Синдром дефицита внимания у взрослых
Синдром дефицита внимания — особое состояние, которое мешает не только в детском, но и во взрослом возрасте. Многие из нас даже не задумываются, что трудности обучения, неприятности на работе и в семейной жизни связаны именно с этим синдромом.
Что это такое
На самом деле полное название синдрома — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Обычно снижение внимания и гиперактивность (избыточная подвижность) сочетаются. Однако существует вариант без гиперактивности с преимущественным снижением внимания, а также вариант с преимущественной гиперактивностью без существенного снижения внимания.
Врачи считают, что этот синдром является результатом особенностей работы нервной системы. Достоверных причин развития синдрома на сегодняшний день не найдено. Дети и взрослые с СДВГ часто имеют высокий или нормальный уровень интеллекта.
Симптомы
Обычно симптомы появляются в детском возрасте и при правильной коррекции у взрослого практически незаметны. Считается, что с возрастом человеку удается адаптироваться, нервная система перестраивается и СДВГ уже не так влияет на повседневную жизнь. Однако если ребенку с таким диагнозом не помогать, то вероятность сохранения симптомов во взрослом возрасте составляет 60 %.
Наиболее неприятным симптомом является снижение внимания. Таким людям трудно дослушать собеседника, досмотреть фильм, дочитать книгу, возникают трудности при обучении. У взрослых это может проявиться в неспособности планировать расходы, выполнять монотонную работу и т. д. Им бывает трудно создать прочный долговременный брак или добиться повышения по службе.
Читайте также:
Терапия музыкой
Гиперактивность может проявляться по-разному. Например, некоторым трудно усидеть на месте. Другие постоянно крутят в руках какие-нибудь предметы, например карандаш или носовой платок. Бывает, что люди с гиперактивностью перебивают собеседника, выкрикивая свою точку зрения. Для СДВГ характерна импульсивность поступков. Контролировать такие проявления очень трудно, и многим это просто не удается.
К кому обращаться
Установить диагноз СДВГ у взрослого довольно трудно, так как симптомы могут быть схожи с психическими расстройствами, например с депрессией или тревогой. Если вы подозреваете у себя СДВГ, то на начальном этапе может понадобиться помощь нескольких специалистов.
Невролог исключит органические повреждения головного мозга (например, опухоли, сосудистые заболевания), психиатр — психические (например, депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство). Опытный психолог проведет детальное обследование интеллекта и особенностей личности.
Для установления диагноза крайне важна информация о детстве пациента, ведь СДВГ не развивается на пустом месте у взрослого, проявления всегда начинаются в детском возрасте. Когда диагноз установлен, может потребоваться наблюдение и помощь психолога и психотерапевта.
Как себе помочь
Медикаментозное лечение СДВГ должно проходить только под контролем врача. Но для улучшения состояния многое можно делать и самому. Для уменьшения симптомов вам могут рекомендовать соблюдение режим сна, сон не менее 8 часов в день. Очень полезны активные физические нагрузки, а также йога и медитация. Правильное регулярное питание тоже помогает ослабить симптомы.
Если у вас диагностировали СДВГ, не отчаивайтесь. Современная медицина располагает множеством способов помочь, и эффект от лечения практически всегда предвосхищает даже самые смелые ожидания пациента.
Будьте здоровы!
Мария Мещерина
Фото istockphoto.com
Как оставаться продуктивным с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство, при котором людям очень тяжело долго сосредотачиваться на чём‑либо. По статистике , 4,4% всего взрослого населения страдает от этого нарушения. Люди с таким синдромом испытывают проблемы с трудоустройством, образованием, чаще злоупотребляют алкоголем и попадают в дорожно‑транспортные происшествия.
Однако СДВГ не приговор. Некоторые умудряются адаптироваться к нему. Например, Саша Коллекат.
Саша Коллекат (Sasha Collecutt)
Блогер, специалист по обучению в компании Fusion Sport.
Диагноз СДВГ сильно повлиял на мою карьеру. Я прожила всю свою жизнь, будучи искренне уверенной, что уложиться к дедлайну — всё равно что дотянуться до облаков в небе. Что выбор одежды перед походом на работу может занять всё утро. И что критика обязательно должна быть обескураживающей и расстраивающей.
Я понимала, что мой карьерный опыт ненормален. И это понимание помогло мне: я смогла адаптироваться.
Теперь мне 33 года и у меня есть работа, которую я люблю, в которой я преуспеваю. Каждый новый день приносит мне интересные задачи, которые я могу предусмотреть, оценить и своевременно решить. Многие мои коллеги полагают, что я очень ответственный и организованный человек (что меня саму удивляет).
Разные советы и методики продуктивности, которые хороши для других людей, как правило, не эффективны для меня. И поэтому, чтобы сохранить свою работу и добиться карьерного роста, я поставила себе задачу — найти систему, которая мне поможет. СДВГ обычно оказывает специфическое влияние на исполнительные функции. В моём случае пострадали следующие способности:
- Рабочая память — то есть способность удерживать в голове информацию в течение короткого отрезка времени. Из‑за проблем с этой характеристикой на работе очень трудно вернуться к выполнению своего задания после того, как вас прервали или отвлекли. По этой же причине людям с СДВГ тяжело следовать сложным инструкциям.
- Эмоциональная саморегуляция — способность правильно выстраивать своё поведение в зависимости от текущей ситуации. Если у вас нет хорошо развитых навыков эмоционального регулирования, вы будете болезненно реагировать на критику и упускать карьерные возможности.
- Самомотивация — способность действовать в соответствии со своими желаниями. Даже если вы хотите улучшить свою жизнь, выполнить данные самому себе обещания может быть очень сложно. И если вы не справляетесь, это повлечёт за собой печальные карьерные и финансовые последствия.
- Планирование — способность предусматривать будущее, разумно оценивать время и прогнозировать результаты событий. Соблюдение сроков, пунктуальность на встречах и определение необходимых ресурсов для той или иной задачи важны на любой работе. Но людям с СДВГ нелегко даже просто думать о времени — этот странный, часто не признаваемый симптом исследован специалистами из Университета Умео в Швеции.
Проволочки и забывчивость — вечные спутники синдрома дефицита внимания и гиперактивности — постоянно преследовали меня на работе. Они просто разрушали мою карьеру, вызывая сплошной стресс и разочарование. И я поставила себе цель справиться с ними.
Как бороться с прокрастинацией
Постоянное болезненное промедление — один из основных признаков СДВГ у взрослых. Это настоящая душевная пытка — угнетающая, изнурительная и… добровольная. И чтобы победить её, вы должны сделать собственный выбор. Я хочу приходить в офис вовремя, завершать проекты без опозданий, добиваться успеха и быть отличным менеджером по обучению. Я не хочу быть плохим или хотя бы средним работником.
Я полагаю, что прокрастинация всего лишь симптом моего заболевания.
Это как осознать, что ты просто не подготовлен для альпинистского восхождения. Да, это проблема (не будем притворяться, что СДВГ — это баловство с радугами и единорогами). Но это та проблема, с которой можно справиться.
Не думайте о чужих ожиданиях
Я очень осторожно говорю о порученных мне вещах. Вместо того чтобы думать, что я должна сделать то или это, потому что это нужно коллеге или клиенту, я беру себя в руки и говорю себе: я хочу сделать это, потому что я считаю, что мои задачи важны для меня. Я стараюсь вписывать свои задачи в собственный план на будущее и не воспринимать их как навязанные мне.
Когда я думаю, что должна сделать что‑то, так как этого ждут от меня другие, я рискую стать безразличной к этому делу. И это позволяет прокрастинационному монстру захватить мой разум. Поэтому я думаю о проектах компании как о собственных начинаниях, о графиках работы — как о моём личном графике и так далее. Я всегда ищу способы мотивировать себя лично.
Взгляните на проблему по‑другому
Если вы никак не можете заставить себя что‑то сделать, попробуйте решить более интересную задачу. Не бросить начатое и переключиться на что‑то совсем иное, нет. Просто взгляните на проблему под другим углом.
Например, если вам надоело писать одни и те же электронные письма с ответами на одинаковые вопросы коллег — напишите подробное руководство и скидывайте им ссылку на него. Вместо того чтобы утомительно вводить данные вручную по одному и тому же шаблону, освойте азы программирования и автоматизируйте рутину.
Делегируйте низкоприоритетные проекты подчинённым или стажёрам. Попросите помощи у коллег. Главное, избегайте прокрастинации.
Сделайте что‑то, чего ещё не делали
Прокрастинация — зверь беспощадный, но он плохо адаптируется к внезапным изменениям. Воспользуйтесь этим. Не работается в офисе — попробуйте делать это в библиотеке, кафе или парке с ноутбуком. Обычно трудитесь в тишине? Включите в этот раз музыку.
Купите новый парфюм. Съешьте что‑то необычное на обед. Переставьте свой стол. Пишите недоминатной рукой. Установите другой текстовый редактор. Измените время, в которое работаете. В общем, внесите в рутину какую‑нибудь новизну, и прокрастинация отступит. Хотя бы на время.
Обманите свою прокрастинацию
Звучит глупо, но это работает. Например, если я никак не могу собраться на работу утром, то говорю себе: «Я ещё не иду никуда, я только собираю свои вещи». Затем: «Я не сажусь ещё в машину, а просто наслаждаюсь погодой на улице». А потом, придя на работу: «Я ещё не села за стол, я только пью кофе».
И наконец, приступая к задачам: «Я ещё не работаю, только набрасываю план». И к тому времени, когда прокрастинационный монстр поймёт, что происходит, я уже полностью погружаюсь в трудовой процесс и переделываю кучу дел.
Хвалите себя за достижения
Закончить важную работу в 3 часа ночи, потому что вы долго откладывали её на потом, очень неприятно. Вы бы, наверное, и порадовались, что дело сделано, но, скорее всего, всё же будете на себя злиться, что так долго тянули кота за хвост.
Гнев — это плохое оружие против прокрастинации, а удовлетворённость и гордость за себя, наоборот, очень помогают.
Поэтому не забывайте хвалить себя за самые мелкие, казалось бы, победы.
Мне нравится просматривать свой список задач и получать удовольствие, вычёркивая выполненные пункты. Открыть раздел «Входящие» своей электронной почты и обнаружить, что на все письма дан ответ, — что может быть прекраснее? А наблюдать за тем, как компания процветает благодаря моим усилиям, очень полезно для мотивации. И для самооценки.
Поймите саму природу прокрастинации
Это поможет вам быть немного терпимее к себе, когда вы пытаетесь её обуздать. Прокрастинация — это своего рода попытка восстановить себе настроение. Этот монстр старается убедить вас, что удовольствие от безделья в краткосрочной перспективе перевешивает все проблемы, с которыми вы столкнётесь потом в результате своего бездействия.
Как бороться с забывчивостью
Забывчивость чрезвычайно распространена среди людей с СДВГ. Фактически это самый частый признак этого расстройства. Я очень смущалась из‑за своей плохой памяти и постоянно подвергалась критике и даже презрению со стороны окружающих.
Я постоянно забываю всякие мелочи. Например, могу внезапно запамятовать, что я делала вчера. Или кто мои любимые писатели. Я забываю делать регулярные резервные копии, выполнять запланированные задачи и приходить на встречи и собрания, даже если они повторяются еженедельно в одно и то же время.
Работа с СДВГ — тяжкий труд, и борьба с забывчивостью требует больших усилий. Не тратьте свои ресурсы, пытаясь справиться со своей слабой памятью. Сосредоточьтесь на приобретении постоянных знаний.
Наблюдайте
Говорить «сосредоточьте своё внимание» в статье про СДВГ глупо, поэтому я такого вам не скажу. Наблюдение — это гораздо больше, чем просто внимание.
Оно требует открытости, любопытства, заинтересованности и сосредоточения на своих чувствах.
А уж с любопытством у людей с СДВГ всё в порядке. Главное — когда вы наблюдаете, делайте это с твёрдым намерением понять и повторить увиденные действия самостоятельно.
Читайте
Я много читаю. Это самый эффективный способ обучения. Чем больше я читаю, тем лучше учусь. Я не привередлива в этом вопросе. Читаю новости в менеджере RSS, информационные бюллетени, СМИ, журналы с открытым доступом и новые книги. Я одалживаю, покупаю и даже восстанавливаю много изданий.
Находите время, чтобы перечитывать книги и усваивать, обобщать, проверять и применять знания, которые вы получаете через чтение. От знаний не будет проку, если вы не используете их на практике.
Пишите
Даже процесс написания этой статьи помогает мне бороться с забывчивостью от СДВГ. Так же, как чтение статьи помогает вам.
Упаковать то, что вы знаете, в логичный и понятный текст трудно, но это действие укрепляет ваше знание.
Недаром студенты ведут конспекты. Если можете писать от руки, а не печатать — так даже лучше. Как и в случае с чтением, находите время, чтобы перечитать и переосмыслить то, что вы записываете, — дни, недели, месяцы или даже годы спустя.
Обучайте других
Можете ли вы растолковать что‑то, в чём вы компетентны, неопытному новичку? Способность поделиться своими знаниями — настоящий признак профессионализма. Я обучаю других, чтобы проверить, насколько глубоки мои знания. Это для меня что‑то вроде теста собственных способностей — как быстро смогу я подтянуть начинающего до моего личного уровня.
Получайте удовольствие от собственного обучения
Как и большинство людей с СДВГ, я испытываю неумолимое влечение к новизне и удивлению. И это полезно для обучения. Темы, которые я осваиваю, запоминаются мне лучше, если имеют отношения к моей работе.
Поэтому я стараюсь получать знания обо всём, что хоть отдалённо связано со сферой моей деятельности.
Делайте все возможное, чтобы постоянно изучать что‑то новое в своей области. Стремитесь владеть всеми аспектами вашей работы.
Распознавайте эфемерные знания и избавляйтесь от них вовремя
Эфемерные знания — это информация, которая полезна только короткое время. Вам нужно помнить, что ваш рейс запланирован на 3 часа дня во вторник, чтобы знать, когда собрать вещи и поехать в аэропорт. Но как только вы окажетесь в самолёте, эту информацию можно безо всяких последствий выбросить из головы — как уже не нужную.
Эфемерные знания можно легко забыть и восстановить позже. Поэтому не стоит тратить силы на запоминание подобной информации. Исследования показывают, что лучше запоминать, как получить доступ к эфемерным знаниям, чем пытаться удержать их в голове.
Вот несколько примеров таких сведений (я даже не стараюсь помнить эту информацию, потому что знаю, где получить её в случае необходимости):
- День выхода моего коллеги на работу (это записано в моём календаре).
- Обратное уравнение Винсенти (для таких вещей есть «Википедия»).
- Как выглядит пыльца Nothofagus (это можно узнать в справочнике).
- Нужна ли мне виза для поездки в ту или иную страну (тут поможет Google).
Подобные сведения у меня хранятся во множестве мест одновременно. Например, я заношу что‑то в свой блокнот и заодно делаю пометку в календаре с подробным описанием. Я отправляю себе заметку по электронной почте, а затем пересылаю её в свой мессенджер, чтобы она была доступна на всех моих устройствах. Я даже использую зарисовки на клочках бумаги.
Но если есть возможность избавить себя от запоминания вещей и разобраться с ними сразу, сделайте это. Например, если вы думаете, что забудете отослать клиенту электронное письмо, отправьте его сейчас же, без проволочек. Заодно сэкономите время для более насущных вещей.
Что в итоге
Я адаптировалась к своему СДВГ, и это помогает мне в жизни и карьере. Вы тоже можете сделать это. Я не буду притворяться, что это просто, но прогресс есть прогресс.
Моя цель состояла в том, чтобы справиться с двумя главными симптомами СДВГ: прокрастинацией и забывчивостью. И у меня было две стратегии:
- Против прокрастинации: избегать прямого взаимодействия с прокрастинационным монстром.
- Против забывчивости: изучать то, что действительно важно, и отсеивать эфемерные знания.
Надеюсь, что мой опыт будет полезен для вас.
Читайте также 🧐
Синдром дефицита внимания у детей: симптомы гиперактивности, их лечение
Синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает серьезные проблемы у ребенка. Ему трудно общаться со сверстниками и взрослыми, нелегко учиться. Его поведение сильно отличается от нормы. СДВГ требует своевременной диагностики и адекватной терапии.Что такое синдром дефицита внимания у детей
По сути это психоневрологическое расстройство, которое характеризуется странностями в поведении ребенка, не соответствующими возрастной группе. Заболевание вызывает постоянную невнимательность, чрезмерную подвижность и импульсивность. Признаки его проявляются в разных общественных и бытовых ситуациях. СДВГ возникает с раннего детства, сильно прогрессирует в подростковом состоянии и может сохраняться во взрослом возрасте.
Синдром дефицита внимания у детей проявляется в неусидчивости и импульсивности
Разные авторы указывают разную частоту расстройства, но в среднем около 10% дошкольников и 5% детей школьного возраста страдают от данного синдрома. Проведенные исследования у московских школьников показали, что патология присутствует у 7,6% детей. При этом мальчики подвержены ей чаще.
СДВГ – проблема, которая касается всего общества, потому что с возрастом симптомы могут нарастать и усугубляться. Подростки с таким нарушением входят в группу риска. Они чаще склонны к правонарушениям, раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Важно своевременно диагностировать проблему и обратиться за помощью к специалисту.
Каковы причины СДВГ
Существует несколько теорий возникновения заболевания, какая из них точна, сказать трудно. Современные исследования показывают, что синдром дефицита внимания в 40–75% случаев имеет генетическую природу. У больного ребенка присутствует минимум один родственник с подобным нарушением.
Нейропсихологическая теория основана на отклонениях в развитии психических функций, которые отвечают за внимание, память и контроль. Некоторые ученые считают, что причина кроется в нарушении функции лобной доли.
Согласно теории токсических веществ, расстройство могут спровоцировать пищевые добавки, ароматизаторы, салицилаты, высокий уровень свинца в организме.
Выделяют следующие факторы риска заболевания:
- Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
- Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
- Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.
Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.
Симптомы синдрома гиперактивности
Клинические проявления данного синдрома изменчивы и неспецифичны. Различные признаки могут встречаться даже у вполне здоровых детей – просто таким образом происходит развитие нервной системы на разных этапах.
Диагноз СДВГ ставится в 5–6 лет. В этот период дети, как правило, уже способны в достаточной мере контролировать свое поведение. Больные не в состоянии этого сделать в силу незрелости некоторых мозговых структур. Это делает невозможным правильно формировать навыки, воспринимать информацию и обучаться.
Детям с СДВГ обычно трудно дается учеба
В медицине симптомы синдрома принято разделять на три группы: импульсивности, невнимательности и гиперактивности.
Ребенок с дефицитом внимания:
- не умеет внимательно следить за происходящим, концентрироваться;
- не в состоянии удержать внимание за занятиях или игре;
- не слушает взрослых;
- не может организовать деятельность;
- избегает интеллектуальных нагрузок, теряет вещи;
- не может следовать инструкции или довести начатое до завершения;
- легко отвлекается по мелочам и очень забывчив.
Признаки гиперактивности:
- беспокойные и неконтролируемые движения конечностей;
- ерзанье на месте: не может тихо сидеть, когда необходимо;
- в неуместных ситуациях начинает бегать;
- ребенок очень шумный в тихих играх или заданиях;
- проявляет активность, не задумываясь, насколько это приемлемо в конкретной ситуации;
- игнорирует требования старших.
Симптомы импульсивности:
- перебивает, начинает говорить, отвечает, не дослушав вопрос до конца;
- не может спокойно ожидать своей очереди;
- часто перебивает собеседника.
Синдром дефицита внимания у детей обычно впервые обнаруживается с началом учебного процесса – на развивающих занятиях в старших группах детского сада или в начальной школе. Иногда первыми могут проявляются такие симптомы: излишняя подвижность, неожиданные резкие движения и прыжки, невозможность заниматься спокойными играми.
Таким детям сложно в школе, они не могут быстро научиться читать, с трудом складывают слова в предложения. Плохо выполняют математические задачи и упражнения. Отмечается неразборчивый почерк, неграмотное письмо, затруднена речь. Появляется заикание, неловкие движения.
При отсутствии своевременной коррекции состояния болезнь сохраняется с возрастом, но ее признаки немного уменьшаются.
У взрослых чаще проявляются признаки невнимательности, что приносит проблемы на работе и в семье. Импульсивность может спровоцировать возникновение конфликтов, проявления невоспитанности, выкрикивания, неумение выслушать собеседника и перебивание.
Любые из вышеперечисленных симптомов могут иногда проявляться и у здоровых, но у больных СДВГ они постоянны. Для постановки точного диагноза данные симптомы должны отмечаться минимум в течение полугода.
Коррекция поведения
Проблема является очень сложной, требует вмешательства опытных специалистов в разных областях медицины и психологии. Подход должен быть комплексным и полноценным.
Коррекция поведения должна проводиться в школе и дома непрерывно. Терапия должна быть направлена на точное формулирование и сокращение заданий. Необходимо отмечать позитивные ситуации, не заострять внимание на негативных, поощрять любые, даже крошечные, достижения ребенка. Рекомендуют вести дневник поведения, создать индивидуальную программу для полноценного обучения.
Терапия помогает уменьшить симптомы болезни, повышает самооценку и успеваемость ребенка в учебе. Эффективным также является употребление лекарственных препаратов в комплексе с психологической коррекцией детского поведения.
Фармакотерапия при синдроме дефицита внимания у детей
В комплексном лечении детям в России назначают препараты ноотропного ряда. Считается, что средства на основе ноотропила, кортексина, энцефабола, церебролизина положительно влияют на мозговые структуры и уменьшают проявление болезни.
Данные препараты назначают детям дошкольного возраста, страдающим нарушением речи. Замечено, что они увеличивают внимание, уменьшают проявления гиперактивности и импульсивности.
Лечение с помощью психологической терапии
Для коррекции поведения ребенка с СДВГ нужно посещать психотерапевта
Для лечения СДВГ специалисты применяют аутогенные тренировки, гипноз, медитации, визуализацию. Методики вызывают мышечное расслабление, стимулируют кору головного мозга, снижают эмоциональную возбудимость и двигательную активность, улучшают координацию и способствуют концентрации внимания.
Правильное питание
Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.
Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.
Витаминотерапия
Употребление витаминных препаратов является очень важным при комплексном подходе, особенно для детей, которые придерживаются диеты. Назначаются соответствующие возрасту дозы витамина С, В6, В12, поливитамины с лецитином, Омега-3.
Социальная поддержка
Люди любого возраста с таким заболеванием страдают от стресса, неодобрительного и зачастую предвзятого отношения со стороны окружающих и других социальных проблем. Для поддержки больных созданы центры взаимопомощи. В этих заведениях оказывается психологическая поддержка, осуществляется обмен знаниями между родителями, обучение детей и родителей, просто общение.
Родителям ребенка с подобным синдромом важно набраться терпения и соблюдать все назначения педиатра, невролога и психолога.
Контакт педагога, который занимается обучением детей с трудностями в поведении, очень важен для терапии. Для учителей проводится просветительская деятельность на тему болезни. Грамотные педагоги помогают детям в учебе и учитывают их особенности во время учебного процесса.
Можно сделать вывод, что СДВГ является распространенным заболеванием, которое требует лечения. Данной проблеме уделяется недостаточно внимания, из-за чего страдает много детей и людей в возрасте. Для устранения заболевания необходимо применять комплекс мероприятий. При своевременной коррекции от синдрома можно избавиться или снизить его проявления до минимума.
Читайте также: синдром Туретта у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – ответы на главные вопросы
Проведенное нами исследование показало высокий уровень тревожности у матерей детей с СДВГ (Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Анисимова Т. И., 2017). Тревога носила затяжной характер, при этом более чем в половине случаев тревожные расстройства появились до рождения ребенка с СДВГ. Этот факт и очень высокий уровень личностной тревожности позволили нам думать, что мы имеем дело со свойством личности, а не только с реакцией на поведение ребенка с СДВГ. Хотя, в свою очередь, нарушение социальной адаптации и трудности в обучении, связанные с СДВГ у ребенка, способствуют возникновению вторичной тревожности у матери.
Следует упомянуть, что тревожным матерям свойственны неправильные стили воспитания, такие как гиперопека или чрезмерная критичность. Они также могут способствовать развитию у детей как тревожных расстройств, так и СДВГ. Родители ребенка с СДВГ, сами страдающие этим заболеванием, зачастую отличаются стилем воспитания, характеризующимся несдержанностью и нарушающим взаимодействие с ребенком.
Типы СДВГ
Традиционно выделяют СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) и комбинированный тип заболевания. Последний тип является более распространенным. Дети с СДВГ-Н производят впечатление заторможенных, спящих на ходу. Они медленнее своих сверстников воспринимают информацию, хуже запоминают. Такие дети производят впечатление сонливых, робких, застенчивых, апатичных.
Результаты наших исследований позволили выделить две функциональные формы СДВГ: простую и осложненную. Простая форма характеризовалась «титульными» симптомами: невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Осложненная форма характеризовалась тем, что к вышеупомянутым симптомам присоединялись вторичные симптомы: тики, головные боли, заикание, фобические расстройства.
Лечение синдрома дефицита внимания
В США и странах Европы наиболее широко в лечении СДВГ используются психостимулирующие средства (незарегистрированные в РФ). Эффект психостимулирующих средств основан на увеличении содержания дофамина и норадреналина. Несмотря на большое количество исследований, посвященных использованию психостимуляторов при лечении СДВГ, данный вопрос по-прежнему сопровождается дискуссиями о вероятности возникновения побочных эффектов.
В России для лечения СДВГ традиционно применяли ноотропные средства. Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. При наличии сопутствующих СДВГ тревожных расстройств, тиков возможно использование транквилизаторов.
Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Ведущим звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых — родителей и учителей: замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные, тренинг родительской компетентности.
Для изменения (модификации) поведения детей используются методы поведенческой психотерапии, основанные на оперантном подходе (оперантном обусловливании). Главный принцип такой терапии — вознаграждение (материальное подкрепление) ребенка за требуемое поведение и наказание за неправильное. Мы рекомендуем говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения, то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника».
Родители должны сформировать систему поощрений. В качестве «пряника» могут выступить походы в кафе, компьютерные игры, просмотр телепередач, карманные деньги. Безусловный фактор улучшения — создание позитивной модели отношения к ребенку. Другой крайностью по отношению к таким детям является вседозволенность, поэтому родители должны объяснять ребенку правила поведения.
Нами была разработана методика лечения детей с СДВГ с помощью транскраниальной микрополяризации — лечебного применения постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сам метод транскраниальной микрополяризации (ТКМП) был разработан в НИИ экспериментальной медицины в Ленинграде в 70–80-е годы XX века.
Механизмом ТКМП является направленная активация неспецифических активирующих систем головного мозга и интенсификация процессов морфофункционального развития незрелых элементов коры вследствие нормализации нейродинамики, то есть уменьшение функциональной незрелости головного мозга. В настоящее время ТКМП широко применяется в детском возрасте для лечения задержек психического развития, аутистических расстройств, исправления речевых нарушений. Такое лечение позволяет при практическом отсутствии нежелательных побочных эффектов направленно изменять функциональное состояние головного мозга.
СДВГ у взрослых
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) во взрослом возрасте рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы у детей, то есть у взрослых людей впервые не появляется. Данное расстройство встречается у 2–6% взрослых в популяции.
Синдром СДВГ у детей что это такое симптомы гиперактивности
Ребенок нервный, беспокойный, который ни минуты не может посидеть, увлекшись интересной игрой. Настроение его прыгает, малыша невозможно угомонить — тут же начинаются громкий плач и истерика. Налицо признаки СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Содержание статьи
Синдром СДВГ у детей
Диагноз СДВГ нередко ставят детям, достигшим четырехлетнего возраста. Больший процент страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности – мальчики. «Невозможный ребенок» – так часто говорят про ребенка чересчур активного, не способного ни сконцентрироваться на чем-то, ни выполнить задание без психического взрыва. А ребенок просто болен, ему нужна помощь, причем немедленно.
ЗОЖ для детей дошкольного возраста
Что это такое
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это серьезное нарушение в работе нервной системы. Нередко причиной возникновения этого заболевания у ребенка становится железодефицитная анемия у матери на первых месяцах беременности. По мнению шведских врачей, недостаток качественного питания матери приводит к таким негативным последствиям – мозг и нервная система плода развиваются не должным образом, в итоге ребенок получает СДВГ.
Пока малыш слишком мал, диагноз поставить трудно, но опытный специалист может установить СДВГ на ранних фазах.
Ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности невозможно спокойно сидеть, ему постоянно нужно быть в действии. Это объясняется особенностью его мозга – он постоянно должен получать питательные вещества, а эти вещества могут поступать в мозг, только когда ребенок двигается. Только в движении ребенок может мыслить, думать. В пассивном состоянии находиться малыш не может.
Симптомы
По мнению специалистов, симптомами СДВГ являются следующие:
- Неустойчивость концентрации внимания, спонтанность в действиях;
- Усвоение получаемой информации с огромным трудом, для этого нужны многократные повторения материала. Поэтому часто такие дети плохо говорят и выговаривают буквы, плохо отвечают урок, за что получают ярлык умственно отсталого;
- Неусидчивость, непомерная суетливость;
- Моторика быстрая и неосознанная;
- Задержка развития из-за трудностей в усвоении информации;
- Невозможность выполнять монотонные задания;
- Боязнь большого количества заданий;
- Слабая память;
- Плохая ориентация во времени;
- Чрезмерная эмоциональность и импульсивность.
ПДД для детей дошкольного возраста
Синдром СДВГ у детей дошкольного возраста
О том, что ребенок болен СДВГ, можно понять, когда малышу четыре-пять лет. Все его поведение в более младшем возрасте чаще списывают на «несознательность», незнание норм поведения, говорят: «он еще маленький, вот подрастет и поймет». Однако, чем раньше родители заметят «странность» ребенка, тем проще будет скорректировать поведение без специального лечения и применения лекарств.
Причины гиперактивности
Специалисты считают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности у дошколят может возникнуть по следующим причинам.
Первая – возникшая патология во время беременности матери. Неправильное питание, недостаточно здоровый образ жизни женщины, вынашивающей малыша, могут также спровоцировать нарушение в развитии мозга и центральной нервной системы младенца. Также есть мнение, что СДВГ у ребенка возможно и на генетическом уровне, если в семье уже кто-то страдает этим заболеванием.
Гиперактивность ребенка может возникнуть также:
- Из-за тяжелых родов или преждевременных родов;
- Если ребенок при рождении имел малый вес;
- Если проведено кесарево сечение;
- Из-за родовой травмы.
Но если роды проходили нормально, ребенок родился здоровым, мать ребенка соблюдала все указания врачей, а ребенок с СДВГ? Что тогда стало причиной? По мнению неврологов, спровоцировать заболевание может атмосфера, которая окружает малыша после его рождения. Родители сами становятся виновниками, если:
- Относятся к ребенку предвзято;
- Ребенок постоянно находится в конфликтной среде;
- Родители не считают нужным заниматься воспитанием ребенка.
В результате ребенок превращается в большую проблему для всех окружающих и для себя самого.
Гиперактивный ребенок: школа доктора Комаровского
Лечение СДВГ
Если ребенку поставлен диагноз СДВГ, родители должны понять, что такое заболевание в одночасье не вылечить. Потребуются годы труда и долготерпения.
Специалисты настаивают, что сначала нужно попробовать скорректировать поведение ребенка без лекарственных препаратов. Большое внимание нужно уделить правильной организации дня ребенка. Он должен вставать и ложиться в одно время, должен получать пищу в конкретное время, в конкретный час должны быть уроки, прогулки и пр. Четкий распорядок дня – первый шаг к выздоровлению.
Что касается питания, то в меню должно быть много фруктов и овощей, мяса и морепродуктов, творога и крупы, а вот сладостей и сдобы должно быть меньше, как и сладких напитков. Рацион должен быть сбалансированным, с учетом возрастных особенностей ребенка.
Что делать с ребенком-нехочухой, если он наотрез отказывается есть кашу? Эта информация есть в статье «Чем кормить ребенка» Читайте ЗДЕСЬ
Также для решения проблемы нужно провести диагностику, к примеру, МРТ головного мозга, биохимический анализ крови, ЭЭГ и ЭхоКГ и другие процедуры. Обязательно проконсультироваться с узкими специалистами, у которых наблюдается ребенок.
Если специалисты считают, что скорректировать поведение ребенка без медицинских препаратов невозможно, то назначаются лекарства, которые нужно применять строго по инструкции.
Для устранения патологии используются препараты, которые помогают концентрации внимания (Виванс, Метилин), антидепрессанты (Метилфенидат), активизирующие работу мозга (Глицин), ноотропные (Пантогам, Фенибут).
Все лекарства нужно применять только в том случае, если их прописал врач. Самолечение опасно!!!
Профилактика гиперактивности
Начинать нужно с режима дня. Пусть это будет красочное расписание, где указано в какое время и что должен делать ребенок. Этот распорядок нужно повесить в комнате ребенка, чтобы он его видел и знал, что хотят от него взрослые. Важно, чтобы все пункты расписания выполнялись каждый день, постепенно ребенок сам будет знать, что и когда ему делать. Такой режим дисциплинирует, ребенку будет легче справляться с поставленными перед ним задачами. И конечно, у ребенка должен быть свой учебный уголок, где он выполняет домашние задания, не отвлекаясь на что-либо и настраиваясь на работу.
Следующий шаг профилактики – грамотно выстроенные положительные взаимоотношения родителей и детей. Родители должны сделать так, чтобы ребенку было комфортно и приятно с мамой и папой, чтобы он получал позитивную энергию, и сам был готов сделать родителям приятное. При этом важен контакт «глаза в глаза». Простые задания, краткие предложения, позитивный настрой – все это имеет значение.
Третий шаг профилактики – поощрение хорошего поведения ребенка. Не менее пяти раз в день родители должны похвалить ребенка, это поможет малышу понять, что его любят, им гордятся, что он хороший. И в то же время ребенок должен понимать, что за плохое поведение поощрения не будет. Это постепенно научит его следовать правилам и нормам.
Поведенческая терапия всегда дает результаты, если ей правильно следовать.
Что делать родителям гиперактивного ребенка: советы психолога
Родители должны сделать следующие шаги, чтобы их ребенок выздоровел:
- Необходимо провести комплексное обследование ребенка. Первоначальный диагноз, сделанный неврологом и психиатром на основе поведения ребенка, может быть неверным.
- Ребенок должен получить миролюбивую спокойную среду, в которой ему будет комфортно.
- Родители должны забыть про собственные нервы, «выключить» сильные эмоции, научиться вести себя спокойно и уравновешенно независимо от проблем.
- У ребенка должен быть режим дня, в котором важно найти время для постоянных процедур, которые нужны ребенку для лечения. Причем ребенок должен постепенно запомнить время, когда ему нужно вставать, когда ложиться в постель, когда принимать пищу и т.д.
- Психолог и психотерапевт должны присутствовать в жизни ребенка и его родителей, самолечение должных плодов не принесет.
- Ребенок хочет играть, и нужно с ним играть, но в игре не должно быть элементов соперничества и соревновательности. Ведь это рождает излишнюю эмоциональность и агрессию. Проигрыш, да и сам процесс соревновательности, травмирует малыша, и это негативно скажется на лечении.
- Похвала может стать хорошим лекарством для ребенка с СДВГ, она поднимет низкую самооценку. Похвалой следует закреплять только положительные поступки малыша.
- У ребенка рассеянное внимание, поэтому родители должны давать четкие короткие задания: заправить постель, убрать игрушки в ящик, положить книгу на полку и т.д. Одно поручение – одно выполнение, одна похвала. Не озвучивайте сразу все поручения — это вызовет бунт у неустоявшейся психики малыша.
- Родителям важно научить ребенка выполнять действия последовательно. Составляется алгоритм, которому следует ребенок. К примеру, порисовал – сначала закрыл краски, убрал альбом. Или: сначала вымыл руки, потом пошел завтракать.
- Поскольку ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не понимает временные рамки, чувству времени нужно уделить особое внимание. Начинать с малого: конкретное занятие должно длиться конкретное время. К примеру: просмотр мультфильмов – 10 минут.
- Включить в распорядок дня спортивные занятия, но при этом спокойные, без соревновательных элементов. К примеру, благотворно на психику ребенка повлияют плавание, конные прогулки, ходьба на лыжах, велопрогулки, йога-терапия.
Что делать при диагнозе СДВГ: видео
Коррекция СДВ и СДВГ: видео
Если считать, что СДВГ – вовсе не болезнь, а ребенок просто «вредничает», то можно упустить драгоценное время, когда терапия может помочь. Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности излечится, если уделить проблеме время и силы. А если ничего не предпринимать, малыш, повзрослев, либо станет совершенно не уверенным в себе человеком, которых называют неудачниками, либо произойдет еще большее нарушение психики, навсегда исключив человека из общества.
Наталья Белокопытова
что это такое у детей, диагноз синдрома дефицита внимания
Особенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Признаки расстройства в раннем возрасте, у дошкольников и учащихся начальной школы. Факторы, влияющие на появление диагноза СДВГ.
СДВГ — это расстройство поведенческого развития, которое проявляется в излишней активности, неусидчивости и импульсивности, ежегодно обнаруживается у 3−5% детей. Это одна из самых распространённых причин нарушения поведения и возникновения проблем в учёбе. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, причины его появления и методы лечения почти две сотни лет не дают покоя учёным со всего мира.
Общая информация о СДВГ
Неврологическо-поведенческое расстройство впервые стали изучать около 150 лет назад. Не один десяток лет учёные спорят о способах диагностики и терапии этой патологии. Одни считают, что следует проводить лечение медикаментозными препаратами, другие, что лучше использовать меры психологического характера.
Факт наличия расстройства также подлежит сомнению: специалисты не знают наверняка, когда диагноз СДВГ — результат сбоя в мозговой деятельности, а когда — результат ошибок в воспитании и негативного психологического климата в семье.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у мальчиков выявляют в 5 раз чаще, чем у девочек. У представителей мужского пола он проявляется агрессией, непослушанием, а у девочек характеризуется невнимательностью.
Без применения соответствующего лечения основные симптомы проявления патологии во взрослом возрасте могут постепенно отойти на второй план. Некоторые дети адаптируются к обычной жизни. Но чаще всего прогноз неутешителен — заболевание не проходит бесследно, и у людей остаётся постоянная тревожность, пониженная самооценка и раздражительность.
Вместе с тем повышается риск возникновения таких негативных факторов:
- Алкогольной и наркотической зависимости;
- Трудностей с усвоением новой информации;
- Депрессий и панических атак;
- Шизофрении;
- Нервных тиков;
- Частых головных болей;
- Склонности к антисоциальным действиям.
Лечение дефицита внимания и гиперактивности назначается только после выявления точной причины, которая привела к появлению заболевания. Медикаментозная терапия позволяет принимать детям витамины и успокоительные препараты. Все таблетки, назначаемые по линии неврологии, направлены на стабилизацию работы нервной системы.
Скорректировать поведение ребёнка и обеспечить ему адаптацию в коллективе помогут занятия с профессиональным психологом. Он даст советы, как научиться правильно реагировать в конфликтной ситуации и держать себя в руках, подавить импульсивность и проявить терпение. Родители услышат рекомендации о том, какую линию поведения выбрать по отношению к своему малышу. На своих занятиях психолог использует различные упражнения, которые помогают снять напряжение и наладить двигательную рекреацию (комплекс оздоровительных мероприятий).
Причины возникновения
На сегодняшний день учёным не удалось установить точные причины появления у ребёнка СДВГ. Они сходятся во мнении, что развитию заболевания может способствовать сочетание факторов, которые нарушают нормальное функционирование нервной системы. К ним относятся:
- Обвитие плода пуповиной в утробе матери, в следствии этого длительное кислородное голодание плода (асфиксия), а также возможное произошедшее кровоизлияние в мозг;
- Бесконтрольный приём беременной женщиной лекарственных препаратов, курение, употребление алкоголя и наркотиков;
- Перенесённые во время беременности инфекции, психотравмы;
- Иммунологическая несовместимость матери и плода;
- Осложнённые роды, во время которых произошло травмирование позвоночника или головы младенца;
- Неполноценное питание будущей мамы или употребление пищи, содержащей пестициды и другие неполезные продукты;
- Плохая экология;
- Угроза прерывания беременности;
- Высокая температура новорождённого (около 40 градусов), которая держится длительное время;
- Приём лекарственных препаратов нейротоксического действия;
- Перенесённая ребёнком в младенческом возрасте пневмония и тяжёлое заболевание почек;
- Порок сердца.
В течение нескольких десятилетий преобладало мнение, что основная причина развития синдрома гиперактивности у детей — нарушение семейных отношений и ошибки в воспитании, которые совершили родители. В настоящее время такой подход считают ошибочным. Сложная ситуация в семье, импульсивность взрослых лишь усиливают симптомы, но не могут быть фактором, провоцирующим развитие недуга.
Проявление синдрома нехватки внимания и гиперактивности у ребёнка — это не результат плохого воспитания родителей или вседозволенности, а следствие особой работы мозга. Поэтому неврологи диагностируют это расстройство, как неврологическое заболевание. Многочисленные исследования показали, что причина болезни кроется в ДНК человека и в его основе лежат генетические факторы. Для возникновения недуга необходимо, чтобы сработал не один, а несколько различных генов.
Синдром недостатка внимания и гиперактивности зачастую просто передаётся из поколения в поколение. Ребёнок с вероятностью 50% наследует синдром, если он был диагностирован хотя бы у одного из родителей. Риск возникновения заболевания примерно в 7 раз выше в тех семьях, в которых кто-то страдает от расстройства.
Симптомы СДВГ в раннем возрасте
Ребёнок, у которого диагностировали заболевание, проявляет гиперактивность абсолютно в любых ситуациях. Он неусидчив в своём доме или у незнакомых людей, в детском саду или школе.
Наиболее ярко признаки расстройства проявляют себя в возрасте 5−10 лет, но распознать первые симптомы можно значительно раньше по характерным чертам поведения ещё грудного ребёнка:
- Повышение мышечного тонуса младенца. Он старается поскорее избавиться от пелёнок и тугой одежды;
- Новорождённый малыш раньше установленного срока начинает держать голову, а также переворачиваться, ползать, сидеть и ходить;
- Родителям трудно уложить кроху спать, ребёнок спит урывками и значительно меньше нормы;
- При переутомлении, как правило, впадает в истерику, вместо того, чтобы заняться спокойным видом деятельности или уснуть самостоятельно;
- Яркий свет, громкие звуки, резкие движения и смена обстановки вызывают громкий плач;
- Частая неоднократная рвота фонтаном, не похожая на срыгивание;
- Чаще всего малыш выбрасывает новые игрушки, не успев их хорошо рассмотреть.
Подобные признаки нарушения поведения нередко указывают на склонность ребёнка к СДВГ, но также могут присутствовать у многих активных детей, не достигших возраста трёх лет.
Следствием синдрома является нарушение функционирования детского организма. У ребёнка возникают проблемы с пищеварением. Вегетативная нервная система активно стимулирует кишечник, результатом чего становится частая диарея. У гиперактивных детей чаще, чем у сверстников, обнаруживают аллергические реакции и высыпания на коже.
Признаки синдрома у дошкольников и школьников
Признаки дефицита внимания у детей дошкольного и школьного возраста определить немного проще, поскольку симптомы имеют более выраженный характер. Родители всё чаще замечают, что поведение их малыша отличается от окружающих сверстников и обнаруживают у детей признаки дефицита внимания и гиперактивности:
- Проблемы с концентрацией внимания. Ребёнок занимается интересными для него делами одновременно. Он может начать раскрашивать картинку, а затем бросить занятие, не доведя работы до конца. При чтении текста перескакивает через строчку. Не способен планировать и не отличает главное от второстепенного.
- Избегание рутинных дел и занятий. Под любым предлогом старается не выполнять действия, которые не представляют для него интерес на данный момент. Он прячется или убегает, может устроить истерику. Ребёнок проявляет больше внимания, когда в комнате тихо, и в ней не присутствуют другие люди.
- Чрезмерная активность. Совершает действия, не имеющие определённой цели, и словно не замечает их. Он может вращать руками и ногами, бегать, прыгать, стучать по предметам, ломать игрушки. Постоянно в движении, не ходит, а бегает.
- Очень громко и быстро говорит. Недослушав вопроса, сразу выкрикивает ответ, перебивая собеседника. Его мысли перескакивают с одной на другую, поэтому фразы не окончены и не обдуманы. Такое поведение обижает окружающих и приводит к конфликтам.
- Яркое проявление эмоций. У ребёнка очень выразительная мимика. Испытанный им страх, радость или удивление быстро появляются на лице и так же быстро исчезают.
- Импульсивность. Ребёнок — заложник своих желаний. Он действует необдуманно по первому побуждению и незамедлительно приступает к исполнению, не думая о последствиях. Для детей с диагнозом СДВГ не существует ограничений. На учебных занятиях школьник совершает резкие действия: вскакивает с места, шумит, выбегает в коридор во время урока, дерётся со сверстниками. Постоянно появляющиеся желания мешают довести задуманное до конца.
- Не умеет ждать. Незамедлительно делает то, что ему захотелось. Если не получает желаемого, истерит или сразу начинает заниматься другими делами.
- Частая смена настроения. В течение нескольких минут может перейти от плача к смеху. Он вспыльчив и в приступе гнева швыряет предметы, дерётся, портит вещи обидевшего его человека. Не вынашивает плана мести, а приступает к драке сразу.
- Отсутствие чувства самосохранения. У детей с синдромом СДВГ высок риск получения различных травм, они совершенно спокойно совершают поступки, которые представляют опасность для их жизни. Гуляют по крышам зданий, выходят на тонкий лёд только потому, что им так захотелось.
Последствия патологии часто проявляются в виде заикания и энуреза. У детей снижается аппетит и наблюдается бессонница, они жалуются на сильные головные боли и быструю утомляемость.
Нервная система таких детей слишком уязвима и не способна осилить тот объем информации, который поступает из внешнего мира. Она словно защищается от большой нагрузки чрезмерной активностью, импульсивностью и невозможностью сконцентрироваться.
Одновременно с основными симптомами, проявляются и другие второстепенные признаки СДВГ у детей:
- Возникновение трудностей в обучении при нормальном интеллектуальном развитии. Испытывает проблемы со школьными заданиями, особенно с чтением и письмом, не умеет воспринимать буквы и звуки по отдельности. Не способен понять арифметику.
- Нарушение в общении. Такой ребёнок навязчив по отношению к окружающим, им неважно сверстник это или совершенно незнакомый человек. Он слишком эмоционален и агрессивен.
- Эмоциональное развитие сильно отстаёт. Ребёнок неуравновешен, не терпит критики, его поведение не соответствует возрасту. Эмоциональное развитие отстаёт примерно на 30%, хотя интеллектуальное соответствует норме. К примеру, поведение 12-летнего ребёнка схоже с поведением 8-летнего.
- Низкая самооценка. Постоянные претензии и критика со стороны родителей и взрослых убеждают детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, что они плохие и хуже сверстников. Это усугубляет ситуацию и делают их отстранёнными, несчастными. По мнению психологов, такое отношение может привить ненависть к окружающим.
- Проблемы с координацией. Это и нарушение равновесия (таким детям сложно кататься на велосипеде или роликовых коньках), они не способны к спортивным играм, не могут нормально завязать шнурки и раскрашивать картинки.
На первый взгляд, симптомы у детей часто напоминают избалованность. При подозрении на СДВГ и появлении первых признаков следует сразу обратиться к неврологу или психиатру, который поставит точный диагноз.
Говорить о гиперактивности можно только тогда, когда у ребёнка обнаружены как минимум 6 ярко выраженных признаков, и они сохраняются в течение полугода и больше. Причём эти признаки должны присутствовать постоянно, а не время от времени и мешать ребёнку нормально развиваться.
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, диагноз СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Что это?
Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности — это где возбуждение всегда преобладает над торможением.
Причины
Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.
Причинами возникновения органических поражений могут быть:
- употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
- токсикозы и иммунная несовместимость;
- преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
- последствие наркоза и кесарево сечения;
- обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
- стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
- любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
- неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
- эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.
Есть еще и социальные причины — это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность — воспитание по типу «кумир семьи».
Признаки
Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.
Признаки невнимательности:
- не любит шумные помещения;
- ему трудно концентрировать внимание;
- он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
- с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
- плохо слышит и не воспринимает инструкции;
- испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.
Признаки гиперактивности:
- залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
- чаще бегает, крутится и вертится на месте;
- во время занятий ходит по комнате;
- наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
- если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
- ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.
Признаки импульсивности:
- чрезвычайно говорлив;
- не умеет дожидаться вознаграждения, ему надо «здесь» и «сейчас»;
- отвлекает других детей на занятиях;
- трудно переносит время, когда ждет свою очередь;
- испытывает сложности в контроле своего поведения, не умеет следовать правилам;
- часто меняется настроение, задиристый.
О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.
Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».
Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.
Как отличить СДВГ от избалованности?
Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.
Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, — чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.
Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.
А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.
Классификация СДВГ
Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:
- смешанный — это сочетание гиперактивности с нарушением внимания — встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
- невнимательный — преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
- гиперактивный — доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.
Симптомы у детей разного возраста
Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок — явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.
У малышей до 1 года
- Очень активная двигательная реакция на разные действия.
- Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
- Возможна задержка речевого развития.
- Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
- Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
- Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.
У малышей 2-3-х лет
- Неусидчивость.
- Нарушения мелкой моторики.
- Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
- В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.
У дошкольников
- Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
- На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
- Тяжело уложить спать.
- Непослушание и капризы.
- Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.
У школьников
- Отсутствует сохранность внимания на уроках.
- Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
- Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
- Страхи и тревожность.
- Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
- Энурез, жалобы на боль в голове.
- Появляются тики.
- Не способен длительное время спокойно долго ждать.
К каким специалистам обращаться за помощью?
Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.
Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.
Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.
Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.
Коррекция и лечение
Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.
Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.
В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.
Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.
Родителям важно следить за питанием ребенка.
- Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
- Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
- Омега 3 — особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.
Главное — чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» — это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).
Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии — это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.
Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.
Советы родителям
- Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
- Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
- Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
- Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
- Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
- Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
- В. Бетховен «Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6» контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
- А. Моцарт: «Симфония № 40 соль минор» тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
- Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.
Полезные игры
Игры на внимательность
«Лови — не лови». Эта аналог на всеми любимой игры «Съедобное — несъедобное». То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.
Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».
Игры для снятия эмоционального напряжения
- «Прикоснись». При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
- «Торт». Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.
Игры, для контроля двигательной активности
- «Раз, два, три замри». Включите ему веселую танцевальную музыку. Пока она буде звучать малыш может прыгать, бегать изображать животных, но как только она закончится он должен остановится в той позе, в которой его застала, игра учит концентрировать свое внимание.
- Семейная игра «Фруктовый салат». Каждый член семьи рисует себя в виде фрукта, затем показывает рисунки и рассказывает о своих особенностях. Затем все фрукты вырезаются и приклеиваются на салатницу.
- «Командир». Ребенку объясняют правила игры. Один из членов семьи играет командира, а ребенок исполняет роль бойца, который четко выполняет инструкции взрослого. Например, «Мы будем строить башню, я буду руководить строительством, а ты строить». Затем все меняются местами. Эта игра учит детей и родителей слышать и понимать друг друга.
- «Опиши и нарисуй». Цель упражнения — сплоченность и взаимопонимание. Малыш рисует рисунок на любую тему, затем очень подробно его описывает, а взрослый по его описанию должен воссоздать рисунок.
Какую помощь вы можете оказать малышу, когда он перевозбужден?
Ваш ребенок вспылил — тогда возьмите его за руку и, например, уйдите с малышом в другое помещение. Предложите умыться, а если это не поможет, переключите его внимание на что-нибудь интересное.
Когда он рассержен, прикасайтесь к нему, гладьте ласково по спине, обнимайте его, ведь эмоциональный контакт очень нужен детям с СДВГ.
Отличным средством для восстановления равновесия и гармонии у детей является принятие успокоительной ванны на ночь с различными травками, например, ромашкой или лавандой. Перед сном можете вместе прочитать любимую сказку или посмотреть спокойный мульфильм.
Если у ребёнка уже хорошо развита фантазия, попробуйте использовать медитативные техники. Например, попросите закрыть глаза. Пусть он представит себе полянку или лес. Обратит внимание на пение птиц или звук ручейка, пусть он почувствует ветер на лице, все это можно сопровождать музыкальным оформлением.
Профилактика
Чтобы предотвратить появление синдрома СДВГ, каждая мама еще заранее до появления ребенка на свет должна обеспечить себе благополучные условия для нормального течения беременности и родов, а также создать положительный микроклимат в своем доме.
Но если все же в вашей семье появился гиперактивный малыш, запомните, главное — вовремя начать комплексную терапию, которая научит ребенка грамотно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и детьми, контролировать свое поведение и эмоции.
Подробнее о СДВГ смотрите в передаче доктора Комаровского.
Как вести себя родителям, смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.