Когнитивный и нейросенсорный дефицит различного генеза что это: Когнитивный и нейросенсорный дефицит у взрослых и детей – Когнитивные нарушения — Википедия

Содержание

Когнитивный и нейросенсорный дефицит у взрослых и детей

Когнитивный дефицит Когнитивный дефицит у взрослых считается одним из самых распространенных неврологических симптомов, указывающих на нарушение в функционировании мозга. Это сказывается на том, как человек воспринимает мир вокруг себя, и нарушает его повседневную жизнь, мешая познавательной деятельности.

Типы когнитивной деятельности

Когнитивный и нейросенсорный дефицит – эти термины являются синонимами. Они объединяют нарушения, затрагивающие пять типов познавательной работы мозга в одну большую группу:

  1.  Память, то есть, навык усвоения полученной информации, сохранение ее и повторение в соответствующих ситуациях.
  2. Гнозис, отвечающий за то, чтобы человек мог воспринимать информацию, получаемую от мира. Выражается в виде способности к ее анализу и формированию соответствующих ощущений, идущих от органов чувств.
  3. Речь, иначе говоря – это возможность человека проводить обмен информацией через высказывания.
  4. Праксис или способность к получению, сохранению и дальнейшему применению моторных навыков.
  5. Интеллект, то есть, умение сопоставлять поступающую информацию, искать схожее и различное в ней.

Любые нарушения в познавательной деятельности затрудняют или делают невозможным нормальное восприятие окружающего мира, происходящих вокруг человека событий, а также поддержание прежней активности в социальной и профессиональной сфере.

Когнитивные функцииУзнайте о причинах демиелинизирующих заболеваний головного мозга: симптомы и лечение.

Читайте про когнитивные функции их связь с отделами мозга и причины нарушения.

Почему развивается когнитивная дисфункция

Этиологические факторы возникновения познавательных расстройств классифицируют на две группы: функциональные, которые также называются временными, и органические, спровоцированные определенной патологией в мозге.

Функциональные факторы

Временные нарушения познавательной сферы не связаны с изменениями в структурах мозга и потому не носят постоянный характер. Этиологическими факторами этой группы считаются: психоэмоциональное перенапряжение, длительное воздействие стресса, физические перегрузки и накопление большого количества негативных эмоций.

Когнитивный дефицит этой группы может развиться в любом возрасте и не считается опасным для человека. Симптомы нарушений становятся менее выраженными или полностью проходят после устранения причины проблемы.

Органические патологии

Когнитивные расстройства органической природы более характерны для взрослого населения и могут быть вызваны нарушенным кровоснабжением мозга, черепно-мозговыми травмами, метаболическими или возрастными изменениями.

К числу причин когнитивного дефицита из-за нарушенного кровоснабжения относятся:

  1. Гипертония.
  2. Атеросклероз сосудов.
  3. Патологии сердечно-сосудистой системы вроде ишемической болезни сердца или инфаркта.
  4. Инсульты.

Когнитивные расстройства

Патологические нарушения в метаболизме вызываются:

  • эндокринными заболеваниями: гипотиреозом и сахарным диабетом;
  • недостаточностью почек или печени;
  • сниженным поступлением или неполным усвоением витамина В12 и фолиевой кислоты;
  • частым употреблением алкоголя;
  • курением;
  • приемом наркотиков и отдельных лекарств.

Возрастные изменения мозга вызваны атрофией, причинами развития которой могут быть болезнь Альцгеймера или синдром Паркинсона.

Степени когнитивной дисфункции

Существуют 3 степени нарушения познавательной сферы у человека:

  1. Легкая.
  2. Умеренная.
  3. Тяжелая.

Для легкой фазы характерна незначительно выраженная симптоматика в виде сниженной способности к концентрации внимания, небольшого ухудшения работы памяти, повышение утомляемости от умственной деятельности. В таком состоянии человек способен забыть имя знакомого, у него затруднена ориентация в незнакомых местах, возникают сложности в подборе подходящих слов. Часто наблюдается забывчивость. Пациент не помнит, где был оставлен им какой-то предмет.

Умеренные нарушения сопровождаются ухудшением одной или нескольких функций мозга. При этом человек нуждается в помощи окружающих, так как не может вспомнить некоторые моменты жизни и не способен ориентироваться даже в знакомых местах.

Тяжелую степень когнитивной дисфункции называют деменцией. Для нее характерно развитие проблем не только в работе и социальной сфере, но и в способности к самообслуживанию. Человек нуждается в постоянной помощи близких. Он дезориентирован во времени, не способен вспомнить многие промежутки своей жизни. Это может сопровождаться развитием каких-либо навязчивых идей, повышением тревожности, бредом или появлением галлюцинаций.

Когнитивный дефицит у детей встречается нередко при гиповитаминозе. Причинами могут стать также внутриутробные инфекции, гипоксия плода и травмы, полученные во время прохождения ребенком родовых путей матери. Типичными признаками нарушения когнитивных функций выступают: синдром гиперактивности и дефицита внимания, затруднения при обучении речи и письму, расстройства моторных процессов и поведенческой сферы.

Транскраниальная микрополяризация головного мозга

Читайте про проявления нарушений когнитивных функций у детей и способы лечения расстройства.

Все про болезнь Фара: причины, симптомы, диагностика и терапия.

Узнайте про транскраниальную микрополяризацию головного мозга и показания к проведению процедуры.

Лечение познавательных нарушений

Когнитивный дефицит у взрослых требует лечения, которое должен назначить невропатолог. В соответствии с причинами нарушений врач может прибегнуть к направлению пациента к психологу, психиатру или логопеду, на физиотерапию, а также использовать лекарственные средства.

В медикаментозной терапии могут применяться:

  1. Ноотропы (Пирацетам).
  2. Лекарства, влияющие на метаболизм в головном мозге (Глицин).
  3. Нейропротекторы (Церебролизин).
  4. Препараты для борьбы с деменцией (Мемантин).
  5. Средства, направленные на коррекцию гиперхолестеринемии (Торвакард).

Когнитивная дисфункция представляет собой серьезную проблему, существенно влияющую на жизнь человека. Потому максимально раннее выявление развивающегося синдрома необходимо для быстрого формирования соответствующей схемы лечения и повышения шансов на сохранение привычной жизнедеятельности.

Транскраниальная микрополяризация головного мозга
Загрузка…

Когнитивные нарушения — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шкала оценки состояния когнитивных функций

Когнитивные нарушения — это снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций[1] по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой)[2]. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией, построение и осуществление программы действий[2].

Когнитивные нарушения являются полиэтиологическими состояниями: причинами их могут быть большое количество различных по этиологии и патогенезу заболеваний (неврологических, психических и т. п. расстройств)[2].

Выделяют лёгкие, умеренные и тяжёлые когнитивные нарушения. Исторически проблемы когнитивных расстройств изучались преимущественно в рамках понятия «деменция»: термины «деменция», «слабоумие» означают наиболее тяжёлые когнитивные нарушения, приводящие к в повседневной жизни. Лишь впоследствии большое внимание стали уделять также и менее выраженным расстройствам[2].

Умеренные когнитивные нарушения (англ. mild cognitive impairment, MCI) представляют собой моно- или полифункциональные когнитивные расстройства, явно выходящие за рамки возрастной нормы, но не ограничивающие самостоятельности и независимости, то есть не вызывающие дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные когнитивные нарушения, как правило, отражаются в жалобах индивидуума и обращают на себя внимание окружающих; могут препятствовать наиболее сложным формам интеллектуальной активности. Распространенность умеренных когнитивных нарушений среди пожилых лиц достигает, по данным исследований, 12—17%. Среди неврологических пациентов синдром умеренных когнитивных нарушений встречается в 44% случаев[3].

В соответствии с критериями МКБ-10 для постановки диагноза умеренных когнитивных расстройств необходимо наличие жалобы пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы, снижение памяти, внимания или способности к обучению, которые не достигают степени деменции, имеют в основе органическую природу и не связаны с делирием[4].

При лёгких когнитивных нарушениях показатели психометрических шкал могут оставаться в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняться от неё незначительно, однако больные осознают снижение когнитивных способностей по сравнению с уровнем и выражают беспокойство по этому поводу. Лёгкие когнитивные нарушения отражаются в жалобах больного, но не обращают на себя внимания окружающих; не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных её формах. Популяционные исследования распространённости лёгких когнитивных нарушений до настоящего времени не проводились, однако можно предположить, что их распространённость не уступает распространённости умеренных когнитивных нарушений[3].

Существует несколько десятков нозологических форм, в рамках которых развиваются когнитивные нарушения. К этим нозологическим формам относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматоневрологические и психические расстройства, отрицательно влияющие на когнитивные функции[2].

Основными причинами когнитивных нарушений могут являться[2]:

  • Нейродегенеративные заболевания
  1. Болезнь Альцгеймера
  2. Деменция с тельцами Леви
  3. Фронто-темпоральная дегенерация (ФТД)
  4. Кортико-базальная дегенерация
  5. Болезнь Паркинсона
  6. Прогрессирующий надъядерный паралич
  7. Хорея Гентингтона
  8. Другие дегенеративные заболевания головного мозга
  • Сосудистые заболевания головного мозга
  1. Инфаркт мозга «стратегической» локализации
  2. Мультиинфарктное состояние
  3. Хроническая церебральная ишемия
  4. Последствия геморрагического поражения головного мозга
  5. Сочетанное сосудистое поражение головного мозга
  • Смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные нарушения
  • Дисметаболические энцефалопатии
  1. Гипоксическая
  2. Печёночная
  3. Почечная
  4. Гипогликемическая
  5. Дистиреоидная (гипотиреоз, тиреотоксикоз)
  6. Дефицитарные состояния (дефицит В1, В12, фолиевой кислоты, белков)
  7. Промышленные и бытовые отравления
  8. Ятрогенные когнитивные нарушения (применение холинолитиков, барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков, солей лития и др.)
  1. ВИЧ-ассоциированная энцефалопатия
  2. Губчатый энцефалит (болезнь Крейтцфельдта — Якоба)
  3. Прогрессирующие панэнцефалиты
  4. Последствия острых и подострых менингоэнцефалитов
  5. Прогрессивный паралич
  6. Рассеянный склероз
  7. Прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия
  1. Нормотензивная (арезорбтивная) гидроцефалия

Обратимые нарушения[править | править код]

При большинстве хронических сосудистых и дегенеративных заболеваний мозга когнитивные расстройства носят необратимый характер, однако в случаях, когда причиной когнитивных расстройств являются системные метаболические нарушения, коррекция этих нарушений приводит к восстановлению психических функций. В таких случаях говорят об обратимых когнитивных расстройствах[2].

К обратимым когнитивным расстройствам относят дисметаболическую энцефалопатию, нарушения высших мозговых функций при нормотензивной гидроцефалии и, в некоторых случаях, при опухоли мозга; причиной обратимых нарушений могут быть также расстройства тревожно-депрессивного ряда. До 5% случаев когнитивных нарушений на стадии деменции (и, по-видимому, существенно больший процент на стадии лёгких и на стадии умеренных когнитивных расстройств) являются полностью обратимыми[2].

Поскольку когнитивные нарушения не всегда развиваются в результате первичного заболевания головного мозга, необходимо, кроме оценки неврологического статуса, общее физикальное исследование по органам и системам. Необходимыми мероприятиями являются общий анализ крови и мочи, исследование активности печёночных трансаминаз и гамма-ГТ, гормонов щитовидной железы, исследование концентрации билирубина, альбумина, креатинина и азота мочевины, при возможности — концентрации витамина В12 и фолиевой кислоты. Восстановление когнитивных функций после коррекции метаболических нарушений служит подтверждением диагноза[2].

Психоорганический синдром в позднем возрасте

Факторы риска

Для полноценного восприятия, обработки, хранения и использования информации головным мозгом важны все нижеперечисленные факторы, без которых невозможно функционирование высших мозговых центров и формирование нормальных когнитивных реакций.

  • Оптимальная работа и функционирование всех имеющихся у человека органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем всю информацию, поступающую в организм. Как известно, к этим органам относят зрительные, слуховые, осязательные анализаторы, а также обоняние и вкус.
  • Способность понимать речь (письменную, устную), общаться с окружающими, письмо, чтение, передача информации различными способами являются важной составляющей нормальных когнитивных реакций.
  • Способность запоминать полученную различными путями информацию, а также вспоминать (воспроизводить) эту информацию в различных ситуациях также является важнейшей когнитивной функцией головного мозга. При многих заболеваниях центральной нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга одной из первых начинает страдать именно функция запоминания, появляется забывчивость или эта функция полностью утрачивается (амнезия).
  • Способность к приобретению разнообразных двигательных навыков, с помощью которых осуществляется жизнедеятельность, перемещение, защита от опасности и так далее. Двигательные навыки при оптимальной работе нервной системы и достаточно развитых когнитивных способностях на протяжении жизни совершенствуются, сохраняются. При различных тяжёлых органических заболеваниях центральной и периферической нервной систем двигательная функция также может страдать, что может говорить о связи данной патологии с когнитивным дефицитом.
  • Способность к сознательному управлению и развитию важнейших познавательных функций, воля, интеллектуальное развитие, возможность ставить перед собой определённые интеллектуальные задачи, находить решение и решать их — также неотъемлемая часть работы высших нервных центров головного мозга, характеризующих нормальные когнитивные способности.

Даже если вам ещё далеко до пенсии, вы не застрахованы от этой неприятности, которая может внезапно обрушиться на вашу голову, а именно на то, что находится в её середине — мозг. Главными факторами риска нарушения когнитивных функций являются тяжёлые черепно-мозговые травмы и отравления — в этом случае болезнь будет временной, от нескольких дней до 2-3 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Более тяжёлую форму недуга человек может заполучить при болезнях Паркинсона, Альцгеймера, сосудистых заболеваниях. В этом случае расстройство когнитивных функций будет иметь прогрессирующий характер. Болезни сосудов — основная и самая частая причина утраты способности познавать окружающий мир.

Во-первых, опасна в этом плане артериальная гипертензия, атеросклеротические поражения сосудов, перенесённые инсульты. Во-вторых, причиной когнитивных расстройств могут быть различного рода нарушения кровообращения и обмена веществ во время сахарного диабета, печёночной и почечной недостаточности. В-третьих, фактором риска развития недуга является недостаточное поступление в организм витаминов Е и В

во время злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Основные симптомы

Первыми тревожными ласточками станут проблемы на работе. Поначалу вам просто лень трудиться, вы чувствуете усталость, мозг в прямом смысле отказывается думать и анализировать. Новые данные не воспринимаются, становится тяжело делать выводы. В более тяжёлых формах нарушаются речевые функции: человек не может сформулировать мысль, ему трудно подобрать слова и просто говорить.

Когнитивные расстройства наносят основной удар по памяти. Сначала вы забываете недавние события, а потом и воспоминания из юности и детства теряют чёткость и начисто стираются из мозга. Ещё одним симптомом, но уже менее распространённым, является нарушения внимания. Человек неспособен сконцентрироваться на поставленных задачах и целях. Он постоянно теряет нить разговора, переспрашивает, просит повторить ту или иную фразу.

Все эти проявления говорят о том, что нужно немедленно обращаться к невропатологу. Только квалифицированный специалист может поставить точный диагноз и назначить правильное и эффективное лечение.

Лёгкое когнитивное расстройство

Представляет собой патологии работы мозга, которые характеризуются сосудистой деменцией. Если вовремя не лечить, недуг проходит несколько этапов развития: начиная с незначительных нарушений памяти и заканчивая полным слабоумием. При лёгкой форме болезни пациент не может долго удерживать внимание на одном предмете, неспособен длительное время проводить за умственной работой, чувствует повышенную утомляемость.

Все перечисленные нарушения имеют прямую связь с

который является одним из видов психопатологического состояния. Показатель развития мозговой деятельности находится в рамках нормы или незначительно от неё отклоняется. Легкое когнитивное расстройство обычно замечает только сам пациент, другие люди относят проявления болезни к простой рассеянности или повышенной утомляемости на работе. Его легко вылечить, в отличие от самых тяжёлых когнитивных нарушений, которые подразумевают слабоумие больного, его полную дезориентацию в жизни.

Умеренное когнитивное расстройство

Между лёгкими и тяжёлыми нарушениями врачи диагностируют и умеренную форму заболевания. Когнитивные функции у человека становятся менее выраженными, более слабыми, чем подразумевает норма для его возраста, но они пока не переходят в деменцию — слабоумие. Больной обнаружит, что ему тяжело считать, запоминать только что произнесённые собеседником фразы и даже слова, ориентироваться на местности.

Умеренные нарушения встречаются у 20% людей старше 65 лет. При этом у 60% таких пациентов в ближайшие несколько лет развивается деменция. В трети случаев умеренные когнитивные расстройства носят вяло выраженный характер. Люди даже не замечают какие-либо нарушения и отклонения в течение продолжительного времени.

Если заболел ребёнок

Как ни странно, но даже дети могут испытать на себе все неудобства и тяготы этого заболевания. Обычно у самых маленьких пациентов причиной нарушений становится элементарный авитаминоз. Употребляя консервированные, сладкие и другие вредные продукты, ребёнок игнорирует овощи и фрукты, полезные крупы, мясо и рыбу.

Сегодня данное заболевание очень распространено среди школьников и подростков. Страдает 20% детей от общей массы. Родителям нужно обращать внимание на успеваемость в школе своего сына или дочери, и если заметно ухудшение, то откорректировать каждодневный рацион школьника, включить в меню побольше полезной и богатой на микроэлементы еды. Если же когнитивные нарушения являются последствиями травм и болезней, то без помощи врача тут не обойтись.

Лечение

Когнитивная терапия расстройств личности напрямую зависит от причины возникновения нарушений. В любом случае направлена она должна быть на коррекцию патологических изменений в деятельности головного мозга. Помимо того что медики лечат основное заболевание, для улучшения когнитивных функций они могут назначить препараты нейропротекторных свойств: «Семакс», «Глицин», «Цераксон», «Кавинтон», «Ноотропил» и другие.

Обязательно назначают лекарства от гиперхолестеринемии. Это предупреждает развитие когнитивных нарушений, служит профилактикой их дальнейшего прогресса. Если же у пациента выражена деменция, то могут назначить средства «Ницерголин», «Галантамин», «Мемантин», «Донепезил». Когнитивная психотерапия расстройств личности также помогает облегчить общее состояние больного.

Мнение неврологов

Они утверждают, что очень полезным занятием при когнитивных нарушениях является разгадывание кроссворда. Такой досуг — гимнастика для мозга. Разгадывая, вспоминая, сопоставляя, мы не только предупреждаем развитие отклонений, но и лечим их, если они уже проявили себя. Также медики советуют читать стихи и учить их на память, рисовать, вязать, мастерить. Эти занятия станут реабилитацией ваших «серых клеток» и дополнят общую назначенную терапию.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Неврологи утверждают: если вы обнаружили у себя самые лёгкие симптомы заболевания, то смело можете принимать препарат «Глицин» согласно инструкции. Также пейте витаминные комплексы, гинко-билобы и средство «Ноотропин», только в этом случае дозировку определяет специалист. Кроме того, когнитивная терапия тревожных расстройств поможет улучшить состояние и послужить профилактикой болезни.

Нарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия)

Когнитивные  функции мозга – это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию. Это функция центральной нервной системы – высшая нервная деятельность, без которой теряется личность человека.

Гнозис – восприятие информации и ее обработка, мнестические функции – это память, праксис и речь – это передача информации. При снижении указанных мнестико – интеллектуальных функций (с учетом исходного уровня) говорят о когнитивных нарушениях, когнитивном дефиците.

Снижение когнитивных функций возможно при нейро-дегенеративных заболеваниях, сосудистых заболеваниях, нейроинфекциях, тяжелых черепно – мозговых травмах. В механизме развития главную роль играют механизмы, разобщающие связи коры мозга с подкорковыми структурами.

Основным фактором риска считается артериальная гипертензия, которая запускает механизмы сосудистых трофических нарушений, атеросклероза.  Эпизоды острого нарушения кровообращения (инсульты, транзиторные ишемические атаки, церебральные кризы) способствуют развитию когнитивных расстройств.

Происходит нарушение нейротрансмиттерных систем: дегенерация дофаминэргических  нейронов с уменьшением содержания дофамина и ее метаболитов, снижается активность норадренэргических нейронов, запускается процесс эксайтотоксичности, то есть гибели нейронов в результате нарушения нейромедиаторных взаимосвязей. Имеет значение величина повреждения  и локализация патологического процесса.

Так, при поражении левого полушария возможно развитие апраксии, афазии, аграфии (неумение писать), акалькулии (неумение считать), алексии (неумение читать), буквенная агнозия (не узнавание букв), нарушается логика и анализ, математические способности, угнетается произвольная психическая деятельность.

Поражение правого полушария проявляется визуально – пространственными нарушениями, невозможностью рассматривать ситуацию в целом, нарушается схема тела, ориентация в пространстве, эмоциональная окраска событий, способность фантазировать, мечтать, сочинять.

Лобные доли мозга играют важную роль почти во всех когнитивных процессах – память, внимание, воля, выразительность речи, абстрактное мышление, планирование.

Височные доли обеспечивают восприятие и обработку звуков, запахов, зрительных образов, интеграцию данных со всех сенсорных анализаторов, запоминание, опыт, эмоциональное восприятие мира.

Повреждение теменных долей мозга дает разнообразные варианты когнитивных нарушений – расстройство пространственной ориентации, алексию, апраксию (неспособность выполнять целенаправленные действия), аграфию, акалькулию, нарушение ориентации – лево – право.

Затылочные доли – это зрительный анализатор. Ее функции – поля зрения, цветоощущение и узнавание лиц, образов, цветов и взаимосвязь объектов с цветовой гаммой.

Поражение мозжечка вызывает мозжечковый когнитивный аффективный синдром с притуплением эмоциональной сферы, расторможенным  неадекватным поведением, нарушениями речи – снижением беглости речи, появление грамматических ошибок.

Приичины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения могут носить временный характер, после черепно-мозговой травмы, отравления и восстанавливаться в  интервале времени от дней до лет, а могут иметь прогрессирующее течение — при болезни Альцгеймера, Паркинсона, сосудистых заболеваниях.

Сосудистые заболевания головного мозга — наиболее частая причина когнитивных расстройств разной степени выраженности от минимальных расстройств до сосудистой деменции. Первое место в развитии когнитивных нарушений занимает артериальная гипертензия, далее окклюзионные атеросклеротические поражения магистральных сосудов, их сочетание, усугубляющееся острыми нарушениями кровообращения – инсультами, транзиторными атаками, нарушения системного кровообращения- аритмии, сосудистые мальформации, ангиопатии, нарушения реологических свойств крови.

Нарушение метаболизма при гипотиреозе, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности, недостатке витамина В12 , фолиевой кислоты, при алкоголизме и наркомании, злоупотреблении антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами может вызвать развитие дисметаболических когнитивных расстройств. При своевременном выявлении и лечении они могут быть обратимы.

Поэтому если Вы сами заметили у себя какие-то появившиеся интеллектуальные отклонения — обратитесь к врачу. Не всегда сам больной может сообразить, что с ним что-то не так. Человек постепенно утрачивает способность ясно мыслить, запоминать текущие события и при этом отчетливо помнит давние, снижается интеллект, ориентация в пространстве, характер изменяется на раздражительный, возможны нарушения психики, нарушается самообслуживание.  Родственники могут первыми обратить внимание на нарушения повседневного поведения. В таком случае – приведите больного на обследование.

Обследование при нарушении когнитивных функций

Для определения наличия когнитивной дисфункции учитывается исходный уровень. Опрашивается и пациент и родственники. Имеют значения случаи деменции в роду, травмы головы, употребление алкоголя, эпизоды депрессии, принимаемые лекарственные препараты.

Невролог при осмотре может обнаружить основное заболевание с соответствующей неврологической симптоматикой. Анализ психического состояния проводится по различным тестам ориентировочно неврологом и углубленно психиатром. Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение.

Широко используется краткая шкала MMSE (Mini-mental State Examination) – 30 вопросов для ориентировочной оценки состояния когнитивных функций – ориентировки во времени, месте, восприятия, памяти, речи, выполнение трехэтапной задачи, чтения, срисовывания. MMSE используют для оценки динамики когнитивных функций, адекватность и результативность терапии.

Легкое снижение когнитивных функций – 21 – 25 баллов, тяжелое 0 – 10 баллов. 30 – 26 баллов считается нормой, однако следует учитывать исходный уровень образования.

Более точная  клиническая рейтинговая шкала деменции (Clinical Dementia Rating scale – CDR) основана на исследовании нарушений ориентации, памяти, взаимодействий с окружающими, поведения в быту и на работе, самообслуживания. По этой шкале 0 баллов – это норма, 1 балл – легкая деменция, 2 балла – умеренная деменция, 3 – тяжелая деменция.

Шкала — Батарея лобной дисфункции используется для скрининга деменций с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур. Это более сложная методика и определяются нарушения мышления, анализа, обобщения, выбора, беглость речи, праксис, реакцию внимания. 0 баллов – тяжелая деменция. 18 баллов – самые высокие когнитивные способности.

Тест рисования часов  — простой тест, когда больного просят нарисовать часы – циферблат с цифрами и стрелками, указывающими определенное время может использоваться для дифференциальной диагностики деменции лобного типа и при поражении подкорковых структур от альцгеймеровской.

Для больного с наличием приобретенного когнитивного дефицита необходимо проведение лабораторного обследования : анализ крови,липидограмма, определение тиреотропного гормона, витамина В 12, электролитов крови, печеночные пробы, креатинин, азот, мочевина, сахар крови.

Для нейровизуализации поражения головного мозга применяют компьютерную и магнитно-резонансную томографию, доплерографию магистральных сосудов, электроэнцефалографию.

Метод электроэнцефалографии.

Больной обследуется на наличие соматических заболеваний – гипертонической болезни, хронических заболеваний легких, сердца.

Проводится дифференциальный диагноз сосудистой деменции и болезни Альцгеймера. Болезнь Альцгеймера характеризуется более постепенным началом, постепенным медленным прогрессированием, минимальными неврологическими нарушениями, поздним нарушением памяти и исполнительных функций, кортикальным типом деменции, отсутствием нарушений ходьбы, атрофией в области гипокампа и височно – теменной коры головного мозга.

 

Болезнь Альцгеймера.

Лечение нарушений

Обязательно лечение основного заболевания!

Для лечения деменции применяют  донепезил, галантамин, ривастигмин, мемантин (абикса, мема), ницерголин. Дозировки, длительность приема и схемы подбираются индивидуально.

Для улучшения когнитивных функций применяют лекарственные препараты разных фармакологических групп, обладающих нейропротекторными свойствами – глицин, церебролизин, семакс, сомазина, цераксон, ноотропил, пирацетам, прамистар, мемоплант, сермион, кавинтон, мексидол, милдронат, солкосерил, кортексин.
Обязательно лечение гиперхолестеринемии. Это способствует снижению риска развития когнитивных дисфункций. Это соблюдение диеты с пониженным содержанием холестерина – овощи, фрукты, морепродукты, нежирные молочные продукты; витамины группы В; статины – липримар, аторвастатин, симватин, торвакард. Исключить курение, злоупотребление алкоголем.

Консультация врача невролога по теме когнитивные нарушения

Вопрос: полезно ли разгадывать кроссворды?
Ответ: да, это своеобразная «гимнастика» для мозга. Нужно  заставлять мозг работать – читать, пересказывать, запоминать, писать, рисовать…

Вопрос: возможно развитие когнитивных нарушений при рассеянном склерозе?
Ответ: да, структуру дефицита когнитивных функций при рассеянном склерозе составляют нарушения скорости обработки информации, мнестические нарушения (кратковременной памяти), нарушения внимания и мышления, зрительно – пространственные нарушения.

Вопрос: что такое «вызванные когнитивные потенциалы»?
Ответ: электрическая реакция мозга на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Нейрофизиологический метод вызванных когнитивных потенциалов  — это запись биоэлектрических реакций мозга в ответ на выполнение умственной задачи при помощи электроэнцефалографии.

Вопрос: какие препараты можно принимать самостоятельно при легкой рассеянности, нарушениях внимания и памяти после эмоциональных перегрузок?
Ответ: глицин по 2 таблетки рассасывать под языком или препараты гинко-билобы (мемоплант, гинкофар) по 1 таблетке 3 раза в день, витамины группы В (нейровитан, мильгамма) до 1 месяца или ноотропил – но тут дозировку назначит врач в зависимости от возраста и заболевания. А лучше сразу обратиться к врачу – Вы можете недооценить проблему.

Врач-невролог Кобзева С.В.

Какие заболевания ведут к нарушению когнитивных функций головного мозга? Когнитивный дефицит у человека и его причины

В данной статье речь пойдет о так называемых когнитивных функциях, характеризующих нормальную работу нервной системы и головного мозга человека, поэтому вначале давайте разберемся в сути этого термина.

Итак, под когнитивными понимают такие функции головного мозга и центральной нервной системы, с помощью которых человек познает мир, воспринимает сигналы, поступающие извне, перерабатывает полученную информацию, проводит её соответствующий анализ и хранение с целью дальнейшего использования для оптимального приспособления к окружающему миру и выживания в нём.

Таким образом, когнитивные функции головного мозга — обязательная составляющая, обеспечивающая жизнедеятельность человека, так как полученная через органы чувств первоначальная информация, многократно проанализированная, обработанная и усвоенная, обеспечивает оптимальное взаимодействие человека со внешней средой и социумом.

Факторы, обеспечивающие когнитивный потенциал человека

Для полноценного восприятия, обработки, хранения и использования информации головным мозгом важны все нижеперечисленные факторы, без которых невозможно функционирование высших мозговых центров и формирование нормальных когнитивных реакций.

  • Оптимальная работа и функционирование всех имеющихся у человека органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем всю информацию, поступающую в организм. Как известно, к этим органам относят зрительные, слуховые, осязательные анализаторы, а также обоняние и вкус.
  • Способность понимать речь (письменную, устную), общаться с окружающими, письмо, чтение, передача информации различными способами являются важной составляющей нормальных когнитивных реакций.
  • Способность запоминать полученную различными путями информацию, а также вспоминать (воспроизводить) эту информацию в различных ситуациях также является важнейшей когнитивной функцией головного мозга. При многих заболеваниях центральной нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга одной из первых начинает страдать именно функция запоминания, появляется забывчивость или эта функция полностью утрачивается (амнезия).
  • Способность к приобретению разнообразных двигательных навыков, с помощью которых осуществляется жизнедеятельность, перемещение, защита от опасности и так далее. Двигательные навыки при оптимальной работе нервной системы и достаточно развитых когнитивных способностях на протяжении жизни совершенствуются, сохраняются. При различных тяжёлых органических заболеваниях центральной и периферической нервной систем двигательная функция также может страдать, что может говорить о связи данной патологии с когнитивным дефицитом.
  • Способность к сознательному управлению и развитию важнейших познавательных функций, воля, интеллектуальное развитие, возможность ставить перед собой определённые интеллектуальные задачи, находить решение и решать их — также неотъемлемая часть работы высших нервных центров головного мозга, характеризующих нормальные когнитивные способности.

Когнитивный дефицит

Когнитивный дефицит (когнитивные расстройства) может иметь различную степень выраженности у разных людей и, как правило, имеет тенденцию к прогрессированию. Под снижением когнитивных функций у конкретного человека понимают ухудшение мыслительных процессов, памяти, способности познавать новое, понимать обращенную к нему речь (устную, письменную), способности общаться с окружающими людьми и миром, решать различные задачи, преодолевать трудности, воспроизводить в памяти и пользоваться ранее полученной информацией.

Указанные симптомы при когнитивном дефиците, по сравнению с первоначальным состоянием когнитивных процессов человека, появляются в связи с теми или иными заболеваниями или состояниями.

Причины нарушения когнитивных функций мозга

Существует множество причин, приводящих к развитию когнитивного дефицита и симптомов, характерных для данного патологического состояния. Самыми частыми причинами когнитивных расстройств являются сосудистые заболевания нервной системы, нейродегенеративные процессы в тканях головного мозга, энцефалопатии метаболического генеза.

Также причинами возникающего когнитивного дефицита могут выступать опухоли головного мозга, инфекционные заболевания с локализацией процесса в нервной системе, процессы, ассоциированные с нарушением миелинизации волокон, травмы и другие патологические состояния.

Основные заболевания, приводящие к развитию и прогрессированию когнитивных нарушений:

  • Хронические ишемические процессы в тканях головного мозга. Под ишемией понимают любое нарушение кровоснабжения мозга, приводящее к недостаточному снабжению тканей кислородом. Ткани головного мозга очень чувствительны к ишемии.

Хроническое нарушение кровообращения часто развивается в результате атеросклеротических процессов в артериях, при длительном тяжелом течении артериальной гипертензии, хронической недостаточности кровообращения, нарушениях сердечного ритма.

Как правило, когнитивный дефицит при этих заболеваниях нарастает постепенно, по мере прогресса основного патологического состояния. Но в некоторых случаях (острое нарушение кровообращения по типу инсульта) указанные когнитивные нарушения могут иметь более высокий темп прогрессирования.

Сосудистые заболевания головного мозга и симптомы снижения когнитивных функций прогрессируют стремительнее при наличии нескольких факторов риска и в сочетании с сахарным диабетом.

Сахарный диабет — хроническое заболевание, характеризующееся хронической гипергликемией, в результате которой сосудистая артериальная сеть претерпевает изменения, способствующие нарушению кровообращения (генерализованная ангиопатия микро- и макрососудистого звена).

Если указанные сосудистые изменения локализуются в тканях мозга, у больного неизбежно появляются симптомы, характерные для той или иной степени когнитивной недостаточности.

  • Артериальная гипертензия (повышенное давление) отдельно выделяется как причина дисциркуляторных изменений в головном мозге, приводящих к появлению когнитивных изменений при длительном течении (отсутствии или недостаточном лечении). Так как значительная часть населения после 50 лет страдает в той или иной степени гипертонией, этот фактор имеет особое значение для возможности формирования в последующем нарушения когнитивных функций.

Механизм повреждающего действия повышенного артериального давления связан с изменением сосудистой стенки артерий как мелкого, так и крупного калибра. Итогом этих изменений является утолщение сосудистой стенки, уменьшение внутреннего диаметра артерий, снижение эластичности. Все эти патологические изменения в конечном итоге и являются тем патологическим субстратом, на фоне которого возникают и прогрессируют когнитивные изменения.

Гипертония, сама по себе влияя на структуру артерий головного мозга, в условиях одновременно имеющегося атеросклероза (особенно при наличии сахарного диабета, курения) способствует прогрессированию этих патологий. Все эти составляющие сосудистого риска вместе многократно усиливают вероятность появления у данного человека симптомов, указывающих на когнитивный дефицит.

  • Дополнительным отягощающим фактором, приводящим к более быстрому нарастанию когнитивного дефицита, является наличие у больного фибрилляции предсердий (мерцательной аритмии).

Фибрилляция предсердий (хаотичные нерегулярные сокращения предсердий) сама по себе является одной из причин кардиоэмболических осложнений (инсульт, инфаркт мозга). В условиях постоянной формы фибрилляции, когда имеет место снижение выброса крови в систолу и, как следствие, нарушение мозгового кровообращения, когнитивные функции имеют тенденцию к более быстрому снижению, чем у больных с нормальным сердечным ритмом.

  • Хроническая недостаточность кровообращения (ХСН), несомненно, вносит весомый вклад в возникновение и прогрессирование когнитивных расстройств у больного с заболеваниями сердца. При ХСН страдают показатели сердечного выброса, что является ключевым моментом, приводящим к нарушению перфузии (кровообращения периферических тканей), в том числе и в первую очередь тканей головного мозга. И как уже многократно упоминалось, снижение кровообращения в отдельных участках мозга — прямой путь к появлению и прогрессированию когнитивных симптомов.
  • Болезнь Альцгеймера — самая частая причина, приводящая к возникновению и прогрессированию симптомов, характерных для когнитивного дефицита. Болезнь Альцгеймера является ведущей причиной деменции. Не менее чем в половине случаев когнитивных расстройств виновна именно деменция вследствие этого тяжёлого заболевания головного мозга. При болезни Альцгеймера имеют место атрофические необратимые процессы в головном мозге, являющиеся органическим субстратом когнитивных расстройств.
  • Последствия инсульта или инфаркта мозга — одна из частых причин когнитивных нарушений человека. Для появления тех или иных симптомов когнитивного дефицита имеет значение локализация патологического очага ишемии в головном мозге.

Как известно, определенные участки мозга, кровоснабжающиеся ветвями соответствующих артерий, отвечают за те или иные функции. При нарушении локального кровоснабжения в участке мозга идет выпадение или снижение соответствующих когнитивных функций.

  • Болезнь Паркинсона — хроническое заболевание, характеризующееся снижением выработки определенных нейромедиаторов, и прежде всего дофамина. При недостатке последнего и уменьшении количества нейронов, ответственных за продукцию дофамина, нарушается работа клеток. Все эти изменения проявляются прежде всего двигательными нарушениями, симптомами паркинсонизма, дрожанием и тремором. Заболевание при дальнейшем прогрессировании ведет к усилению указанных симптомов и появлению признаков когнитивного дефицита.
  • Хорея Гентингтона относится к дегенеративным заболеваниям ЦНС и головного мозга, при котором в тканях мозга наблюдаются мультисистемные изменения, приводящие в конечном итоге к двигательным расстройствам, снижению когнитивных функций и появлению различных психических нарушений у больного. Когнитивные нарушения при хорее Гентингтона нарастают по мере прогрессирования заболевания и могут носить тяжелый характер.
  • Рассеянный склероз — тяжелое заболевание нервной системы, причиной развития которого является появление рассеянных очагов воспаления в ткани мозга, демиелинизирующих процессов нервной системы, приводящих к дегенерации и появлению у больного тяжелых неврологических симптомов (двигательных, когнитивных).
  • Прогрессирующий паралич и другие нейродегенеративные процессы в головном мозге также являются причинами прогрессирующего снижения когнитивных функций.
  • Энцефалопатии эндокринного генеза могут приводить к когнитивному дефициту. Основными из них являются следующие:
  1. Гипогликемия (снижение уровня сахара в крови) — как осложнение, возникающее при неправильном лечении сахарного диабета.
  2. Заболевания щитовидной железы, сопровождающиеся как значительным снижением выработки тиреоидных гормонов (гипотиреоз), так и гиперпродукцией последних (тиреотоксикоз).
  • Энцефалопатии, возникающие при эндогенных интоксикациях при тяжелых заболеваниях печени и почек, нередко наряду с основными симптомами заболеваний этих органов приводят к появлению когнитивных симптомов.
  • Состояния, вызванные острой или хронической интоксикацией химическими веществами, при неправильном использовании некоторых лекарственных средств.
  • Сочетанные поражения мозга, как обусловленные сосудистыми изменениями, так и вызванные дегенеративными процессами, вызывают появление грубых изменений мозга и, как следствие, тяжёлый когнитивный дефицит.
  • Когнитивные изменения, возникшие как следствие перенесенных менингитов, энцефалитов различного генеза.
  • Поражение головного мозга вследствие ВИЧ-инфекции, туберкулеза.
  • Опухоли головного мозга или метастатические поражения мозговой ткани, в том числе инфильтрация головного мозга при лимфопролиферативных процессах (лейкоз, лейкемия и другие).
  • Психические и невротические расстройства.
  • Хроническая алкогольная интоксикация.

Нарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия)

Нарушение когнитивных функцийНарушение когнитивных функцийНарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия)

За способность человеческого мозга воспринимать, осознавать, изучать и обрабатывать поступающую извне информацию отвечает центральная нервная система. Нарушение деятельности высшей нервной системы вызывает расстройство когнитивных функций мозга. В таком случае теряется личностная индивидуальность человека. Он становится раздражителен. Изменяются поведенческие особенности. Начинаются проблемы с основными функциями осознания пространства вокруг.

Когнитивный дефицит возникает, вследствие нарушения интеллектуальных особенностей человека.  Гностических, отвечающих за восприятие предметов и явлений и их осознание. Мнестических, отвечающих за воспроизведение уже обработанной мозгом информации.  Снижение этих функций происходит при заболеваниях нейро-дегенеративного характера, заболеваниях сердечнососудистой системы, инфекционных заболеваниях мозга или в случае черепно-мозговой травмы. Основным механизмом такого процесса становится разобщенная работа коры головного мозга и подкорковых структур.

В зону риска заболеваемости такого вида расстройствами попадают люди,  страдающие гипертонической болезнью. Так же  предрасположены к когнитивным расстройствам люди, перенесшие различного вида инфаркты и инсульты.

Наблюдается нарушение двигательной, или так называемой, нейротрансмиттерной системы организма. Происходит отмирание дофаминэргических  нейронов, которые отвечают за двигательную активность и сокращение мышц. Активность норадренэргических нейронов заметно снижается. В организме происходит отмирания систем передающих импульсы – нейромедиаторных взаимосвязей.

Наш мозг делится на два полушария, одно из которых отвечает за логику второе за творческие аспекты. Если происходит нарушение функционирования в работе левого полушария, то следствием будет нарушение логического мышления. Нарушения в функциях, отвечающих за расчет, письмо, чтение. Это такие заболевания, как апраксия, афазия, аграфия и т.д. Происходит разлад в произвольной психической деятельности.

Нарушение правого полушария головного мозга чревато изменением визуально – пространственного восприятия. Отсутствием анализа происходящих процессов. Ориентации в пространстве. При таком нарушении происходит нарушение упорядоченной информации об организации тела. Эмоциональность восприятия, способность фантазировать и мечтать катастрофически снижаются.

Поражение лобной доли  может привести к исчезновению памяти, воли, способности к планированию, абстрактности мышления и способности художественного выражения мыслей.

Височная область в случае ее поражения лишит человека слуха, обоняния, зрения. Все сенсорные функции в зоне риска. Вмести с этим выйдет из нормы использование предыдущего опыта, основанного на запоминании и эмоциональном восприятии окружающего пространства.

Поврежденная теменная доля мозга может вызвать сенсорные или сенсомоторные нарушение одной половины тела, слепоту в половине поля зрения обоих глаз, зрительное игнорирование противоположной половины пространства, нарушение ориентации в пространстве. В некоторых случаях может послужить причиной развития эпилептических припадков.

Затылочная доля мозга отвечает за зрительное восприятие. Отсутствие цветового разделения,  восприятия цветовой гаммы, оттенков цветов, функции распознавания лиц.

Если поражена мозжечковая зона мозга, то нарушается координация движений человека. Походка становится непрямолинейной. Если повреждена часть мозжечка, то происходит нарушение активности мускулатуры  со стороны повреждения. Повреждение мозжечка так же сопровождается мышечной усталостью. В вегетативной системе происходит нарушение потоотделения и иннервации сосудов.

Причины когнитивных расстройств

Когнитивное нарушение может быть временным, если оно возникло вследствие механической травмы мозга или  интоксикации организма. Такое нарушение излечимо и организм придет в норму в течении определенного времени. Если же нарушения вызваны болезнями сосудов, болезнью Альцгеймера или Паркинсона, то проблема будет иметь прогрессирующий характер.

Практически самой распространенной причиной когнитивных заболеваний является расстройства сосудистого генеза. Его определяют как псевдо-неврастенический синдром. Отображением этого служат, многие заболевания, такие как аневризмы, произрастающие из врожденных, или приобретенных в процессе жизнедеятельности, пороков стенок сосудов.  Спонтанное расслоение ткани кровеносных сосудов, сердечная аритмия, ослабление кровеносной системы инсультным состоянием все это может привести к прогрессии в заболевании. Еще одним причинным фактором может быть уменьшение текучести крови по сосудам.

Так же причиной для развития когнитивных нарушений может служить болезнь внутренних органов, отравление или злоупотребление алкогольными напитками. Нужно уделять большое значение нормальному функционированию всех систем организма. Постоянно контролировать уровень сахара и холестерина в крови. Потому как изменение в их количественном составе могут вызвать другие расстройства в функционировании организма.

Каждый человек, когда либо испытывал на себе вышеперечисленные следствия когнитивных нарушений: забывчивость, расстройство зрительного аппарата, неумение проанализировать. Но если эти случаи в вашей жизни являются единичными, то это одно. А если же вы постоянно проявляете такие симптомы. Если окружающие вас люди стали обращать на это внимание, нужно бить тревогу. Не стоит тянуть – обратитесь к врачу-невропатологу. В случае наличии заболевания и отсутствии лечения оно будет прогрессировать. Это может вызвать много неприятных и проблемных ощущений, вплоть до развития слабоумия.

Обследование при нарушении когнитивных функций

Если у вас все же обнаружили данный вид расстройства, то возникает необходимость определить исходный уровень системных показателей. Пригодятся свидетельство родственников и личные воспоминания больного. Многие факторы должны быть учтены. Имелись ли в роду у кого-то подобные отклонения. Подвержен ли пациент депрессивному состоянию. Имеют значения наличие травм головы, употребление лекарств и употребление алкогольных напитков.

Для того чтоб оценить общее состояние больного, в зависимости от тяжести заболевания, неврологом или психиатром, проводятся тесты. Они основаны на применении специальных клинических шкал. При анализе принимаются во внимание поведенческие, функциональные и эмоциональные  состояния испытуемого.

Шкала MMSE (Mini-mental State Examination) наиболее часто используемая. Она включает в себы тридцать вопросов сориентированных на определение уровня пациента в функциях речи, ориентации, чтения, и т.д. По данной шкале результат определяется в баллах. От 21 до 25 баллов – имеются непринципиальные нарушения в когнитивной системе.  Если балл низкий от 0 до 10, то нарушения глобальные и подлежат немедленному лечению. Нормальное состояние системы в диапазоне от 26 до 30 баллов. При использовании этой шкалы необходимо знать стартовый образовательный порог испытуемого.

В шкале Clinical Dementia Rating scale – CDR определения уровня заболевания идет по нарастанию балов. Если у испытуемого нет нарушений памяти, поведенческие особенности дома и на работе без изменений, он в состоянии сам себя обслужить, то бал будет нулевым. 1 бал свидетельствует о легком нарушении, 2 – об умеренном уровне деменции. Бал три – это тяжелая форма заболевания.

Деменция лобной доли мозга проверяется батареей лобной дисфункции Frontal Asstssment Battery (FAB). Этот метод основан на сопоставлении результатов тестов по шкалам FAB. и MMSE.

О расстройстве свидетельствует низкие показатели  FAB, если пациент набирает меньше 11 балов. При этом MMSE-тест дает сравнительно высокий результат. При болезни Альцгеймера снижается MMSE, до 20-24 баллов, а FAB на максимальном уровне. При тяжелой форме деменции показатели по двум шкалам низкие.

При подозрении на поражение подкорковых структур и лобной части мозга проводят тест рисование часов. Нужно нарисовать циферблат, со стрелками, зафиксированными на определенном времени.

Если выяснилось, что болезнь вызвана наследственностью назначают лабораторное обследование. Обязательна сдача анализов для определения вида наследственности. Так же широко используют компьютерную и магниторезонансную томографии, позволяющие визуализировать состояние головного мозга. Для проверки сосудов используют ультразвуковой эффект Допплера. Так же для определения состояния головного мозга назначают ЭЭГ.

Больного обследуют на наличие хронических заболеваний легочной области и сердечнососудистой системы.

Болезнь Альцгеймера сложно определить и лечить. Процесс ее плавный. Без каких либо явных нарушений. Определить такое состояние на ранних стадиях практически невозможно. Этому заболеванию в большинстве подвержены люди преклонного возраста.

 Лечение нарушений когнитивных функций

Лечением деменции является нахождение и устранение причины расстройства. Применяются множество препаратов: донепезил, галантамин, ривастигмин, мемантин, ницерголин. Схема лечения подбирается для каждого случая индивидуально.

Для эффективности лечения больной должен, помимо приема лекарств,  соблюдать диету. Употреблять больше витамина В. Рекомендуются продукты с пониженным содержанием холестерина: овощи, фрукты, молочные продукты малой жирности, морепродукты. Исключить употребление алкоголя и курение.

Консультация врача невролога по теме когнитивные нарушения

Для мозга полезна активная деятельность. Нужно заставлять его работать. Считайте в уме, разгадывайте кроссворды, рисуйте и т.д.

В зоне риска по когнитивным заболеваниям люди, страдающие рассеянным склерозом. У них происходит неправильное функционирование кратковременной памяти, скорости обработки поступающей информации. Происходит нарушение пространственного восприятия и зрительного аппарата.

У некоторых возникает вопрос что такое «вызванные когнитивные потенциалы». Эти потенциалы являются своеобразным индикатором работы в мозга. Суть метода в определении процессов происходящих в мозге при реакции на раздражитель и процессов запоминания и воспроизведения раздражающего аспекта. Метод используется в электроэнцефалографии.

Если вы определили у себя какие либо факторы дисфункции работы мозга не занимайтесь самолечением. Обратитесь к врачу, и он даст профессиональные рекомендации по устранению причин вашего беспокойства.  Ведь проблема может быть больших масштабов, чем вы себе представляете.

Данная статья размещена исключительно в общих познавательных целях посетителей и не является научным материалом, универсальной инструкцией или профессиональным медицинским советом, и не заменяет приём доктора. За диагностикой и лечением обращайтесь только к квалифицированным врачам.

Когнитивные расстройства личности — лечение, симптомы, причины

когнитивные расстройства фотоКогнитивные расстройства личности – это специфические нарушения, происходящие в познавательной сфере индивида и включающие следующие симптомы: снижение памяти, интеллектуальной работоспособности и снижение других когнитивных процессов мозга в сравнении с персональной нормой (исходным уровнем) каждого индивида. Познавательными или когнитивными функциями называют наиболее сложные процессы, проистекающие в головном мозге. При помощи этих процессов осуществляется рациональное постижение окружающего мира, взаимосвязь и взаимодействие с ним, характеризующееся целенаправленностью.

К познавательным функциям следует отнести: восприятие (прием) информации, обработку и анализ данных, их запоминание и последующее хранение, обмен данными, выработка и реализация плана действий. Причинами когнитивных расстройств может быть множество недугов, отличающихся по механизмам и условиям возникновения, течения болезни.

Причины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения по своей природе бывают функциональными и органическими. Функциональные нарушения в познавательной сфере формируются в отсутствии прямого поражения головного мозга. Переутомление, стрессы и постоянное перенапряжение, отрицательные эмоции – все это может являться причиной функциональных познавательных расстройств. Функциональные нарушения познавательной сферы могут развиться в любом возрасте. Такие расстройства не считаются опасными и всегда исчезают или существенно уменьшаются их проявления после ликвидации причины нарушений. Однако в отдельных случаях может потребоваться применение медикаментозной терапии.

Органические состояния в когнитивной сфере возникают вследствие повреждения головного мозга в результате заболеваний. Они чаще наблюдаются у людей старшего возраста и носят обычно более устойчивые черты. Однако правильная терапия даже в этих случаях помогает добиться улучшения в состоянии и препятствует нарастанию нарушений в дальнейшем.

Наиболее частыми причинами органических патологий в когнитивной сфере считаются: недостаточность кровоснабжения мозга и возрастное понижение массы мозга или атрофия.

Недостаточность кровоснабжения мозга может наступать вследствие гипертонической болезни, сердечнососудистой патологии и инсультов. Поэтому очень важным является своевременное диагностирование перечисленных заболеваний и правильное их лечение. В противном случае могут возникнуть серьезные осложнения. Артериальному давлению, поддержанию уровня сахара в норме и холестерина в крови следует уделять особое внимание. Выделяют также сосудистые когнитивные расстройства, которые развиваются вследствие хронической ишемии головного мозга, повторных инсультов или их сочетания. Такие патологии делятся на два варианта: расстройства, возникающие как результат патологии мелких сосудов, и нарушения вследствие патологии крупных сосудов. Нейропсихологические особенности обнаруженных состояний, отражающие их взаимосвязь с нарушением в работе лобных долей мозга, будут свидетельствовать о сосудистой этиологии когнитивных расстройств.

Сосудистые когнитивные расстройства личности сегодня довольно распространенны в практике неврологических патологий.

При атрофии головного мозга, вследствие возрастных изменений, формируются более выраженные патологии когнитивных функций. Такое патологическое состояние именуется болезнью Альцгеймера и считается прогрессирующим заболеванием. Однако темпы нарастания патологий в когнитивной сфере могут значительно варьироваться. Преимущественно, симптомы характеризуются медленным нарастанием, вследствие чего больные могут на протяжении многих лет сохранять независимость и самостоятельность. Огромным значением для таких больных обладает адекватная терапия. Современные методы терапии помогают добиться улучшения в состоянии больного и длительной стабилизации проявлений.

Также причинами патологий в когнитивной сфере могут быть другие заболевания головного мозга, сердечнососудистая недостаточность, заболевания внутренних органов, нарушение в обмене веществ, злоупотребление алкогольными напитками или другие отравления.

Симптомы когнитивных расстройств

Расстройство когнитивных функций характеризуется специфической симптоматикой, которая зависит от того, в какой степени выраженности находится патологический процесс, и какие отделы мозга он затрагивает. Поражение отдельных участков обуславливает нарушения отдельных когнитивных функций, однако все же чаще встречается расстройство нескольких сразу или всех функций.

Расстройство когнитивных функций вызывает снижение умственной работоспособности, ухудшение памяти, трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи, ухудшение концентрации внимания. При тяжелых нарушениях пациенты могут ни на что не жаловаться вследствие потери критичности к собственному состоянию.

Среди патологий познавательной сферы самым частым симптомом считается ухудшение памяти. Вначале возникают прогрессирующие нарушения в запоминании недавних событий, а постепенно и отдаленных событий. Наряду с этим может снижаться умственная активность, нарушаться мышление, вследствие чего индивид не может правильно оценить информацию, ухудшается способность обобщать данные, делать выводы. Еще одним не менее распространенным проявлением познавательных нарушений является ухудшение концентрации внимания. Индивидам с такими проявлениями сложно поддерживать энергичную умственную деятельность, концентрироваться на конкретных задачах.

Под понятием умеренные когнитивные расстройства личности обычно подразумевают нарушение работы одного либо нескольких когнитивных процессов, выходящих за границы возрастной нормы, но при этом не доходящих до выраженности деменции. Умеренные когнитивные нарушения, главным образом, считаются патологическим состоянием, результатом которого трансформации на данной стадии не исчерпываются только лишь возрастными инволютивными процессами.

В соответствии с данными ряда исследований, синдром умеренных познавательных расстройств наблюдается у 20% индивидов старше 65 лет. Также исследования свидетельствуют о том, что деменция развивается у 60% индивидов с данной патологией в течение пяти лет.

Умеренные когнитивные расстройства в 20-30% случаев носят устойчивый или вяло прогрессирующий характер, другими словами не преобразуются в деменцию. Такие расстройства способны в течение довольно длительного времени оставаться незамеченными индивидами. Однако если обнаружено наличие нескольких симптомов за короткий срок, то стоит обратиться к специалистам за консультацией.

О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании имен людей, новых в окружении, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.

Умеренные когнитивные расстройства, выявленные на ранних фазах своего развития, довольно успешно поддаются коррекции при помощи лекарственных препаратов и различных психологических методик.

С целью оценки выраженности нарушений когнитивной сферы применяются специальное нейропсихологическое тестирование, которое заключается в ответе на ряд вопросов и выполнении некоторых заданий пациентом. В соответствии с результатами тестирования становится возможным определить наличие отклонений определенных когнитивных функций, а также их выраженность. Задания теста могут быть в виде простых математических действий, таких как прибавление или вычитание, написания чего-нибудь на бумаге, повторения нескольких слов, определения показанных предметов и др.

Легкое когнитивное расстройство

Додементное состояние представляет собой легкое расстройство когнитивных функций. Другими словами легкие нарушения когнитивных функций представляют собой патологии высших функций мозга, которые характеризуются, прежде всего, сосудистым слабоумием, проходящим ряд ступеней в своем развитии, определяющихся последовательным нарастанием симптоматики – начиная легкими нарушениями функций когнитивной сферы, главным образом памяти, и завершая тяжелыми нарушениями – деменциями.

Согласно с рекомендациями международной классификации болезней, диагностирование легкого когнитивного расстройства возможно при наличии следующей симптоматики: ухудшение функции памяти, внимания или снижение способности к учебе,

при совершении умственной работы наблюдается высокая утомляемость. При этом расстройство функции памяти и нарушение работы других мозговых функций не ведет к атрофической деменции и не несет связи с делирием. Перечисленные нарушения имеют цереброваскулярное происхождение.

Клинические проявления данного нарушения соответствуют устойчивому церебрастеническому синдрому, который по сути относится к психопатологическим состояниям, отражающим нарушение различных областей психики, включающих и когнитивные функции. Однако, несмотря на это церебрастенический синдром характеризуется внешней сохранностью пациентов, отсутствием тяжелых нарушений умственных, критических и прогностических процессов, иллюзией неустойчивости, проходимости астенических нарушений.

Диагностика данного нарушения основана на результатах клинических обследований и выводах экспериментально-психологического исследования.

Легкое когнитивное расстройство дифференцируются от органических расстройств тем, что нарушения в работе познавательной сферы не проистекают в связке с эмоциональными (аффективная неустойчивость), продуктивными (!паранойя) и поведенческими расстройствами (неадекватность).

Когнитивное расстройство у детей

Развитие когнитивных функций в большинстве своем имеет зависимость от обеспеченности человеческого организма витаминами и другими полезными веществами.

Сегодня, к сожалению, довольно острой становится проблема гиповитаминоза у детей. Употребление рафинированных продовольственных товаров, продуктов долговременного хранения, товаров, которые подвергались длительной температурной обработке, ведет к невозможности восполнения необходимого количества незаменимых микронутриентов только при помощи рациона питания.

Согласно проведенным в последние годы исследованиям витаминно-минерального состояния организма детей можно сделать вывод, что нехватка аскорбиновой кислоты (витамин С) среди детского населения страны достигает практически 95%, приблизительно у 80% детей обнаружился дефицит тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2), пиридоксина (витамин В6), ниацина (витамин В4 или РР) и фолиевая кислота (витамин В9). Познавательные функции являются сложнейшим и сегодня не до конца постигнутым явлением. Однако целый комплекс проведенных исследований оценки отдельных когнитивных процессов, например, таких как воспроизведение, память, четкость умственного восприятия, интенсивность мыслительных процессов, способности к концентрации внимания, обучение, разрешение проблем, мобилизация позволил проследить четкую взаимосвязь между когнитивными функциями детей и их обеспеченностью определенными микронутриентами.

Сегодня когнитивные нарушения являют собой одну из важнейших проблем психиатрии и неврологии. Такие патологии, к сожалению, наблюдаются приблизительно у 20% субъектов детского и подросткового возраста.

Распространенность нарушений речи и функций языка, которые включают расстройства письма и чтения, составляет от 5% до 20%. Нарушения аутистического спектра достигают практически 17%. Недостаток внимания в соединении с повышенной активностью наблюдается приблизительно у 7% индивидов детского и подросткового возраста. Также широко распространены и расстройства психологического развития, эмоциональные нарушения, синдромы умственной отсталости и расстройства поведенческой сферы. Однако наиболее часто можно отметить возникновение расстройства развития навыков учебы, моторных процессов, смешанные специфические нарушения развития.

Когнитивные расстройства у детей наиболее часто встречаются вследствие перенесенных заболеваний, характеризующихся дисгенезией коры головного мозга, врожденными обменными расстройствами, поражающими нервную систему, дегенеративными заболеваниями, поражениями нервной системы в период формирования плода.

К поражениям нервной системы в перинатальном периоде относят: гипоксию мозга, травму, полученную в процессе родов, внутриутробную инфекцию. Поэтому по сей день важной проблемой остается диагностика начальных фаз расстройств когнитивных функций у детей. Ее ранние результаты способствовать более своевременному назначению соответственной терапии и предупреждению ранней инвалидизации детей. Сегодня диагностика детских патологий в когнитивной сфере возможна только лишь при помощи проведения комплексного клинического обследования, клинико-психопатологического освидетельствования, психометрического, нейропсихологического методов исследования.

Лечение когнитивных расстройств

Нарушения познавательной сферы в наше время представляют собой едва ли не один из самых часто встречаемых неврологических симптомов, так как значительная часть коры мозга имеет связь непосредственно с обеспечением когнитивных процессов, поэтому практически любая болезнь, которая вовлекает мозг, будет сопровождаться когнитивными нарушениями.

Когнитивные расстройства личности объединяют нарушения пяти главных мозговых процесса: гнозиса, памяти, речи, мышления и праксиса. Нередко к этим пяти процессам добавляют еще шестой – внимание. Сегодня остается открытым вопрос о том, обладает ли внимание собственным содержанием или все же является производным. Проблема когнитивных нарушений, прежде всего, является проблемой стареющего населения.

Когнитивные расстройства бывают легкой степени выраженности, умеренной и тяжелой.

Легкие расстройства когнитивных процессов обнаруживаются только вследствие тщательного нейропсихологического обследования и, как правило, не влияют на обыденную жизнь, хотя иногда могут порождать субъективное беспокойство индивида.

Умеренные когнитивные расстройства выступают за пределы возрастной нормы, однако пока не ведут к ограничениям в обыденной деятельности и влияют только лишь на сложные ее формы. Индивиды при умеренных патологиях когнитивной сферы, как правило, сохраняют независимость и автономность.

Тяжелые нарушения когнитивной сферы оказывают существенное негативное воздействие на повседневную жизнь. Пациенты ощущают значительные сложности в ежедневных занятиях, профессии, деятельности, социальной сфере, а на более поздних стадиях – в самообслуживании. Деменция относится к тяжелым когнитивным патологиям.

Выбор терапевтической стратегии зависит от причины возникновения когнитивных расстройств и выраженности таких нарушений. По возможности следует проводить лечение, которое будет направлено на коррекцию патологических процессов, проистекающих в организме. С целью лечения непосредственно расстройств когнитивных процессов применяют ингибиторы ацетилхолинэстеразы центрального действия.

Также для лечения расстройств личности применяют и методы психотерапии. Так, например, в своей книге А. Бек и А. Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» высветили проблемы диагностирования и индивидуального подхода в лечении личностных расстройств методиками когнитивной психотерапии, раскрыли воздействие когнитивных структур на образование личностных расстройств, воззрения и установки, которые характеризуют каждое из таких нарушений, реконструкцию, трансформацию и реинтерпретацию структур.

На ранних стадиях развития нарушений когнитивная психотерапия расстройств личности считается во многих аспектах «инсайт-терапией», располагающей в своем арсенале интроспективными методами, предназначенными для личностных трансформаций пациента.

Когнитивная терапия направлена на помощь пациентам в изучении их познавательных структур и на способности модифицировать собственное поведение или мысли. Изучение структур и схем познавательных процессов и обучение адаптивным реакциям на отрицательные мысли и самоуничижительные позиции в итоге являются ключевыми целями психотерапии. Следует стремиться к последовательным трансформациям, а не к сиюминутному результату. Постановка последовательно усложняющихся заданий, последовательные небольшие шажки, оценивание ответов и реагирования с позиции желательных трансформаций, постепенное приспособление к стрессовым факторам и тревожности, психотерапевтическая поддержка позволяют пациенту совершить попытку с целью собственного изменения.

В случае появления когнитивных нарушений, большинство из них будет неустанно прогрессировать. Именно поэтому основной задачей в профилактических мероприятиях когнитивных расстройств является замедление, приостановление дальнейшего течения разрушительного процесса.

Для предупреждения прогрессирования нарушений познавательных процессов, следует регулярно принимать лекарственные препараты (ингибиторы ацетилхолинэстеразы). Также необходимо пытаться поддерживать нарушенные процессы. С этой целью следует выполнять различные упражнения, направленные на тренировку определенных функций (например, при нарушениях памяти нужно учить стихотворения). Кроме этого, также необходимо избегать влияния стрессовых ситуаций, так как во время волнения нарушения когнитивных процессов становятся еще более выраженными.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии когнитивных расстроств обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *