рассматривается как проявление чрезмерной чувствительности или нечувствительности, характеризующееся полным отсутствием эмоциональной реакции на поступки и поведение окружающих людей. Нечувствительность проявляется:

    • полным равнодушием;
    • отсутствием физических ощущений;
    • бестактностью и невниманием к другим людям.
    Психология маргинального поведения и его характеристики

    Психология маргинального поведения и его характеристики

    2

    Поведение личности в обществе

    Личности с повышенным уровнем сензитивности трудно адаптируются в социуме. Они испытывают проблемы в различных жизненных ситуациях, в которых вынуждены сталкиваться с другими людьми. В результате взаимодействия возникают сенситивные отношения, отягощенные:

    1. 1. Трудностями в установке коммуникативной связи из-за того, что отношение к ним других людей воспринимается как недружелюбное и даже враждебное.
    2. 2. Влиянием разных социальных ситуаций, связанных с новыми событиями и знакомствами. Больные испытывают сенситивный страх из-за:
    • чувства ущербности;
    • боязни публичных выступлений;
    • отказа от социальной активности;
    • избегания новых знакомств.

    С проявлениями симптоматики такого рода нужно обращаться за помощью к психологу. Правильная стратегия лечения, выбранная опытным специалистом, поможет существенно облегчить состояние, связанное с повышенной сензитивностью.

    Что такое пассивная агрессия и как с ней бороться?

    Что такое пассивная агрессия и как с ней бороться?

    3

    Виды

    С точки зрения психологии сензитивность как свойство личности трактуется через возможность воспринимать особенности характера и чувства разных людей и прогнозировать их поведение. Межличностная сензитивность делится на следующие виды:

    1. 1. Наблюдательская, основывающаяся на способности замечать сразу все проявления качеств других людей: внешность, речь, поведение.
    2. 2. Теоретическая – использование разных теорий, объясняющих и прогнозирующих мысли, ощущения и поведение другого человека.
    3. 3. Номотетическая — выявление основных черт представителя социальной группы, предсказание поведения людей, принадлежащих этой группе.

    Понятие межкультурной сенситивности включает в себя способность к перцептивной оценке, структурированию характеристик представителей разных национальных групп и эффективное прогнозирование поведения людей.

    1. 4. Идеографическая, отличающаяся навыком понимания своеобразия и индивидуальных особенностей конкретного человека.
    Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

    Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

    4

    Развитие сензитивности

    Сензитивность развития берет истоки в детстве человека. Причинами могут стать различные ситуации в семье:

    1. 1. Когда родители проявляют излишнюю строгость к ребенку, ответом может стать постоянное избегание контактов, уединение, замкнутость и закрытость в своем мире. Ребенок делает это подсознательно, стремясь избежать наказания и порицания.
    2. 2. Недополучение ласки, внимания, эмоциональная отверженность ребенка в семье провоцирует развитие сензитивности, проявляющееся:
    • замкнутостью;
    • нелюдимостью;
    • тревожностью.

    3. Распространено появление сензитивности вследствие отсутствия отца:

    • рождение вне брака;
    • смерть родителя;
    • мало интересующийся ребенком отец.

    С этим связывается появление конфликта между «быть» и «мочь», продиктованного строгим Я-идеалом. Усугубляет ситуацию участие матери, выраженное:

    • повышенным вниманием;
    • привязчивостью;
    • ограждением ребенка от невзгод;
    • идеализацией его качеств.

    С одной стороны, сенситивная личность ранима, впечатлительна, а с другой – тщеславна. Формируется сильная функция Сверх-Я, выражающаяся зависимостью от оценки окружающих людей, часто выражающаяся через сензитивный страх осуждения.

    5

    Возрастная сенситивность

    Возрастная сензитивность отражает чувствительность человека к влиянию внешней среды на определенном этапе развития.

    Важным открытием Л. С. Выготского в детской психологии считается определение возрастных периодов, наиболее благоприятных для развития определенных функций. Периодизация имеет следующий вид:

    • новорожденность;
    • младенчество: 2 месяца — 1 год;
    • раннее детство: 1–3 года;
    • дошкольный возраст: 3–7 лет;
    • школьный: 8 –12 лет;
    • пубертатный: 14 –17 лет.

    Эти знания применяются в педагогике для определения возраста, благоприятного для обучения ребенка, развития и обогащения его физических, интеллектуальных, эмоциональных, социальных и культурных возможностей.

    В жизни каждого ребенка есть периоды, в которых самой природой предоставлены благоприятные условия для развития у него свойств психики, обеспечивающих восприимчивость к приобретению определенных знаний. Эти периоды считаются сенситивными.

    5.1

    Сенситивные периоды

    Сенситивный период — часть жизни ребенка, характеризующаяся оптимальными условиями для развития у него психологических качеств для определенного вида деятельности.

    Эти этапы имеют ограничение во времени. Упустив один из периодов психического развития, придется в будущем затратить немало усилий и времени для восполнения пробела. Некоторые из психических функций могут не проявиться впоследствии. Примерами могут послужить случаи, когда детей, которые провели детство среди животных, вернули в социум. Никакие реабилитационные программы не смогли научить их ни полноценной речи, ни адаптации в новых условиях. Эти дети продолжали копировать жизнь и повадки животных.

    Сенситивный период — время оптимальных возможностей для наиболее гармоничного формирования свойств психики, отражающих способность к изменчивости согласно с внешними обстоятельствами.

    Предельно важно в первые годы жизни разнообразие деятельности, окружения, эмоций для становления человека. Недополучение в детстве знаний, умений, эмоций, психического и физического развития — невосполнимый пробел в его дальнейшей жизни.

    Сенситивный тип личности, сенситивные шизоиды

    Сенситивный тип личности, сенситивные шизоиды

    Чрезмерная чувствительность, впечатлительность, завышенные  моральные требования в первую очередь к себе, низкая самооценка, робость и застенчивость. Под ударами судьбы люди сенситивного типа легко становятся крайне осторожными, подозрительными и замкнутыми. Одеты со вкусом, умеренно. Добродушное и внимательное выражение лица. Предупредительны, следят за реакциями других. Чрезмерно исполнительны и преданны. Склонны проявлять доброту и взаимопомощь. Очень общительны, коммуникабельны. Для них важно социальное признание. Есть интересы в интеллектуально-эстетической сфере.

    Еще Кречмер, описав одну из форм реактивного психоза, названную сенситивным бредом, обратил внимание, что этот психоз развивается у личностей особого склада: чрезмерная чувствительность и впечатлительность сочетаются у них с высокими моральными требованиями к самим себе, с «этической скрупулезностью». Под ударами судьбы они легко становятся крайне осторожными, подозрительными и замкнутыми. П.Б. Ганнушкиным было подмечено, что за всем этим лежит резко выраженное чувство «собственной недостаточности». Позднее, пытаясь разделить человечество на шизоидов и циклоидов, Кречмер отнес сенситивных субъектов к первым. С тех пор сохраняется три тенденции в отношении к сенситивному типу: рассматривать его как вариацию типа шизоидного, включать его в группу астеников, даже считая нецелесообразным и искусственным обособлять его в специальный вариант и, наконец, считать сенситивный тип характера как совершенно особый. Кречмер также впоследствии изменил свой взгляд: сенситивный тип выделен, как один из основных. Как будет видно из дальнейшего изложения, сенситивные личности существенно отличны от шизоидов и скорее принадлежат к широкому кругу астеников, составляя среди них все же особую подгруппу

    В известных руководствах по детской психиатрии описание сенситивного типа вообще отсутствует и это — не случайно. Сенситивная психопатия формируется относительно поздно. Ее становление чаще всего падает на возраст 16-19 лет, то есть на постпубертатный период, на момент самостоятельного вступления в социальную жизнь.

    Симптомы сенситивно-шизоидного расстройства

    С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, «детская энциклопедичность». Многие чтению охотно предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном отношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком».

    Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек.

    Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П.Б. Ганнушкиным — «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности».

    Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения совести и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Тем более не возникает желания отвергать духовные ценности, интересы и обычаи старшего поколения. Иногда даже выступает подчеркнутое следование идеалам и модусу жизни взрослых. Созвучно этому рано формируется чувство долга, гиперответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Возникают самообвинения в «гнусности» и «распутстве», жестокие укоры себя в неспособности удержаться от пагубной привычки. Онанизму приписывается также собственное слабоволие во всех областях, робость и застенчивость, неудачи в учебе вследствие якобы слабеющей памяти или свойственная иногда периоду роста худоба, диспропорциональность телосложения и т. п.

    Чувство собственной неполноценности у сенситивных людей делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой решительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт, и они чувствуют от собеседника симпатию и поддержку, то за спавшей маской «все нипочем» оказывается жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.

    В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные люди оказываются на общественных постах (старосты, профорги и т.п.). Их выдвигают воспитатели, учителя, шефы привлеченные послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им функции, но неформальное лидерство в таких коллективах достаётся другим. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия силовыми видами спорта – борьбой, гантельной гимнастикой, и т.п. Так, например, 16-летний сенситивный юноша, тихий и нерешительный, почти все свободное время проводил на парашютной вышке, прыгая по несколько раз в день и проделывая в воздухе разного рода гимнастические упражнения, чтобы «навсегда подавить всякий страх». Возможно занятия спортом приносят им определенную пользу, но заметных успехов они здесь не достигают.

    Реакция группирования со сверстниками, как и реакция эмансипации, получает мало внешних проявлений. В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть «белой вороной» в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая группа ужасает их господствующими там шумом, развязностью, грубостью.

    Увлечения сенситивных людей можно разделить на истинные, гармонирующие с их характером, и на контрастные их натуре и обусловленные реакцией гиперкомпенсации. Первые, в основном, относятся к типу интеллектуально-эстетических хобби. Они весьма разнообразны и определяются уровнем интеллекта и общего развития, примерами знакомых, индивидуальными способностями и склонностями. Здесь встречается и увлечение разными видами искусства: музыкой (обычно классической), рисованием, лепкой, шахматами. Здесь же и разведение домашних цветов, певчих птиц, аквариумных рыб, приручение мелких животных. Удовлетворение здесь доставляет сам процесс этих занятий: возможность прочесть интересную книгу в оригинале на иностранном языке, послушать любимую музыку, порисовать, решить сложную шахматную задачу, полюбоваться растущими цветами, покормить рыбок и т.п. Эти увлечения начисто лишены желания привлечь к себе внимание окружающих или добиться поражающих результатов. Даже реальные успехи самими сенситивами оцениваются весьма скромно.

    Увлечения, связанные с гиперкомпенсацией, чаще принадлежат к хобби типа «лидерских» или телесно-мануальных. Здесь главное уже цель и результат, а не сам процесс. О характере этих увлечений уже было сказано выше.

    Реакции, связанные с формирующимся сексуальным влечением, густо окрашены переживаниями собственной неполноценности. Как указывалось, подростковый онанизм становится порою источником мучительных угрызений и терзаний. Робость и застенчивость выступают с особой силой, когда вспыхивает первая любовь. Нередко объект влюбленности так и остается неосведомленным о вызванном им чувстве. Или же объяснения и признания бывают, возможно в силу той же гиперкомпенсации, столь решительными и неожиданными, что пугают и отталкивают. Отвергнутая любовь повергает в отчаяние и крайне обостряет чувство собственной неполноценности. Самобичевания и самоукоры доводят до суицидных мыслей.

    Суицидальное поведение сенситивных подростков отличается двумя качествами, во-первых, повторными вспышками суицидных мыслей без осуществления каких-либо попыток. Вспышки эти всегда обусловлены ситуацией — ударами жизни по слабым местам сенситивных субъектов, подогревающими представление о собственной никчемности. Во-вторых, истинными суицидными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности. Суицидный акт совершается обычно под влиянием цепи неудач, разочарований (долгий «предсуицидальный период»), причем последней каплей может послужить довольно ничтожный повод. В силу этого суицидные действия могут оказаться совершенно неожиданными для окружающих.

    Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные люди не склонны. Сенситивные мужчины, как правило, даже не курят, алкогольные напитки же способны внушать им отвращение. В алкогольном опьянении часто приходится видеть не эйфорическую, а депрессивную реакцию с возрастанием переживаний своей неполноценности. В отличие от экспансивных шизоидов, алкоголь не способен играть роль своеобразного коммуникативного допинга, т.е. не облегчает контактов и не вселяет уверенности в себе.

    Ложное суждение о делинквентности может сложиться при побегах из дому, прогулах школьных занятий или даже полном отказе посещать школу, которые вызваны психическими травмами или непереносимой для сенситивных подростков ситуацией. Претерпеваемые подростком насмешки, грубость, обиды, тягостная обстановка могут оставаться неизвестными для других. Неожиданная отчаянная бурная агрессия в адрес обидчика иногда неправильно трактуется, как банальная драчливость или хулиганство.

    Самооценка сенситивных людей отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечается свойственная с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, которая особенно мешает подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям. Они подчеркивают, что не склонны ни легко ссориться, ни быстро мириться. У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут определить своего отношения или не хотят сделать это. Чаще всего этими проблемами являются отношение к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес, к деньгам, к спиртным напиткам. Видимо, все это бывает связано с окрашенными эмоциями затаенными переживаниями. Питая отвращение ко лжи и маскировке, сенситивные подростки отказ предпочитают неправде.

    Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям. Иллюстрацией сказанному могут послужить следующие примеры. К 14-летнему сенситивному подростку на улице пристал пьяный мужчина, обоих отвели в милицию, подростка тотчас же отпустили, но «все видели как его вел милиционер» и это послужило причиной долгих тягостных переживаний и отказа ходить в школу. От прибора, на котором работал в лаборатории другой 17-летний сенситивный юноша, пропала ценная деталь, кто-то из сослуживцев шутя бросил фразу: «Если взял, то верни!» Этого было достаточно, чтобы прийти к заключению, что его все считают вором, и бросить работу в научно-исследовательском институте, которой этот юноша очень дорожил. Из гардероба, когда дежурной была 15-летняя школьница, пропала куртка; ее стала мучить мысль, что воровкой все должны считать ее».

    Не случайно в семьях сенситивных личностей неоднократно встречались бредовые больные или паранойяльные психопаты, которые предъявляли этим подросткам вздорные обвинения. Мать 16-летнего сенситивного мальчика, страдавшая инволюционным параноидом, корила его в том, что он якобы сожительствует с пожилой женщиной, бывшей любовницей его давно умершего отца. Другая мать, подозрительная и скупая, бранила своего сына, домоседа, любителя птиц и цветов, за то, что он якобы связан с шайкой бандитов, которая собирается ее ограбить. Престарелой бабке, уехавшие на север родители, поручили воспитание 15-летней сенситивной девочки. Увидев внучку на улице с одноклассником, она при соседях назвала ее публичной девкой и потребовала пойти к гинекологу на освидетельствование. Все описанные ситуации послужили причиной реактивных состояний. Естественно, стать посмешищем для окружающих, вследствие каких-либо действительных недостатков или неудачных действий родителей или воспитателей, более чем достаточно, чтобы оказаться повергнутым в депрессивное состояние.

    Среди 300 подростков мужского пола, госпитализированных в психиатрическую больницу с психопатиями и акцентуациями характера, к сенситивному типу было отнесено 8%, причем лишь в четвертой части из них был поставлен диагноз психопатии, а в остальных — реактивных состояний на фоне соответствующей сенситивной акцентуации.

    Сенситивно-лабильный и шизоидно-сенситивный варианты

    Сенситивные субъекты, в отличие от экспансивных шизоидов, очень чувствительны к тому, как окружающие относятся к ним. Тем не менее встречаются смешанные типы, где сенситивность и шизоидность сочетаются, тогда именно шизоидность является главенствующей чертой.

    Более трудным является различение сенситивного и лабильного типов. У сенситивного подростка отсутствуют всплески радостного настроения, есть постоянная готовность к унынию, застенчивость, даже в самом благорасположенном окружении, — всего этого обычно нет у представителя лабильного типа. Тем не менее сочетание сенситивности с выраженной лабильностью эмоций — легкого упадка духа и слез, даже при воспоминании о давних неприятностях, и быстрой податливости утешению и успокоению — заставляет некоторые случаи рассматривать, как смешанный тип («сенситивно-лабильный вариант»). Однако в отличие от сенситивных шизоидов здесь именно сенситивность составляет главную основу характера.

    Лечение

    Лечению подлежат лишь случаи, когда нарушается эмоционально-психическое состояние человека и в общих чертах аналогично лечению шизоидной психопатии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *