Признаки и лечение ЗПР в 2-3-4 года
Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.
Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.
Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.
Как понять, что у ребенка ЗПР?
При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.
Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.
Общие признаки ЗПР
- Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
- Очень быстро утомляется.
- Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
- Не может удерживать внимание на одном предмете.
- Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
- Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
- Крайне бедный словарный запас.
- Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
- Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
- Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
- В рассуждениях не может выделить главную мысль.
- Во время сна постоянно пробуждается.
Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.
Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?
Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.
В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.
Ребенок умеет:
- выполнять просьбы взрослых;
- составлять простые фразы из 2-4 слов;
- умываться;
- есть ложкой;
- снимать и надевать одежду;
- ходить на горшок.
Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.
Они должны уметь:
- говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
- рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
- различать основные цвета;
- застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
- соблюдать правила в подвижных играх.
В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.
Он умеет:
- собирать крупные паззлы;
- рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
- определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
- находить отличия между схожими предметами;
- называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
- выучить песенку, стихотворение, считалку,
- играть по правилам;
- повторить движения за взрослым в определенном порядке;
- собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
- лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
- убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
- соотносить предметы по форме, цвету, размеру.
Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.
Что делать, если у ребенка ЗПР?
Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.
Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:
- чередование разных видов деятельности;
- наглядность;
- многократное повторение материала;
- поэтапное обобщение и усложнение материала;
- образцы и подробные инструкции.
Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.
Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.
Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.
Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.
Как определить ЗПР у ребенка? Симптомы и признаки
Каждый ребенок уникален и неповторим. Однако, существуют временные рамки, в соответствии с которыми он должен развиваться физически, умственно и психологически. Родители с самого рождения должны внимательно следить за тем, какие навыки осваивает малыш. Ведь очень важно своевременно выявить признаки ЗПР (задержки психоречевого развития). В данной статье мы рассмотрим вопрос который волнует некоторых родителей и специалистов: как определить ЗПР у ребенка, какие симптомы и признаки характерны для этого нарушения.
Диагноз ЗПР у ребенка — что это?
Родители должны знать, что диагноз ЗПР у ребенка — это не всегда приговор. Однако, данное нарушение требует особого подхода к воспитанию и обучению. У ребенка с таким диагнозом наблюдается серьезное отставание в психическом развитии. Не соответствуют возрасту уровень мышления, памяти, внимания. Нарушения характерны для эмоционально-волевой сферы. В данном случае важна не только коррекционная работа педагогов, но и поддержка со стороны родителей. А во многих случаях также лечение соответствующими лекарственными препаратами. Чем раньше начинается такая работа с ребенком, тем больше у него шансов на нормальную жизнь.
Симптомы и признаки ЗПР у ребенка
Первые симптомы и признаки ЗПР (задержки психического развития) у ребенка могут быть замечены родителями, которые внимательно наблюдают за развитием своего малыша. Нужно записывать, когда дочь или сын начал переворачиваться, сидеть, вставать, ходить, лепетать, говорить. Необходимо обратить внимание на то, как малыш проявляет интерес к окружающему миру. В домашних условиях можно провести специальные тесты для выявления ЗПР.
Зачастую, ЗПР у детей обнаруживают в возрасте 5-7 лет. В более раннем возрасте диагноз ставят при очень явных признаках.
Итак, перечислим симптомы и признаки ЗПР у ребенка:
- эмоции доминируют над послушанием
- гиперактивность
- наличие разного рода страхов
- робость, застенчивость, отсутствие инициативы
- слабая концентрация внимания на умственной деятельности
- плохое восприятие информации на слух, преобладание зрительного восприятия
- отсутствие целостной картины при запоминании информации, ребенок не может сделать выводы
- небольшой объем знаний в сравнении со сверстниками
- ограниченный словарный запас, сложность в построении предложений
- искажение звуков при произношении
- нарушения слуха
- отсутствие желания принимать участие в коллективной деятельности
- отсутствие желания следовать примеру взрослого
Причины возникновения ЗПР у детей
Причины возникновения ЗПР у детей могут быть самыми разными. Их условно можно разделить на 2 группы — биологические и социальные.
Среди биологических причин:
- Неблагоприятное течение беременности: тяжелый токсикоз, внутриутробные инфекции, лечение сильнодействующими лекарственными препаратами, гипоксия плода, резус-конфликт, вредные привычки матери.
- Перинатальная энцефалопатия (поражение головного мозга) вследствие внутричерепных родовых травм (применение щипцов, кесарево сечение, стимуляция), асфиксии, недоношенности, желтухи новорожденных и др.
- Тяжелые соматические заболевания на раннем этапе жизни ребенка: грипп, рахит, эпилепсия, черепно-мозговые травмы, гидроцефалия, эндокринные нарушения и т.д.
- Наследственная предрасположенность.
Среди социальных причин:
- неполная, неблагополучная семья, отсутствие родителей
- частые психологические травмы в жизни ребенка
- авторитарный характер воспитания
- гиперопека
- дефицит общения со сверстниками и взрослыми
Стоит отметить, что биологические причины являются первоосновой ЗПР у детей. А наличие неблагоприятных социальных факторов усугубляет проблему.
Ребенку поставили диагноз ЗПР. Что делать?
Конечно, если ребенку поставили диагноз ЗПР, у родителей может возникнуть масса вопросов. Многие взрослые не знают, что делать: как теперь вести общение с ребенком, как это отразится на его судьбе. Надеемся, что наши советы, помогут Вам в такой непростой ситуации.
Первый совет для родителей детей с ЗПР — не надейтесь, что диагноз пройдет самостоятельно. Это не легкий насморк, а нарушение функций мозга.
Во-вторых, для точной диагностики обратитесь к специалистам, которые длительное время работают именно с интеллектуальными нарушениями. В рядовой поликлинике, как правило, таких специалистов нет. Ведь существует риск перепутать ленивость ребенка, нежелание заниматься скучной деятельностью, с его большим несоответствием в развитии.
В-третьих, при подтвержденном диагнозе ЗПР, смиритесь, что Вашему ребенку необходима регулярная помощь квалифицированных педагогов, психолога и, скорее всего, медикаментозное лечение. Если малыш дошкольного возраста, то ему необходимо посещать коррекционную группу детского сада. Если же диагностирован ребенок младшего школьного возраста, то ему будет лучше обучаться в специальном коррекционном классе или спецшколе.
В-четвертых, хорошая новость в том, что при грамотной работе специалистов и помощи со стороны родителей ЗПР- диагноз обратимый, ребенок может от него навсегда избавиться. Единственное условие — раннее начало коррекционной работы.
В-пятых, если родители детей с ЗПР отказываются признавать проблему, либо слишком поздно приходят к специалистам, то такие дети навсегда остаются неполноценными.
И последний совет родителям детей с ЗПР — примите во внимание, что с данным диагнозом ребенок может иметь полноценную жизнь. У него есть шансы на хорошую успеваемость в школе и поступление в ВУЗ. Для этого необходим комплекс мер: ранняя диагностика и коррекционная работа, благоприятная обстановка в семье, поддержка со стороны родителей и близких ребенка.
Необходимо хвалить Ваше чадо за малейшие достижения, иметь положительный настрой. Возможно, пересмотреть подход к воспитанию, отношения в семье. Тогда во взрослой жизни Ваш ребенок будет совершенно нормальным и психически здоровым человеком.
Есть ли у Вашего ребенка ЗПР или ЗПРР в 2-3 года?
Возраст 2-3 года – время, когда малыш активно познает мир, овладевает родным языком и коммуникативными навыками. Он стремительно пополняет словарь, изучает грамматику, расширяет кругозор. Этот процесс замедляется к 5 годам. Если у пятилетнего ребенка речь не развита совсем, у него рассеянное внимание, проблемы с мышлением, памятью, нет стремления к общению и расширению знаний, то вероятность нагнать здоровых сверстников, – менее 1%. Если начать коррекцию в 2-3 года, то ребенок с ЗПР или ЗПРР вполне может в дальнейшем обучаться в обычной школе.
Что такое ЗПР и ЗПРР?
Задержка психического развития (ЗПР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР) – отклонения, требующие срочной коррекции и лечения под руководством опытного специалиста.
ЗПР – это нарушение развития отдельных психических функций (внимания, мышления, эмоций, воли, памяти), обусловленное медленным созреванием нервной системы. Такие дети могут более-менее говорить (хотя зачастую ЗПР сочетается с тяжелыми формами ЗРР), но крайне плохо поддаются обучению и испытывают серьезные трудности с социальной адаптацией. ЗПР считается пограничным состоянием между нормальным развитием и патологией, поэтому при грамотном подходе с возрастом его можно компенсировать.
Главное отличие задержки психоречевого развития (ЗПРР) от ЗПР в том, что это нарушение напрямую связано с освоением ребенком речи. Низкая скорость речевого развития приводит к значительному отставанию в формировании психических функций. Обычно ЗПРР определяется в 2-3 года, так как в этом возрасте ребенок обычно начинает активно общаться, и недоразвитость его речи, социальных навыков, отставание от сверстников очевидны. Если выявить ЗПРР своевременно, это состояние успешно компенсируется ко времени поступления в школу.
Проверьте своего ребенка
О задержке психического развития говорят следующие признаки:
- Малыш избегает общения с взрослыми и сверстниками. Его редко принимают в игры, чаще всего он играет в одиночестве.
- Резкая смена настроения. Вспышки гнева, беспричинная тревога, внезапная радость – не черта характера, а повод для беспокойства.
- Ребенок неусидчивый, ему сложно удерживать внимание, выполнять просьбы взрослых, он не может заставить себя сделать что-то. Он часто вскакивает, носиться по комнате, кричит.
- ЗПР нередко сочетается с ЗРР. Малыш знает мало слов, с трудом строит фразы, не умеет выражать мысли.
- Память у детей с ЗПР устроена таким образом, что они лучше запоминают предметы и картинки, чем словесные объяснения. Что-то выучить наизусть для них – слишком сложная задача.
- Ребенок не может сам сделать выводы, соотнести предметы по форме, цвету и размеру, нет самостоятельного логического и абстрактного мышления.
Задержку психоречевого развития можно определить следующим образом:
- В 4 месяца малыш никак не отвечает маме и папе на улыбку, жесты, обращение.
- В 8-9 месяцев ребенок не лепечет, не улучшается ситуация и в год: он растет тихим и замкнутым.
- В 1,5 года нет простых слов типа «мама», «баба», «дай», ребенок не воспринимает речь взрослых, не выполняет просьбы, плохо жует и может подавиться даже небольшим кусочком.
- В 2 года малыш знает 20-30 слов, но никак не пытается выучить новые.
- В 2,5 года он не может составить предложение из 2-3 слов (подлежащее, сказуемое, дополнение), не знает, как называются части тела, бытовые предметы, действия.
- В 3 года малыш говорит очень быстро или, наоборот, слишком медленно, но речь его отрывочна, состоит из отдельных слов. Не понимает суть несложных историй, но может в точности повторить за взрослым произнесенную фразу.
- У малыша всегда немного приоткрыт рот, из которого течет слюна.
- Ребенок часто проявляет агрессию, ему не сидится на месте, он быстро устает.
- Он невнимателен, плохо запоминает информацию, простые ритмичные стихи.
- Часто играет сам с собой в однообразные игры, так как у него слабо развита фантазия.
- Плохо идет на контакт со сверстниками и взрослыми.
Диагнозы ЗПР и ЗПРР ставятся только совместно неврологом, дефектологом, логопедом, психологом. Ими же разрабатывается стратегия лечения.
Что делать, если у малыша ЗПР или ЗПРР?
Основное заблуждение родителей и обывателей – смешение ЗПР и ЗПРР с психической ненормальностью. Эти диагнозы означают только отставание ребенка от своих сверстников в развитии, которое поддается коррекции.
Итак, вы заметили у малыша признаки отклонений или уже знаете диагноз. Как поступить в этой непростой ситуации?
- Успокойтесь и изучите внимательно проблему. Посетите форумы родителей детей с ЗПРР, ЗРР, ЗПР, они с удовольствием поделятся опытом и дадут контакты проверенных специалистов.
- Ни в коем случае не поддавайтесь на уговоры «доброжелателей», мол, «перерастет», «отец его тоже поздно заговорил, и ничего» и т. д. Отставание от нормы не должно быть более 3-4 месяцев. Не упустите драгоценное время!
- Окажите малышу поддержку. Он не виноват в своем состоянии и нуждается в вашей заботе. Но не опекайте, а направляйте его в нужное русло.
- Немедленно посетите врача, для начала хотя бы сходите к педиатру. Он определит физическое состояние ребенка, соответствие его развития нормам, и даст направления к специалистам.
- Ребенка обязательно покажите неврологу, так как в 100% ЗПР и ЗПРР требуют длительного медикаментозного лечения под контролем специалиста. Проводятся исследования работы головного мозга, для выяснения точной причины нарушения.
- Не ограничивайтесь только приемом лекарств. Они обеспечивают нервную систему всем необходимым, но результат будет виден, если только с ребенком будет работать команда специалистов.
- Дефектологи занимаются развитием малыша: памятью, вниманием, моторикой, интеллектом, эмоциями, социальными навыками, понятийным аппаратом.
- Еще одно звено – занятия с логопедом. Он учит ребенка правильно произносить звуки, строить фразы и предложения, создавать связный текст.
- Очень полезно посещать педагога-психолога для формирования коммуникативных навыков.
- Хороший эффект дают иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия, музыкальная терапия и другие методики.
Едва ли не самая главная роль в процессе преодоления ЗПР и ЗПРР отводится родителям. Они находятся рядом с ребенком постоянно, тогда как врач и педагог видят его 2-3 раза в неделю. С малышом необходимо заниматься каждый день, каждый час. Распорядок дня, досуг следует выстроить так, чтобы каждая минута способствовала выздоровлению. Приобретите дидактические игры, кукольный театр, выполняйте пальчиковую гимнастику, читайте художественную литературу по возрасту, одним словом, создайте вокруг малыша развивающую среду. Проводить занятия нужно в строгом соответствии с составленной специалистами программой.
К сожалению, готовых рецептов здесь нет, в каждом случае план лечения разрабатывается индивидуально.
Что такое ЗПР и какие признаки задержки развития у ребенка
Диагноз задержки психического развития ставится детям с медленным развитием некоторых функций мышления, внимания, памяти, эмоциональной и волевой сферы, которое не дотягивает до общепринятых норм определенного возраста. Первые симптомы ЗПР проявляются в развитии дошколят и ребят младших классов.
Скорее всего, задержка психического развития диагностируется при прохождении тестов перед поступлением в первый класс. У ребенка преобладают детские игровые интересы, ограничено объективное представление, нет положенных для его возраста знаний, мышление отличается незрелостью, мозг интеллектуально обеднен, заторможена его работа.
Задержка психического развития ребенка
Синдром характеризуется замедлением психомоторных и психических функций, недостаточной скоростью их созревания. Эти нарушения способствуют медленной зрелости личности, неразвитым эмоциям, воли и памяти. Отставание развития проявляется в недостаточном развитии мыслительных процессов, неспособности анализировать информацию, обобщать полученные сведения, классифицировать, абстрагировать, синтезировать представления. Нарушения могут компенсироваться и развиваться в обратном направлении.
ЗПР у детей приводит к тому, что ребенок вместо интереса к новым знаниям стремится к получению удовольствия от игр, имеет неустойчивый интерес, в развлечениях предпочитает перемены. Часто такие дети имеют завышенную самооценку и считают себя лучше других, что не соответствует действительности.
На занятиях в группе детского сада или в школе такие ребята не контролируют внимание, часто переключаются с одного предмета на другой, утомляются быстро. Логические задачи доставляют значительные трудности в решении, при анализе не могут определить причины и следствия какого-нибудь действия. При описании и характеристике предметов не выделяют существенные признаки, что не дает им элементарного представления о вещах и стандартных явлениях.
В самостоятельных или групповых играх отсутствует умение организовать процесс без помощи со стороны. Младшие школьники в большинстве случаев страдают гиперактивностью, агрессивностью, тревожным мышлением. Задержка психического развития – это иначе рассматривается как инфантилизм, характеристикой которого служит физическая и психическая незрелость.
Диагноз ЗПР можно рассматривать как первопричину или вторичное следствие ранее проявленного нарушения одной из функций организма, например, расстройства речи. ЗПР — это тот фактор, который может возникнуть в комплексе синдрома дефицита внимания и гиперактивности или представлять собой психоорганический или церебрастенический синдром, причем проявления задержки психического развития могут сочетаться или выступать в качестве одиночной первопричины.
Распознавание и диагностика
Поставить диагноз задержки психического развития можно только в результате комплексного сбора сведений от психологического, педагогического, логопедического, психотерапевтического, дефектологического обследования. Для распознавания ЗПР оценивается стадия развития психических процессов, двигательных возможностей, анализируются ошибки при решении задач из математики, упражнений письма и устного рассказа, определяется уровень развитости моторики рук. При возникновении даже небольших отклонений в указанных областях развития у ребенка родители должны обратиться к специалисту для выявления истинного положения вещей.
Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста
Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.
Симптомы задержки психического развития у дошкольников
Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:
- ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
- к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
- если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;
- симптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
- в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
- в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.
Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы.
Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте
При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:
- если школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
- малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
- во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
- часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.
Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.
Отличия ЗПР от умственной отсталости
Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:
- при умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
- дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
- ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.
Прогноз последствий и осложнений
Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.
Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.
Снижается уровень познавания новой информации, искажается письмо и речь, молодому человеку с некорректированной задержкой развития трудно найти подходящую профессию и освоить простые рабочие приемы. Чтобы избежать мрачного прогноза родителям следует выявлять отклонения своевременно и проводить лечение после появления первых признаков отставания.
Причины появления задержки умственного отставания в развитии
Появление замедления психического развития зависит от различных причин, которые подразделяются на две категории:
- органического характера, наследственных причин;
- зависимости от социального окружения, неправильного педагогического влияния, эмоциональной депривации.
Органические причины
ЗПР возникает по причинам локальных изменений в мозговых зонах, произошедших во время внутриутробного развития. Это могут быть последствия материнских заболеваний токсической, соматической, инфекционной формы. Иногда такие поражения происходят вследствие асфиксии ребенка при прохождении по родовым путям.
Немаловажным фактором может стать генетика, в соответствии с законами которой у ребенка появляется природная предрасположенность к задержке созревания мозговых систем. В большинстве случаев болезнь имеет неврологическую основу с симптомами дистонии сосудов, нарушением иннервации черепно-мозгового участка, гидроцелией. Все нарушения деятельности мозга, приводящие к замедлению развития, отлично прослеживаются на энцефалографии, характерным проявлением заболевания является активность дельта-волн и полное затухание альфа-ритмов.
Первичное замедление развития влечет вторичную задержку, которая отличается нарушением функций памяти, речи, объективного восприятия действительности, остановки внимания на требуемом предмете.
Социальные причины замедления развития сознания
Эти причины приводят к ЗПР, если ребенок находился и воспитывался с раннего возраста в неприемлемых условиях. К таким обстоятельствам относятся:
- ребенок не имел достаточного количества стимулов для нормального развития;
- налицо материнская и эмоциональная депривация;
- малышу не уделяли внимания педагоги, что привело к запущенности;
- не было возможности овладеть простыми навыками;
- алкоголизм родителей, сиротство в раннем возрасте;
- постоянные скандалы в семье, нестабильность, ограничение общения со сверстниками;
- некоторые исследователи в этой области указывают на причину педагогической запущенности неправильное и равнодушное отношение учителя к своему ученику без учета индивидуальных особенностей;
- плохое и скудное питание, не обеспечивающее поступление в организм достаточного количества минералов и витаминов.
Очень часто в формировании замедленного развития принимают участие две группы факторов – природная и социальная. Ребенок, имеющий предрасположенность, попадает в неблагоприятные условия развития, и его наследственность начинает проявляться.
В результате страдают не только механизмы мозгового развития, но и подключаются психотравмирующие факторы, которые приводят больного пациента к остановке развития. Если происходит плотное сочетание причин из двух категорий, то ликвидировать ЗПР становится труднее в зависимости от величины поражения. В большинстве такое неблагоприятное сочетание приводит личность к полной дезадаптации в социуме.
Разновидности задержек психического развития
Отечественные и зарубежные медики составили несколько классификаций ЗПР у детей, но самой используемой стала система К.С. Лебединской:
- конституционная задержка определяется проявлением наследственности;
- соматическая форма становится активной в результате заболевания ребенком, которое оказало разрушительное действие на мозговые функции, например, хронические инфекционные заражения, аллергия, астения, дизентерия, дистрофия и другие подобные болезни;
- психогенная задержка возникает в результате социальных факторов, действующих в неблагоприятных обстоятельствах;
- церебрально-органическая задержка развития возникает при воздействии неправильных и патологических процессов в результате осложненной беременности.
Характеристика признаков задержки в зависимости от причины возникновения
Конституционная задержка развития
Ребенок, отнесенный к такой категории, останавливается не только в психологическом плане, но и физиологические параметры также не дотягивают до нормы, такие дети имеют маленький вес, недостаточный рост. Характерным является интерес ко всему новому, дети немного инфантильны, уживчивый нрав становится причиной, по которой многие из ребят находят друзей в своем окружении. Индивидуумы такой категории обычно ласковые, с положительными эмоциями, на уроке много разговаривает и не умеет концентрировать внимание на одном предмете.
ЗПР по причине соматогенного происхождения
Дети этой категории приобретают задержку развития в результате вмешательства в функции мозга извне. У таких детей сохранен интеллект, но дисфункция мозга приводит к психическому виду инфантилизма и стойкой астении. Такие личности постоянно нуждаются в поддержке, скучают по близким людям, постоянно находятся в плаксивом расположении духа, затрудняется адаптация в социуме. Отличаются отсутствием инициативы, беспомощностью, пассивностью, нелепыми поступками.
Психогенные причины задержки развития
В таких случаях абсолютно здоровые дети в физическом плане воспитываются в неблагоприятных условиях. Это может быть детский дом или безнадзорность в семье. Эмоциональные переживания, связанные с недостатком материнского тепла, отцовской поддержки, повторение однообразных контактов в ограниченном коллективе приводит к отставанию развития ребенка. Неблагополучная социальная обстановка, в которой воспитывается малыш, становится причиной задержке психогенного и интеллектуального развития.
Психотравмирующие обстоятельства перерастают в педагогическую запущенность. У ребят из таких социальных групп наблюдается инфантильность, несамостоятельность, они ведомы, пассивны, не анализируют поступки. Поведение отличается повышенной агрессивностью, в случае проявления чужого давления, наоборот, раболепное подчинение, покорность, приспособленчество к грубому обращению.
Церебрально-органические причины задержки развития
ЗПР вызывается органическими поражениями мозга из-за инфекционных заражений в первые месяцы жизни, патологических изменений во время беременности или травм во время тяжелых родов. Сопутствует этому астения, церебральная недостаточность, что ведет к замедлению работоспособности, нарушает память, внимание, ребенок отстает в изучении программы школы. Примитивное мышление не позволяет детям различать хорошее и плохое, различать «нужно» и «хочу», вязкое мышление приводит к повышенной возбудимости или тревожности и медлительности.
Принципы лечебной терапии
Коррекцию отставания развития лучше всего начинать после установления первых симптомов. Врачи рекомендуют комплексный подход с применением основных лечебных методов:
- рефлексотерапию электрическими импульсами на рабочие мозговые точки, способ воздействия микротоков эффективен при отставании в развитии после церебрально-органического поражения;
- использование услуг логопедического массажа, различных проверенных методов развития памяти, артикуляционная гимнастика, тренировка внимания, мышления, для этого требуется на всех этапах болезни консультироваться с логопедами и дефектологами;
- для применения лекарственных препаратов нужно обязательное обследование у невролога, самостоятельное прописывание препаратов может только навредить больному ребенку.
Если причиной отставания ребенка в развитии стали социальные факторы, то требуется консультация психолога. Эффективно работает общение с животными, дельфинами, лошадьми. Благополучная семейная пара может много сделать для придания малышу уверенности в себе, благоприятный прогноз болезни будет, если поддержка близких будет сопутствовать развитию ребенка.
Мальчику почти 3 года. Врачи поставили ЗПР на полтора года (задержка в
Попробуйте устроить его в логопедический садик. Моему сыну очень здорово там помогли. В 3,5 года уже читал, в школу пошел в 6 с половиной. Сейчас в 9 классе физ-мат лицея. Тоже ставили ЗПР.
С близнецами и двойнями так часто бывает. Одному достается больше, чем другому. Задержка психического развития потому так и называется, что есть надежда, что все образуется, но позже. Но тут нужен колоссальный труд и ваш и малыша и грамотных педагогов и психологов. Такое поведение схоже с некоторыми признаками аутизма, ни в коей мере не подумайте, что вам тут ставят диагноз — на это есть врачи. Но если это так, то таким детям важно, чтобы соблюдали «их порядок вещей», т. е. у них есть некие правила, при нарушении которых будет «буйное» поведение — плач, крики и т. д. Поэтому возможно нужен будет коррекционный сад (там просто должны быть грамотные педагоги, которые знают как общаться).
Очень часто такие дети в дальнейшем перегоняют в развитии своих сверстников. Родственник родился шести месячный, Не разговаривал (мычал) до 3х-4х лет, любил разогнаться и влепиться в стену лбом))) А сейчас выучился в США, знает языки, причем склад ума математический, сейчас работает в крупной компании. Очень умный и усидчивый. Развивайте своего малыша, нагонит и перегонит, он ведь все запоминает и воспринемает не хуже, просто не получается все делать правильно, говорить, дайте время. Все будет хорошо.
Да-это проблема. Вашему ребенку обязательно нужен хороший, грамотный психоневролог и толковый логопед. УДАЧИ!
Специальный садик или даже группа и ваша кропотливая работа с ним….
В дальнейшем всё может резко измениться и они не только догонят, но и обгонят своих сверстников в развитии !
главное не отдавать в спец садик для отстающих в развитии, он там хорошему не научится, а в логопедический вас не возьмут явно, психолог вам не даст добро. . конечно трудно вам будет, наберитесь сил, у меня у сына только с речью проблемы (4,5 ему уже), вы в Мочкве (пардон в мир слазила), а значит вам в поликлинике хорошо бы от логопеда или невролога, психолого.. короче от кого-то из них добится направления на комиссию вот в такой центр, я к логопеду сейчас пытаюсь за таким попасть, очень нахваливают мне эти центры, занятия бесплатные и толковые, комиссия решит к каким специалистам вам надо ходить <a rel=»nofollow» href=»http://www.childpsy.ru/organizations/index.php?PAGEN_2=2§ion=56″ target=»_blank»>http://www.childpsy.ru/organizations/index.php?PAGEN_2=2§ion=56</a> естественно государственный центр подбирайте! ! удачки и всех благ вам!!
лечится принятием диагноза мамочкой и постоянными развивающими занятиями. . а если мамочка диагноз категорически не принимает тогда ребенок становится «индиго» -выбирайте как вам удобнее -собственное успокоение мыслями о том, что ребенок особенный -индиго, и у него просто такой характер, или дальнейшая жизнь ребенка, его социальная адаптация
Скорее всего, у мальчика задержка церебрально-органического происхождения. Диагноз ставил невролог? Разумеется, это лечится, тем более ребенок еще очень маленький.
Главное лечите и ребенок догонит С каждым годом будет труднее лечить
Побольше занимайтесь сами с ним и обратитесь к специалисту по этому поводу.
удачи и терпения вам! главное не опускать руки, побольше внимания ребенку и найдите лучшего специалиста.
У моего сына при родах тоже была гипоксия, но это не сильно повлияло на развитие. Немного заикался в детстве, ну и учился не очень. Закончил школу, колледж, сейчас сам в институт поступил. Ему 23 года — здоровенный мужичина, армию отслужил, дай бог каждому.. . Читаю ваш вопрос и как то мне прямо жалко стало вашего мальчика. Уж не обижайтесь на меня, мне по возрасту можно: -) Я сама уже бабушка. Внуку год и 4 мес. (дочкин сынок) . Вы пишите о нем так странно — кричит как дельфин, наорется до хрипоты.. . А вам не жалко его допускать до этого? Ну как же не успокоить? Как не помочь найти ту самую игрушку, еще и братика привлечь к помощи. Он же сильнее, значит должен заботиться о младшем. Тем более он в этом нуждается. Вы, скорее всего, сравниваете одного с другим и второй проигрывает.. . НО это же ваш младшенький, не опускайте руки, ему надо больше вашего внимания и тепла. Ищите еще специалистов, обращайтесь везде, где можно. Надо развивать мальчика. Возможно, они пойдут в разные детские сады? Это очень трудно будет, я представляю как. Если есть кому помочь — будет легче. Но вы не отчаивайтесь, все можно еще наладить. Характер тоже корректируют в детстве. Никто не растет просто. Воспитание детей вообще труд тяжелейший. Я от своих еще кажется не отдохнула, а уже внук родился. Тоже — то одно ему не так, то встанет не с той ноги.. . А у вас двое, да еще такие разные. Извините меня, если я не то, что вы хотели, написала. Я просто как бабушка, мне так жалко детишек проблемных, особенно мальчиков. Все будет хорошо.
Ответ будет краток: было…. прошло…. сейчас ему 21)))))
Если вы в Москве, записывайтесь на консультацию в Ц Л П и в Институт Коррекционной педагогики, чтоб потом не терять время на постановку диагноза. Чем раньше обратитесь, тем лучше и для Вас, и для ребёнка. Главное, не отчаивайтесь, Вы со своей проблемой не одиноки и она решаема, поверьте! терпения Вам!
У меня у старшего была задержка развития. Сейчас ему 27. Диагноз — вялотекущая шизофрения, инвалид детства, хорошая пенсия, без права работы. И самое удивительное — он счастлив и считает себя нормальным человеком. Я это к чему. Поддерживайте в своем мальчике ощущение, что он нормальный, что он хороший. Возможно, у него хорошая связь с тонкими планами (если Вы верите в их существование) . По Вашим словам, у него очень богатый внутренний мир. Старшему скажите, что братик решил навсегда остаться ребенком. Ну, а развивать, конечно, надо. Например, мы в 5 лет ходили к логопеду из садика, и она говорила, что вот звуки-то я ему поставлю, но у него не закрепится. А меня осенило — какой звук они ставили, я его особо выделяла голосом при разговоре с сыном. И-таки закрепилось. А в 3 года он говорил максимум «Ти де пем» — это «электричка идет по рельсам». Свеекровь заставила в 3 года отдать в сад, чтобы общался с детьми — это здорово ему навредило. И — если верите — его душа выбрала Вас и выбрала родиться в таком теле, чтобы приобрести определенный опыт. Значит, именно Вы поможете ему лучше, чем кто другой.
Если вы спрашиваете совет в лечение, то в нашей стране лучшее место, где лечат такие проблемы Институте имени Бехтерева в Питере. В Москве есть их филиал, там только платно, очень дорого. Моей дочке сейчас 9 .У неё ,как мне кажется сейчас большой взрыв в развитии, задержка она и есть задержка. Заниматься конечно надо, наймите нейропсихолога, деффектолога и проконсультируйтесь насчёт медикаментозного лечения.
вам повезло! Ребёнку дадут направление в логопедический садик со спец наклоном. Там прекрасные специалисты, которые помогут всё это исправить! Главное ничего не бойтесь. Всё будет хорошо.
как выявить задержку психологического развития у детей и помочь
Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.
Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).
Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП. Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.
Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:
- тяжело сидеть на уроках;
- тяжело слушаться учителя;
- концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
- нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.
Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.
- При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
- Если у ребенка наблюдается замедленное развитие интеллектуальной сферы, то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.
Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка
Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.
Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.
Тест №1 (до 1 года)
Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на развитие речевых способностей. Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».
Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению
Тест №2 (9-12 месяцев)
В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.
Тест №3 (1-1,5 года)
В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.
Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению
Тест №4 (2-3 года)
Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.
Тест №5 (3-5 лет)
В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.
Тест №6 (5-7 лет)
В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.
Факторы, вызывающие ЗПР
Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, нейросонографии).
- К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
- К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.
Четыре типа задержки психологического развития у детей
Таблица 1. Виды ЗПР у детей
Тип ЗПР | Причины | Как проявляется? |
ЗПР конституционального происхождения | Наследственность. | Одновременная незрелость телосложения и психики. |
ЗПР соматогенного происхождения | Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. | Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии. |
ЗПР психогенного происхождения | Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). | Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность. |
Церебрально-органического происхождения | Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. | Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. |
Как помочь ребенку с ЗПР: советы для родителей
В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.
При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.
Рекомендации родителям детей с ЗПР:
- Изучите это заболевание с научной точки зрения. Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
- Обратитесь к специалистам. Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
- Полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
- Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
- Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
- Найдите единомышленников. Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.
Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.
Поделитесь с друзьями:
Задержка психического развития у детей
Первый школьный год довольно часто становится тяжелым испытанием для родителей, особенно если их ребенку ставят диагноз задержка психического развития. По отдельности эти слова совсем не страшные, но именно в таком сочетании вызывают у взрослых страх и панику. Вопросы – как, почему – начинают крутиться в голове. Естественно, с малышом начинает заниматься специалист, его переводят в специальный класс или школу, то есть начинается коррекция психического развития ребенка, которая может длиться довольно долгое время. Однако всего этого можно избежать, если вовремя диагностировать нарушения в психическом развитии ребенка.
Выявить отклонения в психическом развитии ребенка можно уже с первых месяцев жизни
Ведь именно в период раннего детства развитие идет как никогда бурно и стремительно: из совершенно беспомощного, ничего не умеющего делать существа, младенец превращается в относительно самостоятельную личность, следовательно, получают определенное развитие все стороны психики ребенка. Поэтому знание закономерных процессов и этапов, которые должен проходить ребенок в период становления, позволяет своевременно обнаружить нарушение психического развития у детей в довольно раннем возрасте.
Часто у малышей с задержкой развития отсутствуют или чрезмерно усилены врожденные безусловные рефлексы:
– после 3-х месяцев могут оставаться выраженные оральные автоматизмы (сосет палец, язык, губу, одежду).
– зрительное и слуховое сосредоточение появляется позднее 2-х месяцев.
– на звуковые раздражители дети либо не реагируют, либо реакции носят защитный характер.
– снижена способность к фиксации взгляда на движущемся предмете.
– первая улыбка появляется в 2-3 месяца, хотя должна появиться в первый месяц жизни малыша.
– с 3-х месяцев выявляются отклонения в процессах голосообразования, в связи с чем гуление возникает на несколько месяцев позднее; лепет может продолжаться до 2-х-3-х лет, а первые слова начинают произноситься в возрасте от 2-х до 4-х лет.
– задерживается развитие пространственных представлений, медленно накапливается запас сведений об окружающем мире. В дальнейшем, при обучении грамоте выявляются дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), дискалькулия (нарушения счета), наблюдается низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия, памяти, мышления), несформированность эмоцианально-волевой сферы, недостаточность моторного развития, что приводит к различным нарушениям в речевой деятельности.
Чем может быть вызвана задержка психического развития у детей?
Проблемы психического развития детей, выражающиеся в задержке, могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания.
К биологическим факторам относятся:
– различные нарушения течения беременности;
– хронические заболевания матери или перенесенные во время беременности болезни;
– увлечение беременной алкоголем, сигаретами и наркотиками;
– наличие у родственников психических, психосоматических и неврологических заболеваний;
– патологические роды (кесарево сечение, роды с наложением щипцов и т.д.),
– перенесенные малышом инфекционные заболевания в раннем возрасте.
К социальным факторам относятся:
– гиперопека или, наоборот, полный отказ от занятий с ребенком,
– отсутствие телесного контакта с матерью,
– агрессия со стороны взрослых и окружения,
– психологические травмы и т.д.
Таким образом, если у мамы в анамнезе, например, есть сахарный диабет или она во время беременности перенесла инфекционное заболевание, если был поставлен резус-конфликт, были тяжелые роды, либо малыш в первый год жизни сильно болел, то следить за его развитием нужно особенно тщательно.
Для того чтобы правильно подобрать методы коррекции при задержке психического развития определения причины, вызвавшей нарушения, не достаточно. Нужно поставить клинико-психологический диагноз, который отражает причину и механизм нарушения развития и определяет пути и методы коррекционной работы.
В современной медицине задержка психического развития у детей подразделяется на четыре типа
Первый – ЗПР конституционального происхождения или психический инфантилизм.
Для таких детей характерна беспомощность, бурное проявление эмоций, которые через минуту могут поменяться на противоположные. Такой малыш очень зависим от матери, ему трудно принимать самостоятельные решения, то есть наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Задержку в психическом развитии у таких малышей диагностировать достаточно сложно, так как его отставание не бросается в глаза, но если сравнить его со сверстниками, то становится понятно, что он младше своего возраста.
Второй – ЗПР соматогенного происхождения.
В эту группу входят дети, страдающие от постоянных инфекционных или хронических заболеваний, а также малыши, чьи родители ограничивают их во всем, то есть очень сильно опекают. В первом случае постоянное болезненное состояние снижает познавательную активность, следовательно, темпы развития психики замедляются. Во втором – родители ограждают малыша от опасного мира, тем самым не давая его познавать, что приводит к незнанию, неумению, отсутствию самостоятельности.
Третий – ЗПР психогенного (неврогенного) происхождения.
На малыша не обращают внимания, им не занимаются, то есть проблемы психического развития детей обусловлены социальными факторами. Причиной также является деспотизм родителей, агрессия и грубость по отношению как к самому ребенку, так и к другим членам семьи. При таком типе ЗПР у детей часто нет даже элементарных знаний о моральных и поведенческих нормах, окружающем мире.
Четвертый – ЗПР церебрально-органического происхождения, его причина – органические поражения нервной системы, выражающиеся в мозговой дисфункции различной степени. Это один из самых частых и наименее благоприятных типов ЗПР.
В настоящее время ранняя коррекция нарушений в развитии признана основополагающим направлением специальной педагогики и психологии. Известно, что оказание медико-психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни позволяет достичь принципиально иных результатов, чем при начале коррекционной работы в дошкольном и, тем более в школьном возрасте.
Отечественный и зарубежный опыт показал, что ранняя помощь позволяет:
– компенсировать отклонения в психическом развитии детей группы риска;
– сократить долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений;
– способствует более успешному обучению и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.
Автор: Галина Звягинцева, дефектолог, старший воспитатель ГУЗ СС Дом ребенка (г. Ставрополь)