Лечение ЗПР у детей в домашних условиях – рекомендации родителям
Вопрос от: Аноним
На тестировании перед поступлением в школу сказали, что у дочки задержка психического развития. Мы за ней и сами замечали некоторую заторможенность, она начала позже других деток и ходить, и говорить. В садике в играх не участвует, любит одна посидеть в уголке. Можно ли организовать лечение ЗПР у детей в домашних условиях? Как помочь своему ребенку?
В несложных случаях с помощью лечения у детей ЗПР в домашних условиях вполне можно скорректировать и даже устранить это отклонение полностью. Причин для задержки развития может быть несколько: наследственность, травмы во время беременности и родов, гипоксия, недоношенность, неврологические заболевания.
В результате ребенок заметно отстает от сверстников в получении навыков, обучении. В поведении заметна гиперактивность или заторможенность. У таких детей плохая память, снижена способность концентрировать на чем-то свое внимание.
Отличие ЗПР от умственной отсталости в том, что по определенным методикам это состояние можно корректировать. Умственная отсталость, как правило, прогрессирует и коррекции не поддается. При задержке развития малыш старается запомнить новые навыки и применяет их в дальнейшем, формируя опыт. Такие дети более любознательные, чем те, чей интеллект нарушен.
Обычно для установки диагноза ЗПР и степени его классификации врачи собирают консилиум с участием психолога, логопеда, дефектолога и психотерапевта. После проведения тестов и дополнительных обследований с помощью МРТ нарушение развития у ребенка получает свою оценку и родителям предлагаются коррекционные методики.
Таким детям рекомендуют прием гомеопатических средств, антиоксидантов, витаминов, общетонизирующих и улучшающих работу мозга препаратов. Параллельно малышу необходимо обеспечить в семье атмосферу защищенности, любви и заботы.
С такими детишками необходимо проводить дополнительные занятия. Это могут быть занятия по методикам, развивающим внимание и воображение, лепка, рисование. Если ребенок уже пошел в школу и у него возникли трудности в учебе, не нужно ругать его – это свидетельство не лени, а болезни.
При таком подходе к концу периода начального обучения удается получить хорошие результаты и свести отставание от сверстников к минимуму или полностью от него избавиться.
Лечение и коррекция задержки психического развития (ЗПР)
Дошкольный период – основной в становлении психических процессов и личностного развития человека. Если в это время дошкольник не получает достаточного педагогического внимания, страдает его интеллект и эмоционально-волевая сфера. Упущенное время невозможно полностью компенсировать даже интенсивной коррекцией, особенно при задержке психического развития (ЗПР).
Немногие родители могут вовремя заподозрить нарушение у своего малыша. Дело в том, что часто не уделяется должного внимания первым признакам задержки психического развития, потому как сильного различия со сверстниками нет. Дошкольник немного позднее начинает ходить, говорить и управляться с предметами. Его нервная система излишне возбудима, внимание неустойчиво, из-за чего страдает поведение. Основные психические проблемы начинаются в младшем школьном возрасте, когда ребенок не может справиться с обычной программой обучения, именно тогда зачастую и диагностируется задержка психического развития.
Причинами задержки принято считать органические поражения ЦНС, соматические психогенные нарушения, педагогическую запущенность. Коррекционная работа с детьми с ЗПР проходит в специальных группах, где есть педагоги-дефектологи. Группы коррекции могут создаваться не только в специализированных учреждениях, но и в обычных детских садах.
Коррекционная работа
Коррекция детей с ЗПР направлена на изменение структуры психической деятельности, чтобы исправить или хотя бы уменьшить задержку в развитии. Она требует постоянной диагностики для понимания, насколько успешно проходит реабилитация. В зависимости от полученных результатов составляется эффективная коррекционная программа работы для детей с ЗПР.
Другой важный принцип коррекции – совместная работа психолога, педагога, логопеда и медицинского работника. Крайне необходима обратная связь с родителями.
Должна быть создана эффективная среда вокруг малыша с задержкой психического развития, в которой его возможности и особенности проявятся в полной мере. Важно поддерживать положительный фон общения не только с педагогом, но и в семье.
Общие требования к программам
Программы коррекции детей с ЗПР составляются педагогами-дефектологами. Единой формулы устранения психической задержки не может быть, ведь она у всех проявляется по-разному. При создании подходящей программы реабилитации детей ЗПР учитывается:
- Вид дефекта,
- Уровень текущего развития,
- Индивидуальные особенности,
- Насколько вовремя применяется коррекция.
Программа коррекции ЗПР у дошкольников должна включать в себя важные компоненты:
- Диагностику уровня развития основных психических процессов.
- Основное развитие (сенсорика, мышление, восприятие, интеллект).
- Коррекцию эмоционально-волевой сферы.
- Развитие речи, исправление ее дефектов.
- Коммуникации среди сверстников и взрослых.
Важно! Для эффективных коррекционных занятий с ЗПР малыш должен иметь мотивацию и позитивный настрой.
План коррекционных занятий для детей с ЗПР ориентирован на исправление основных психических процессов:
Психический процесс | Точка развития при коррекции |
Внимание |
|
Восприятие |
|
Память |
|
Мышление |
|
Речь |
|
Методики коррекционной работы с дошкольниками
Методики диагностики и коррекции задержки психического развития подбираются индивидуально, их существует большое количество. Они классифицируются в зависимости от направленности и возраста. Так, существуют методики коррекции:
- Эмоционально-волевой сферы.
- Внимания.
- Восприятия.
- Речи и пр.
В качестве примера можно привести упражнения при задержке психического развития на коррекцию мышления в старшем дошкольном возрасте:
- Упражнение «Найди тайник». Малышу выдается карта помещения, на которой отмечено местонахождение «клада». Он должен отыскать его, опираясь на предоставленную схему.
- Игра «Угадай предмет». Педагог загадывает предмет. Дети задают вопросы о его свойствах и пытаются отгадать, что это.
- Игра «Маски». На одного из участников одевают маску животного. Задача остальных — без слов показать этого зверя, а тот, на ком надета маска, должен его отгадать.
Для коррекции сферы воображения:
- Упражнение «Сказочные звери». Ведущий вспоминает животное из сказки, но не называет, а рассказывает своими словами о нем. Остальные должны отгадать зверя.
- Упражнение «Завершение рисунка». Дошкольнику выдается незавершенный рисунок. Его задача – дорисовать на свое усмотрение.
- Игра «Лепестки». Педагог выдает участникам лепестки разного цвета, каждый выбирает понравившийся. Задача – рассказать, что произойдет с этим лепестком дальше.
- Игра «Необыкновенное животное». Дети рисуют вымышленных зверей. После воспитатель просит назвать имя необычного зверя и рассказать историю о нем.
В коррекции следует уделять большое внимание всем видам деятельности, связанным с мелкой моторикой рук. Сюда относятся лепка, рисование, аппликация, мозаика и пр. Повышение чувствительности кончиков пальцев способствует формированию всех психических процессов. Дидактические игры направлены на коррекцию задержки развития эмоционально-волевой сферы, личностного развития.
Внимание! Родители и коррекционный педагог должны работать сообща. Успехи от занятий в группе нужно обязательно закреплять дома.
Медикаментозное лечение ЗПР
Залог успеха в лечении ЗПР у детей – длительное сопровождение медиком, педагогом и психологом. Если есть необходимость, к коррекции задержки развития подключаются невролог, психиатр, логопед, дефектолог и другие специалисты. При небольшом отставании бывает достаточно простого лечения ЗПР у детей и психотерапии. Если отклонение значительное и затрагивает ЦНС, потребуется серьезная врачебная помощь. Оценить необходимость приема медикаментов при ЗПР у детей, симптомы и лечение сможет только квалифицированный в этой области специалист.
Для лечения задержки психического развития применяются следующие препараты:
Название лекарства | Воздействие на дошкольников с задержкой психического развития |
Пирацетам |
|
Церебролизин |
|
Глицин |
|
Энцефабол |
|
Нейромультивит |
|
Элькар |
|
Ответить на вопрос, поддается ли лечению задержка психического развития, сможет только наблюдающий врач. Родителям важно отслеживать состояние дошкольника, активно принимать участие в его реабилитации. При ЗПР лечение и прогнозы полностью зависят от поставленного диагноза.
Рекомендации родителям дошкольников с ЗПР
При задержке психического развития у детей лечение и результативность работы во многом зависят от позиции родителей. Если они понимают всю степень своей ответственности за будущее ребенка и участвуют в коррекции, эффективность будет значительно выше.
Родителям можно посоветовать:
- Не стесняться обращаться за помощью к профильным специалистам. В том, что малыш страдает задержкой психического развития, нет ничего постыдного.
- Общаться с родителями, которые имеют сходные проблемы. Сейчас, в век интернета, найти подобные сообщества не составит труда.
- Поощрять общение со сверстниками. Самим уделять достаточно времени, чтобы дошкольник не чувствовал себя одиноким.
- Не жалеть его за то, что он не такой как все. Лучше вообще не акцентировать на этом внимания. Общаться нужно так, будто у него нет никаких нарушений.
- Поручать бытовые дела, уход за домашними питомцами, хвалить за стремление к самообслуживанию.
- Разговаривать простыми фразами, с четко выраженной мыслью. Спокойно объяснять причину своего отказа в просьбе.
- Нужно говорить с малышом и внимательно его выслушивать. Если он допускает ошибку, поправлять нужно корректно, без насмешек или нетерпения.
- Развивать все сферы психической деятельности. Педагог даст нужные упражнения, проводить их нужно регулярно.
- Полезно вести дневник, в котором отмечаются все успехи дошкольника. Он поможет родителю и воспитателю найти больные точки и провести коррекцию.
Если лечение задержки психического развития ребенка начато к 3-4 годам, вторичные психические отклонения, скорее всего, не проявятся. Дети, посещающие дошкольные учреждения, регулярно проходят психологическую диагностику. Задержка психического развития у них выявляется рано и может быть эффективно подвергнута коррекции.
Видео
018
Зпр у детей лечение в домашних условиях — Мама и Я
Задержка психического развития – это не приговор, однако многим родителям трудно принять тот факт, что у ребенка диагностировано отставание в развитии относительно остальных школьников. Насколько опасна проблема? Что представляет собой задержка психического развития, чем она грозит малышу и на какие сферы деятельности влияет?
Содержание статьи:
Что понимают под задержкой психического развития?
Под задержкой психического развития следует понимать отставание ребенка в интеллектуальном, умственном, эмоциональном и других аспектах формирования детской психики. Задержка бывает как комплексной, так и затрагивать развитие отдельных функций у малыша: памяти, речи, внимания, мышления. Заболевание не относится к патологическим нарушениям психики ребенка, а является промежуточным звеном между нормой и патологией.
Физическое развитие таких детей находится на нормальном уровне, и понять, что малыш имеет дефект, достаточно сложно. Часто родители не замечают никаких отклонений до обследования ребенка перед школой. Именно в этот период невролог проводит осмотр и дает заключение, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников.
Запоздание в развитии психики возможно, если малыш находится в дошкольном или младшем школьном возрасте. Если умственная отсталость проявляется у школьника старше 10-12 лет, то это указывает на развитие таких заболеваний, как олигофрения и инфантилизм.
Причины отставания детей в развитии
Причины, приводящие к развитию данной патологии, можно разделить на 2 категории — биологические и социально-психологические. К биологическим причинам, которые приводят к задержке в развитии ребенка, относятся:
- Наследственность. При наличии ЗПР у одного из родителей часто возникает не только психическое, но и физическое отставание в развитии.
- Осложнения течения беременности. Беременность – сложный физиологический процесс, при котором любые негативные факторы оказывают влияние на психическое развитие младенца в будущем. ЗПР способствуют токсикозы, вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркомания), прием лекарственных препаратов, болезни, перенесенные при вынашивании малыша, венерические и прочие половые инфекции, тяжелые отравления, попытки прерывания беременности, нарушения снабжения плода кислородом и т.д.
- Осложненный родовой процесс. Тяжелые, стремительные или затяжные, преждевременные или поздние роды, кесарево сечение, боковое, тазовое прилежание, гипоксия, асфиксия, родовые травмы способствуют возникновению отклонений в развитии малыша.
- Проблемы в физическом развитии. К ним относятся ушибы и травмы головы, нарушения работы внутренних органов, менингит и другие болезни головного мозга, осложнения после перенесенных заболеваний (гриппа, ангины, энцефалита и т.д.), нарушение слуха и зрения.
К социально-психологическим причинам задержки психического развития относятся:
- Ситуация в семье. Напряженная психическая обстановка, наказания ребенка с применением силы (страх физической боли нарушает психику ребенка), отношение родителей к чаду и друг к другу, скандалы, вредные привычки взрослых (алкоголизм, наркомания).
- Развитие ребенка. Когда мать и отец не занимаются малышом, не участвуют в развитии его умственных способностей, вместо общения с ним включают мультфильмы или компьютерные игры, кроха начинает отставать в развитии от сверстников. Бывает и наоборот — чрезмерная опека приводит к аналогичному результату.
- Педагогическая запущенность. Недостаточное внимание и обучение азам чтения и письма в дошкольном периоде сказывается на общем обучении. Таким образом, ребенок в младшей школе значительно отстает от одноклассников не только по чтению, но и по математике и другим предметам. В первую очередь в этом виноваты родители.
- Педагогическая некомпетентность. Часто ребенок закрывается и начинает отставать в развитии от однолеток при непедагогичном отношении воспитателей и педагогов. Нередки случаи, когда учителя унижают перед классом ученика, высмеивают, зачитывая перед окружающими сделанные им ошибки и пр.
- Отношения с другими детьми. Насмешки (во дворе, садике, школе) относительно одежды, внешности, материального состояния семьи и т.д. также влияют на психику ребенка и могут привести к легкой недоразвитости.
Симптомы
На первый взгляд, различить здоровых и отстающих малышей практически невозможно, однако последние имеют определенные особенности поведения. Сфера интересов таких детей ограничена, они практически не задают вопросы, их сложно чем-то заинтересовать, кроме мобильных приложений, игрушек и развлекательных мероприятий. Они не могут заниматься умственной работой более 15 минут, им требуется перерыв. Основные симптомы:
- повышенная нервозность;
- беспричинная боязливость;
- нарушение познавательной функции;
- частые смены настроения;
- эмоциональная поверхностность;
- капризность;
- психозы и неврозы;
- личностная нестабильность;
- легкие когнитивные расстройства;
- вялость в произношении звуков;
- быстрая утомляемость;
- плохая работоспособность;
- импульсивность;
- повышенная двигательная активность;
- отсутствие пытливости и любознательности.
Характеристика детей с ЗПР
Характеристики учеников, страдающих ЗПР, разнообразны и зависят от течения болезни и индивидуальных особенностей пациента. Несмотря на это, существуют типичные для данной категории лиц особенности.
Дети с задержкой психического развития отличаются от обычных, но они и не умственно отсталые. В силу особенностей мышления они не могут быстро усвоить материал и разобраться с алгоритмом действий для решения той или иной задачи, но в отличие от олигофренов им просто требуется помощь взрослых, которую они хорошо воспринимают и в будущем сами справляются с аналогичными задачами.
Такие ученики имеют отклонения в поведении. В зависимости от того, экстраверт или интроверт ребенок, он импульсивен, раздражителен, легковозбудим, агрессивен, часто конфликтует с одноклассниками, или, наоборот, тихий, застенчивый, закрытый, пугливый, заторможенный, поэтому постоянно терпит насмешки и издевательства. Чтобы выйти из таких ситуаций, требуется помощь опытного педагога, школьного психолога.
Дети с ЗПР плохо учатся, начиная в первого класса. Это связано с эмоциональной и волевой незрелостью.
На момент поступления в школу они имеют недостаточный уровень памяти, мыслительных операций, речевых навыков, познания окружающего мира, ограниченный запас знаний. К школьному возрасту готовность к восприятию и усвоению изучаемого материала у них еще не сформирована.
Диагностика
Установить данный диагноз можно с 3-х лет, хотя первые симптомы могут проявляться, начиная с года. ЗПР часто диагностируют при поступлении в школу, т.к. до этого момента все проявления связывают с маленьким возрастом.
Для подтверждения диагноза создается специальная комиссия, в которую входят учителя, педиатр и другие детские врачи, психологи и родители. Данная комиссия решает вопрос об использовании различных вариантов обследования, а также:
- использует данные, полученные в результате осмотра неврологом, психиатром, а при необходимости — и другими врачами;
- проводит нейропсихологическое тестирование;
- исследует интеллектуальное развитие разными методами и с помощью различных упражнений;
- назначает магнитно-резонансную и компьютерную томографию головного мозга, электроэнцефалограмму;
- дифференцирует ЗПР от олигофрении, инфантилизма и аутизма.
Лечение
После постановки диагноза «ЗПР» должно проводиться комплексное лечение: обучение ребенка в коррекционных заведениях, спокойная обстановка дома, отсутствие стрессовых ситуаций, занятия с логопедом и дефектологом, прием успокоительных, стимулирующих умственную деятельность препаратов, игровой процесс обучения с переходом на самостоятельность, физические упражнения. Начинать лечение желательно с 3-х лет, тогда прогноз будет положительным.
Нужно ли ребенка с ЗПР отправлять в специальный коррекционный сад или школу?
Необходимость направления ребенка в коррекционное заведение определяется психо-медико-педагогической комиссией. Решающим фактором является вид задержки в формировании психики.
Если у ребенка развита речь, нарушены только отдельные психофизические функции, а не их комплекс, нет потребности в специальном коррекционном заведении. Также такие учреждения не являются необходимыми детям с наследственной формой ЗПР и вызванной социально-психологическими факторами (при условии их устранения).
Если задержка вызвана соматогенными и центрально-органическими расстройствами, нарушены мозговые функции после перенесенных травм и заболеваний, коррекционное заведение необходимо.
Важна диагностика заболевания в 3-4 года. Тогда ребенку могут помочь в коррекционном дошкольном заведении, где, благодаря особенному подходу, он догонит сверстников. В большинстве случаев после такой работы состояние детей улучшается, и они могут учиться в обычной школе. Если диагноз поставлен в дошкольный и школьный период, лучше начинать обучение в специальном коррекционном заведении, а после преодоления ЗПР перейти в обычную школу.
Важность индивидуального подхода в обучении
Индивидуальный подход в обучении таких детей играет главную роль в процессе преодоления дефекта. Дети с ЗПР отличаются от своих ровесников и друг от друга особенностями психического развития. Если подойти к обучению заболевшего дошкольника индивидуально, повышается процент дальнейшего успеха терапии, и ребенок быстрее становится полноценным членом детского коллектива.
Особенности коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР
Главная особенность коррекционно-развивающего обучения – устранение ненужных эмоций (отрешенности, раздражительности, агрессии) и восстановление необходимых для обучения функций (речи, слуха, внимания, усидчивости). Учитывая особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР, уроки проводятся в учебно-игровой форме с акцентом на зрительную память, которая у данной категории малышей наиболее развита. При обучении важно наличие наглядных пособий, схем и прочих изображений, желательно в красочной форме.
Основные методы работы педагогов коррекционной школы:
- многократное повторение материала;
- акцент на самостоятельной работе учеников с оказанием им помощи в виде стимуляции, направления и обучения;
- обучение, в том числе в диагностических целях;
- наполненность класса — не более 12 человек.
Воспитательная тактика
Если у малыша диагностировали ЗПР, не стоит отчаиваться -важно уделить ему больше внимания, заняться воспитанием, учитывая характер проблемы. Условия общения с такими детьми:
- терпение и понимание по отношению к малышу;
- обеспечение чувства защищенности;
- приучение к самостоятельности;
- похвала после выполнения задания;
- запрет на крики и наказания;
- нельзя пытаться привить несвойственные им качества, например, быстроту действий;
- освобождение от выполнения сложных заданий — необходимо требовать то, что ребенку по силам;
- совместные занятия с малышом;
- своевременная терапия;
- следует позволять ребенку самостоятельно одеваться, выполнять задания, даже если результат будет далек от идеала.
Занятия с логопедом и дефектологом
Один из главных этапов лечения – занятия с дефектологом и логопедом. Эта коррекционно-развивающая работа, цель которой — развитие у детей памяти, моторики, мышления, логики, устранение речевых дефектов и помощь в адаптации в детском коллективе, корректировка социально-поведенческих реакций. План занятий логопед и дефектолог подбирают в индивидуальном порядке, учитывая особенности малыша и клиническую картину патологии.
Интересы малышей и игры для детей с задержкой развития
Особенности детей с ЗПР состоят в том, что у них преобладают игровые интересы над познавательными. Именно поэтому важно так скорректировать игру, чтобы она стала развивающей, познавательной и помогала справиться с дефектом.
Полезны гимнастика с артикуляцией, статические и динамические упражнения, тренирующие моторику игрушки.
Для малыша благоприятны игры, развивающие:
- внимание и слуховое восприятие;
- силу голоса и темп речи;
- речевое дыхание;
- правильное звукопроизношение;
- понимание грамматики.
Лечение медикаментами
Если перечисленные методы лечения не дают результата, можно помочь ребенку медицинскими препаратами. Как правило, назначают такие лекарства:
- Ноотропы. Используют для активизации коры головного мозга, устраняют последствия кислородного голодания. Препараты: Фенибут, Глицин, Пирацетам, Аминалон и т (рекомендуем прочитать: инструкция по применению средства «Фенибут» для детей ).д.
- Комплексы витаминов. Назначают для поддержки организма и улучшения мозговой деятельности (витамины группы В, магний и т.д.).
- Препараты для сердечно-сосудистой и кроветворной систем. Улучшают снабжение мозга кислородом Мемоплант, Инстенон, Кавинтон.
- Успокоительные препараты и отвары. При перевозбуждении, стрессе важно успокоить ребенка. Можно дать ему Персен, валериану, отвар боярышника, мелиссы или пустырника.
- Психостимуляторы. Действие схоже с ноотропами, но более сильное. Назначают для активизации умственной и физической деятельности, средства способствуют появлению концентрации внимания, стимулируют мышление, устраняют быструю утомляемость. Это Кофеин, Сиднокарб, Сиднофен, Центедрин. Используют в самых сложных случаях только по назначению врача.
- Адаптогены — препараты, способствующие успокоению при наличии внешних и внутренних стрессовых состояний. К ним относятся растительные средства (лимонник китайский, элеутерококк, женьшень) и медикаменты (Дибазол, Аргинин, Лецитин). Не применяются без назначения врача.
- Гомеопатические препараты. Барита карбоника показана при отрешенности, нарушениях памяти, неуверенности. Также применяют: Анакардиум, Амбра гризеа, Фосфорус, Ликоподиум, Калькарея фосфорика, Кальциум йодатум.
Прогноз
Родительские забота, внимание, терпение в комплексе с квалифицированной врачебной помощью помогают ребенку перерасти данный дефект. Начиная со средней школы, такие дети становятся учениками обычного общеобразовательного учреждения и даже делают успехи в учебе.
Однако отсутствие понимания, недостаток воспитания, пассивное отношение к проблеме родителей, педагогов и других лиц приводит к тому, что задержка развития с годами будет усугубляться, что негативно скажется на дальнейшей жизни ребенка. Часто такие проблемы встречаются у детей из неблагополучных семей или детдомов. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь воспитателей, психологов, педагогов, и тогда они смогут избавиться от этого неприятного дефекта и жить полноценной жизнью.
Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия».
Поделитесь с друьями!
Source: www.deti34.ru
Читайте также
Задержка психического развития у детей: симптомы
Все мамы мечтают о том, что их дети будут самыми умными, развитыми и успешными, чуть ли не с того момента, как тест на беременность покажет им заветные две полоски. После рождения малыша среди мам одного двора (или одной группы детского сада) начинаются своеобразные соревнования: кто лучше ест, кто быстрее и самостоятельнее, кто уже выучил буквы, кто научился читать, считать и писать и так далее. И если что-то в жизни и развитии ребенка идет не так, как у остальных детей, мама начинает бить тревогу. Все дети индивидуальны, поэтому незначительные отклонения от нормы в развитии ребенка вполне допустимы. Ну а если проблема начинает вырисовываться более четко, то стоит посетить врача, возможно, у ребенка задержка психического развития.
Что такое задержка психического развития
Замедленный процесс совершенствования психологического и эмоционального восприятия окружающего мира, ослабленные внимание и память, отставание по сравнению со сверстниками в формировании процесса мышления называются задержками психического развития. Подобные неприятные симптомы могут появиться у детей еще задолго до достижения ими возраста, в котором они садятся за школьную парту.
Но чаще всего отсутствие любознательности и стремлений, нехватка знаний и незрелость сознания ярко проявляются при прохождении тестирования или собеседовании в преддверии учебы в начальных классах.
Позднее, на уроках в школе, педагоги часто обнаруживают у учеников нелогичность мышления, не способность правильно и четко выражать свои мысли, преобладание игровых интересов перед желанием воспринимать новую информацию.
Устойчивые проявления подобных симптомов у дошкольников и детей раннего школьного возраста позволяют врачам сделать заключение о наличии задержек в психическом развитии (ЗПР).
Причины отставания в развитии
Подобные тревожные проявления у каждого ребенка различны и очень индивидуальны. Причины, их вызывающие, делятся, в основном, на два типа: биологические и социальные.
Сыграть роковую роль может тяжелая наследственность и генетическая предрасположенность к подобным нездоровым проявлениям в умственной и психической сфере.
К биологическим причинам последующего отставания у ребенка относятся также: нарушение нормального течения беременности у матери, тяжелые токсикозы первого триместра; интоксикация; различного рода инфекции, приводящие к тяжелой гипоксии плода; а также недоношенность и поздние или травматические, роды.
В самом начале жизни ребенка, задержку психического развития могут провоцировать нарушения в работе жизненно важных органов и отставание в физическом развитии, несчастные случаи, травмы, серьезные осложнения после гриппа и простудных заболеваний, приводящие к тяжелым поражениям различных участков центральной нервной системы.
Социальные причины отставания в развитии намного сложней и разнообразней: нездоровая психологическая атмосфера в семье, отсутствие должного внимания со стороны родителей, которые с младенчества не занимаются ребенком должным образом, а позже оставляют надолго одного дома, запертого в четырех стенах.
Негативную роль могут сыграть также психологические травмы, вызванные бытовыми конфликтами и ссорами, частые физические наказания и постоянные унижения личности; сложные условия жизни и быта в доме, где происходит развитие и становление сознания ребенка, частные переезды с одного места на другое и, связанные с этим, трудности.
Самые разнообразные факторы способны привести к печальным последствиям. И прежде чем найти пути выхода из ситуации, педагогам, врачам и родителям предстоит выявить корни проблем.
Симптомы отставания в развитии
Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет.
Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше.
К тревожным симптомам относятся следующие:
- В возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой.
- С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать.
- Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.
Но окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах.
Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.
Особенности психологии детей с задержкой психического развития
Ввиду сугубо индивидуальных черт в развитии каждого ребенка, подчас бывает очень трудно отличить норму от патологии. Признаки этого заболевания могут иметь самые разнообразные проявления, в зависимости от темперамента, врожденных черт характера и стечения жизненных обстоятельств.
Ребенок-флегматик, например, тоже бывает вял, малоподвижен и апатичен, но при этом не иметь ничего подобного с признаками задержки психического развития. А вот если уделать развитию малыша мало времени, то и гиперактивный холерик будет иметь «пробелы» в навыках и умениях.
Во многом страдает эмоционально-волевая сфера. Подчас ребенку с проявлениями ЗПР трудно принимать активные решения. Он не в состоянии заставить себя заняться необходимым и нужным делом, совершив над собой усилие. Внимание его рассеянно и малоэффективно, он постоянно ноет и отвлекается. При этом ерзает на стуле, стучит ногами и мнет что-то руками, беспрестанно разговаривает без всякой цели и смысла.
Целостность восприятия ребенка нарушена. Он не в состоянии узнавать знакомые предметы в незнакомой обстановке. Осознание им мира ограничено, он плохо ориентируется на местности, медленно соображает, если оказывается в сложной ситуации. Ему трудно представить предмет по его словесному описанию.
Дети с проявлениями ЗПР страдают слабой памятью, нередко испытывают проблемы с развитием речи (не выговаривают буквы, переставляют слоги в словах, их лексикон скуден и беден, дети могут вообще не уметь разговаривать). Они плохо решают задачи, связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличаются отсутствием образного мышления или затруднениями в областях, связанных с применением абстрактной памяти.
Успеваемость в школе у таких детей – хуже некуда. И дело не только в том, что они не готовят домашнее задание, им просто сложно запомнить и осознать выученный материал, прочитанное, что называется, влетает в одно ухо и вылетает из другого.
Виды задержки психического развития
Существует определенная классификация видов задержек в психическом развитии. И каждый из них отличается не только симптомами и причинами, но и методами коррекции и лечения.
- Конституционная ЗПР. Причинами подобных задержек в психическом развитии являются генетические заболевания и плохая наследственность. Для таких детей крайне характерны неуместная непосредственность, частые смены настроения, поверхностные эмоции, нестойкие привязанности, игровые настроения в достаточно зрелом возрасте.
- Соматогенная ЗПР. В данном случае неблагоприятные проявления являются следствием инфекционных заболеваний и различных, связанных с ними, осложнений, ставших причиной нарушения мозговой функции. К патологии способны привести тяжелые формы аллергии, дистрофия различной степени тяжести, болезни сердца, перенесенные операции. Последствия проявляются в нездоровых комплексах, повышенной нервозности и боязливости, в частых и беспричинных капризах.
- Психогенная ЗПР. Причины, ее породившие, социального или психологического свойства: неблагоприятные условия быта, обделенность вниманием со стороны взрослых, допущенные ими, ошибки в воспитании, уродливые отклонения в духовном развитии, недостаток родительской любви. В этих случаях нарушается интеллектуальная сфера, могут возникать неврозы и психозы, эмоциональная нестабильность, как следствие – психологическая незрелость.
- Церебрально-органическая ЗПР. Данные патологии вызваны отклонениями в развитии ребенка еще внутри организма матери, возможными злоупотреблениями алкоголем, наркотиками, различными видами токсических веществ. Часто патологии возникают, как последствия родовых травм. Наряду с признаками незрелости, в данном случае налицо могут быть симптомы психической неустойчивости, личностной нестабильности.
Осложнения и последствия задержки психического развития
Если вовремя не принять продуктивные меры, последствия этого сложного заболевания могут отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. В подростковом возрасте подобное может проявиться в стойком комплексе неполноценности, трудностях в общении с друзьями и товарищами, представителями противоположного пола.
Последствия заниженной самооценки могут сказаться на стремлении к успеваемости, что повлечет за собой конфликты с педагогами и наставниками. В сложных формах данные трудности могут иметь трагические последствия, стать причиной тяжелых нравственных мучений, подтолкнуть к суициду.
Последствия задержки психического развития способны привести к хроническим и неизлечимым порокам. Пострадать могут бытовые навыки, возникнуть трудности с разговорной речью и письмом, развиться сложные психические расстройства.
Во взрослом состоянии часто возникают трудности с социальной адаптацией, поиском работы и сложностями с устройством личной жизни. У людей, в детстве страдавших задержками психического развития, очень часто возникают проблемы семейного характера.
Диагностика задержки психического развития
В ранний детский период диагностика заболевания затруднительна. А для подтверждения диагноза необходимо регулярно наблюдать за особенностями развития, динамикой негативных изменений и проявлений. Здесь обязателен учет таких критериев, как качество восприятия окружающего мира ребенком, полноценное развитие памяти, мышления, правильное формирование речи.
Очень важны качественные навыки ориентации в пространстве, знание названий цветов, геометрических форм и частей тела, способность самообслуживания, коммуникабельность.
Детям с задержкой психического развития необходимо постоянное наблюдение у дефектолога и логопеда, желательны консультации с психологом, регулярные сеансы психотерапии и постоянное тестирование. В особо сложных случаях проводится более детальные медицинские обследования: ЭЭГ; КТ и МРТ головного мозга.
Методы коррекции задержки психического развития
В сложной ситуации, прежде всего, не следует отчаиваться. Задержки в развитии психики ребенка – не приговор, а только повод для серьезного лечения. Достаточно часты случаи, когда такие дети учатся в обычных общеобразовательных школах и успевают по всем предметам.
С другой стороны, педагоги и родители должны понимать, что сложности, каждодневно возникающие у ребенка, с пониманием предметов, обучением и способностью запомнить изученное, вовсе не являются результатом его лени или патологической испорченности.
Не следует постоянно ругать ребенка за нерадивость и журить за негативные моменты в обучении, а наоборот поддержать и отнестись к нему с особым вниманием, проявив понимание.
К каждому из трудных детей возможно применить индивидуальный подход с учетом характера, особенностей воспитания и причин возникновения подобного заболевания. Если родители в состоянии, лучше нанять ему репетитора и организовать занятия с сурдопедагогом – специалистом по проблемам обучения детей. В особо сложных случаях врачи назначают медикаментозное лечение.
Вместо заключения
Все родители мечтают гордиться собственными детьми, поэтому многим из них трудно принять тот факт, что их чадо отличается от детей, которые растут рядом, в худшую сторону. Печально, если они пытаются сорвать свои отчаяние и злобу на ребенке. Но здесь не помогут истерики и гневные крики, а только целенаправленное лечение и чуткое воспитание, помощь в развитии и обучении в сотрудничестве с педагогами и квалифицированными специалистами-медиками.
Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.
Задержка психического развития: взгляд врача и педагога.
Неуспеваемость школьников в большинстве случаев вызвана ЗПР — задержкой психического развития. Это заболевание не позволяет ребенку в достаточной мере усваивать новую информацию, анализировать и воспроизводить ее, таким детям трудно общаться со сверстниками, потому что они невнимательные, эмоционально незрелые и не способны играть и общаться в коллективе. Как родителям вовремя увидеть проблему и как помочь ребенку с ЗПР «нагнать» своих ушедших вперед сверстников — об этом расскажут специалисты ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №39 Советского района г. Нижнего Новгорода» — врач-невролог Людмила Константиновна Михайленко и педагог-психолог Светлана Валерьевна Панькина.
Людмила Константиновна, что такое ЗПР, каковы медицинские факторы ее возникновения у детей?
Задержка психического развития — это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Причин, которые приводят к ЗПР, довольно много. Это и генетическая предрасположенность, и повреждения нервной системы ребенка еще во внутриутробный период развития, во время беременности мамы — например, постгипоксические изменения мозга, которые возникают при неблагоприятной беременности или если у мамы есть определенные заболевания, к примеру, анемия, вегето-сосудистая дистония, заболевания почек. Я уже молчу о вредных привычках — если мама курит, выпивает или принимает наркотики.
Светлана Валерьевна, расскажите о педагогических факторах ЗПР.
Есть такое понятие как педагогическая запущенность. Неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития. Некоторые мамы говорят: «Я хочу чтобы мой ребенок отдохнул перед школой. А его там всему научат». И такие дети приходят в школу как «чистый лист» и страдают из-за этого. Школьные программы достаточно сложные, поэтому большинство детей идут в школу с определенными умениями (например — читающие). Формировать у ребенка навыки, которые помогут ему в школе — это и есть задача родителей. Есть и другое отношение — «он еще маленький, мы еще все успеем». В итоге — не успевают. Важно перед школой научить ребенка учиться.
Людмила Константиновна, верно ли, что ЗПР проявляется в полной мере только при подготовке к учебному процессу? Или родители могут заподозрить ЗПР у ребенка по каким-то симптомам в более раннем возрасте? Можно ли самому правильно следить за развитием ребенка?
Конечно, ЗПР проявляется значительно раньше. Есть популярная литература, где подробно расписываются стадии психоречевого развития ребенка, даже в возрасте до года. Кажется, что такой кроха может, что от него можно ожидать? А он может многое. Есть понятие предречевого развития, когда малыш начинает «гукать» (до 3 мес), потом «гулить» (от 3-х до6 мес), потом лепетать (с 6 до 9 мес), а потом уже появляются слоги, а потом и первые слова. Важны и эмоции, которые проявляет маленький человек: в 3 месяца — это «комплекс оживления». В 4 месяца — он начинает ориентироваться, узнавать близких людей, это «комплекс оживления с ориентировочной реакцией». Потом начинает интересоваться игрушками. А в полгода он начинает переворачиваться на живот, исследовать окружающий мир, улыбается, тянет ко всему ручки. Если в эти периоды родители наблюдают какие-то сбои, нужно бить тревогу. Сейчас, повторюсь, масса литературы на эту тему, поэтому самому следить за развитием ребенка можно и нужно. А вот отзывы с «форумов мамочек» — не ориентир в этих вопросах. Когда одна мама читает, как другая пишет о том, что ее ребенок в полтора года уже предложениями начинает говорить, то решает — «Ой, с моим ребенком что-то не так!». А ведь развитие идет индивидуально. Смотреть на развитие ребенка необходимо «в комплексе» — если ребенок сейчас отстает по «говорливости», он может «говоруна» обгонять по другим показателям — по моторике, например. Поэтому, если у вас какие-то сомнения возникают, лучше обратиться к специалисту, а не читать интернет.
К какому специалисту нужно обращаться?
Первым врачом, которому стоит показать ребенка, должен быть невролог. А он, при необходимости направит ребенка к трем важным специалистам. Сурдолог должен выявить возможные проблемы со слухом у ребенка. Ведь ребенок как слышит — так и говорит, если у него даже небольшие проблемы со слухом, его речь может стать «смазанной». Генетик выявляет возможные генетические заболевания, которые могли привести к ЗПР. Психиатр оценивает мыслительные функции ребенка, проводит тесты. Дальнейшее лечение зависит от найденных причин ЗПР. В случае же, если проблема носит только педагогический характер, мы направляем ребенка к специалистам-педагогам.
Светлана Валерьевна, что входит в комплексную педагогическую помощь ребенку с ЗПР?
После проведения необходимых тестов становится видно, какая функция страдает, и мы занимаемся ее развитием. Как правило, у ребенка с ЗПР страдает сразу несколько функций — память, внимание, мышление, эмоции… Какая-то развита менее всего, а остальные за нее «цепляются». Каждое занятие включает в себя упражнения и задания, направленные на развитие страдающей психической функции, несколько упражнений на развитие других психических процессов. Это и артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики( лепка из пластилина, аппликация) — ведь моторика тесно связана с развитием речевых центров мозга, игры, направленные на развитие тактильных ощущений, игровые ситуации, помогающие развитию навыков общения.
Людмила Константиновна — обоснованы ли родительские страхи, если при диагнозе ЗПР врачи назначают препараты? В каком случае можно обойтись без лекарств?
Если у ребенка педагогическая запущенность, никаких лекарств ему не нужно, нужно только наверстать упущенное. Если же ЗПР связана с генетическим фактором — папа, например, начал говорить после 4-х лет, мама — после 5-ти, а ребенок — «молчит, но все понимает», то мы максимально оттягиваем сроки назначения препаратов. Если же у ребенка диагностируются органические поражения нервной системы, то, чем раньше мы назначим медикаментозное лечение, тем лучше. И все эти вопросы должен решать только специалист. Препараты, которые назначаются, как правило, направлены на улучшение кровоснабжения, питания мозга.
Вопрос Светлане Валерьевне. Какие проблемы испытывают дети с ЗПР в коллективе?Есть ли пути их решения? Дайте советы родителям.
В коллективе, как правило, детей с ЗПР не очень любят. Чаще всего у таких деток слабо развита и общая моторика — главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), а значит они не могут участвовать на равных в подвижных играх сверстников. Ребенок с ЗПР часто не умеет общаться. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Поэтому родителям важно учить детей навыкам общения — дома, подстраиваясь под интересы ребенка, создавать элементарные игровые ситуации и регулярно проигрывать, повторять их с игрушками, которые ему интересны, с другими детьми. Эмоциональная незрелость приводит к тому, что таким детям легче общаться с ребятами помладше. Родители должны включаться в работу детского сада и школьного коллектива — посещать мероприятия, приглашать других ребят к себе в гости, учить ребенка заинтересовывать своих сверстников, чтобы он мог образовать вокруг себя коллектив и найти друзей. Важно рассчитывать нагрузки — если ребенок устал, заставлять его заниматься чем-то дальше бесполезно, нужно дать ему отдохнуть, переключить его внимание на что-то другое. Важно обращать внимание ребенка на детали выполняемого им задания, чтобы у него в голове сформировался план по выполнению, учить самоконтролю.
Людмила Константиновна, если ребенок не успевает, имеет смысл сменить школу, класс, или перейти на домашнее обучение?
Многие родители ругают детей за неуспеваемость, забывая во-многом правильную поговорку, что «стране больше нужны здоровые троечники, чем больные отличники». Если ребенок систематически не справляется со школьной программой — это вызывает невроз у него и у родителей, поэтому желательно сменить лицей на обычную школу, обычную школу — на коррекционную. Однако, домашнее обучение, на мой взгляд, нежелательно. Ребенок должен жить в коллективе, социуме, уметь общаться. На индивидуальное обучение следует переводить только детей, не имеющих перспектив, как бы жестко это не звучало. Тяжелые случаи ДЦП, например, когда ребенок не может самостоятельно передвигаться.
Светлана Валерьевна, а Вы что думаете по этому поводу?
Совершенно согласна. Главное, что родители должны учитывать при выборе школы для ребенка — это не свои амбиции, а возможности ребенка.
Беседовал Данила Резак.
Статья предоставлена рекламно-информационным еженедельником ‘Арена’.
Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР): симптомы, лечение, занятия
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это задержка речевого развития (ЗРР), которая сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием.
Что это такое
Задержка психоречевого развития (зпрр) является следствием задержки речевого развития (зрр) в раннем возрасте до 4 лет. Нарушение развития речи влекут за собой общее недоразвитие психики.
Поэтому, если до 4 лет ребенку поставлен диагноз «задержка речевого развития (ЗРР)» важно не ждать, что малыш «сам разговорится», а вести коррекционную работу: принимать медикаментозное лечение, если его назначает врач-невролог и заниматься с логопедом или в домашних условиях
В МКБ-10 ЗПРР не выделяется в отдельную категорию. Отдельные элементы, характеризующие данную патологию, встречаются в тех же разделах, что и ЗПР – F80-F89.
Почему возникает ЗПРР
Чаще всего ЗПРР возникают на на резидуально-органическом фоне. Причинами в большинстве случаев становятся неврологические изменения:
- Поражения ЦНС
- Опухоли
- Доброкачественные образования (кисты).
Часто ЗПРР идет рука об руку с РДА (ранним детским аутизмом), ДЦП (синдромом Дауна). Так что если в анамнезе такой диагноз – вы в группе риска.
Данная классификация – важная часть подбора лечения, поскольку болезнь или нарушение, вызвавшее отставание в речи, может иметь особую симптоматику, подлежащую коррекции в индивидуальном порядке.
Проявления
ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:
- Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
- Повышенная возбудимость.
- Заторможенная мыслительная деятельность.
- Плохая память.
- Замкнутость, избегание общения.
И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:
- С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
- С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
- 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
- 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
- 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.
При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра.
Встречаются также другие проявления:
- Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
- Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
- Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.
Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.
Диагностика
При подозрении на ЗПРР или РАС необходимо пройти осмотр широкого перечня специалистов. Что же включает в себя такое обследование?
- Первый этап – визит к неврологу, который произведет оценку состояния ребенка, направит на дополнительные исследования. При подтверждении диагноза, он назначит таблетки. Также будут даны направления на ЭЭГ и МРТ, позволяющие оценить состояние мозга и выявить нарушения его работы.
- Следующий шаг – консультация отоларинголога или сурдолога, при которой выявляются проблемы со слухом.
- Порой позволяет оценить ситуацию поход к генетику, выявляющий генетические мутации и отклонения.
- Логопед и детский психолог оценят соответствие речевых навыков возрастным нормам развития.
Возраст играет огромное значение: если ребенок совсем не говорит в 5 лет – считается, что это грубая задержка психоречевого развития. Исправить ситуацию все еще возможно, но вероятность удачного исхода крайне невысока.
В случае двухлетнего карапуза терапия окажется в разы эффективнее. Потому дожидаться пятилетнего возраста, когда сложности станут заметны невооруженным взглядом, не стоит: в таком вопросе лучше проявить излишнюю осторожность, чем рискнуть здоровьем своего наследника.
Лечение
Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.
Медикаменты
Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.
Только специалист, знающий особенности работы мозга, способный предусмотреть потенциальные аллергические реакции и учитывающий индивидуальный уровень возбудимости, способен подобрать подходящий набор препаратов.
Могут быть назначены:
- Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
- Когитум
- Мексидол
- Винпоцетин
- Церебролизин
- Глицин
- Фенибут
Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.
Коррекция
Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.
- Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
- В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
- Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.
В домашних условиях
Занятия на развитие мелкой моторики:
Пальчиковые игры:
Квиллинг
Лепка из пластилина:
Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол
На улучшение памяти и внимательности:
- Чтение
- Игра в города, предметы
- Поиск отличий
- Квесты с поиском клада
- Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.
Прочие методы
- Остеопатия
- Иглорефлексотерапия
- Электрорефлексотерапия
- Магнитотерапия
- Иппотерапия
- Дельфинотеапия
Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.
Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.
Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.
ЗПРР и приучение к горшку
Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:
- Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно. - Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
- Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками – не здорово.
- Если в какой-то момент все получилось – не скупитесь на похвалу.
- Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.
Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.
ЗПР у детей симптомы лечениеЛечение ребенка — детские болезни, консультации, опыт. | Лечение ребенка
Содержание:
— Основные признаки ЗПР у детей
— Причины ЗПР
— ЗПР у детей: лечение
— Лечение соплей у грудничка
Основные признаки ЗПР у детей
В первые месяцы и даже годы жизни крохи диагностировать задержку развития невозможно. Для определения проблем необходимо дождаться той стадии, когда ребенок уже проявляет какие-либо навыки, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Следует насторожиться, если малыш, например, обладает скудным словарным запасом по сравнению со сверстниками, позже всех начинает сидеть, держать ложечку.
Зачастую родители редко замечают ЗПР у своих детей, и данное заболевание легче определяется воспитателями в детском саду.
Как правило, ребенок с ЗПР страдает от недостаточно накопленного объема знаний, отсутствия способности анализировать мир вокруг, нарушения памяти, незрелости мышления и нарушения механизма приема и обработки полученной информации.
На более глубоком уровне диагностирования у ребенка с задержкой психологического развития наблюдается частая смена настроения. Он часто бывает неактивен в играх, инфантилен, по-своему задумчив. Однако в периоды подъема настроения такие дети становятся неугомонными, переносят в жизнь все свои выдумки и идеи во время игр, но занятия с элементами интеллектуального развития им совершенно не интересны.
В других случаях ЗПР у детей проявляется абсолютно противоположно вышеописанной ситуации. У некоторых малышей, наоборот, преобладает интеллектуальное развитие, однако задерживается личностное, отсутствует самостоятельность и способность привыкания к смене обстановки. Такие дети застенчивы и молчаливы.
Причины ЗПР
Если вдруг у малыша явно отмечаются признаки ЗПР, настоятельно не рекомендуется вымещать на него агрессию, вынуждая обрести те или иные навыки насильственным путем. Объяснить такой запрет несложно: на самом деле, причины ЗПР кроются не в лени или нежелании ребенка как-либо развиваться, а в патологии дисфункции головного мозга. Также задержка психического развития ребенка может выступать в качестве последствия сложной беременности матери, тяжелых родов, лечения токсикозов сильнодействующими медицинскими препаратами, недоношенности младенца. Очень часто ЗПР атакует карапуза в связи с наследственной предрасположенностью в первом поколении через мать.
Социальной предрасположенности также стоить отдать должное — часто недостаточность развития возникает у детей, которые растут в неблагополучных семьях, где не уделяется должного внимания воспитанию и развитию младшего члена семейства.
ЗПР у детей: лечение
Если вы заметили у своего ребенка такие симптомы как заторможенность, непонимание человеческой речи; если ему не удается даже малая доля того, что делает подавляющее большинство его ровесников; если малышу сложно развиваться в соответствии с рамками — не теряйте драгоценного времени! Крайне неправильно в такой ситуации дожидаться, когда задержка будет накапливаться с годами — необходимо немедленно обращаться к специалистам за помощью.
Несмотря на тот момент, что восстановлением развития занимаются специально обученные люди, родителям не стоит опускать руки. Обязательно рассматривайте с ребенком картинки, пробуйте вместе анализировать изображение. Пусть с малышом поработает и логопед – это ускорит выучивание новых слов и даст ребенку навыки по построению предложений в устной речи.
Для определения типа ЗПР и разработки этапов корректировки поведения ребенка целесообразен визит к врачам-психологам и психотерапевтам. В процессе работы с профессионалами стоит обращать внимание на психо-эмоциональное состояние ребенка, элементы его жестикуляции и моторики, способность к обучаемости.
При постановке диагноза ЗПР, терапия наиболее эффективна в комплексе процедур, которые, при правильном применении, могут избавить от порока навсегда.
Помимо занятий с логопедом и детским психологом, ребенку рекомендуется микротоковая рефлексотерапия. Процедура представляет собой альтернативную методику, действие которой направлено на нервные рецепторы и биоэнергетические центры организма. Однако эффект от данного этапа предугадать сложно, поскольку он зависит от индивидуальных особенностей организации нервной системы малыша.
К нетрадиционным методам комплекса лечения задержки психического развития ребенка относят логопедический массаж. Данная процедура направлена на коррекцию тонуса мышц, отвечающих за правильное произношение трудных звукосочетаний. В основе методике лежит массаж скул, мягкого неба, губ, языка при использовании специальных логопедических зондов.
Конечно же, не обойтись и без медикаментозной терапии. В случаях лечения детей, страдающих от ЗПР, лекарственные препараты назначает невролог. Зачастую это Акатинол и Нейромультивит.
Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка задержку психического развития. При правильном лечении и уходе заболевание исчезает бесследно, не откладываясь в памяти малыша. Главное, уделяйте больше времени развитию ребенка, а также интеллектуальным играм, способным победить, а в некоторых случаях и исключить (при родовой предрасположенности), столь неприятное заболевание.