Профилактика инфекционных заболеваний
Инфекционные болезни людей — это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека (или животного)здоровому.
Основные пути передачи инфекции и воздействие на них
- воздушно-капельный путь передачи(грипп, простудные заболевания, ветряная оспа, коклюш, туберкулез, дифтерия, корь, краснуха и др.) – для профилактики используются маски, проветривание, недопущение скопления большого количества людей в помещении;
- алиментарный (пищевой) путь передачи (все кишечные инфекции, сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит А) – важную роль играет личная гигиена, мытье рук, продуктов питания, отсутствие мух в помещениях;
- половой (контактный) путь передачи (вирусный гепатит В, С, ВИЧ СПИД, генитальный герпес, сифилис, гонорея, папилломатоз) – важным моментом профилактики таких инфекций является отсутствие беспорядочной половой жизни с частой сменой партнеров и использование презервативов;
- кровяной путь передачи (наиболее часто – вирусный гепатит В, ВИЧ СПИД) – в этом случае предотвратить инфекционные заболевания помогут стерильный хирургический инструментарий, отказ от татуировок (особенно в домашних условиях), то есть все усилия направлены на предотвращение нарушения целостности кожи и слизистых оболочек.
Профилактика инфекционных заболеваний
Как и любые другие болезни, инфекционные заболевания проще не допустить, чем потом лечить. Для этого используется профилактика инфекционных заболеваний, которая позволяет предотвратить развитие инфекционного процесса.
Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает:
В целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней проводится иммунопрофилактика путем проведения профилактических прививок.Этот вид профилактики инфекционных заболеваний непосредственно связан с созданием в организме человека иммунитета (невосприимчивости) к определенной инфекции с помощью иммунизации и называется – специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Выделяют два основных вида иммунопрофилактики:
- активная иммунизация (вакцинация) – после введения в организм человека вакцины (антиген возбудителя или живые ослабленные микроорганизмы) происходит образование специфических антител, которые даже при заражении препятствуют развитию инфекционного заболевания. В настоящее время проводится активная иммунизация против таких инфекционных заболеваний: столбняк, коклюш, дифтерия, вирусный гепатит В, полиомиелит, корь, краснуха, эпидпаротит («свинка»), туберкулез.
- пассивная иммунизация – в организм вводятся готовые антитела к определенной инфекции, что используется для экстренной профилактики инфекционных заболеваний (экстренная профилактика столбняка).
Значение иммунопрофилактики
Необходимо помнить: чем больше людей вакцинировано, тем выше коллективный иммунитет и барьер для инфекционных заболеваний. Победить инфекцию можно, если вакцинацией будет охвачено все население.
Каким бы не был метод профилактики, его использование поможет предотвратить заболевание, что особенно важно при неизлечимых инфекциях, таких как ВИЧ СПИД, бешенство и вирусные гепатиты.
Презентация к уроку по ОБЖ (10 класс) на тему: Основные инфекционные заболевания и их профилактика
Слайд 1
Основные инфекционные заболевания и их профилактикаСлайд 2
Учебные вопросы Понятие о инфекционных заболеваниях Механизм передачи инфекции Профилактика инфекционных заболеваний
Слайд 3
Отличие инфекционных болезней от обычных заболеваний Их вызывает болезнетворные микроорганизмы. Видимые лишь с помощью микроскопа Передаются от зараженного организма здоровому Каждая заразная болезнь вызывается определенным микробом — возбудителем
Слайд 4
Виды микроорганизмов, влияющих на организм человека Сапрофиты – безвредные для человека микроорганизмы. Попадая в организм человека, они никогда не вызывают заболеваний Условно-патогенные микробы . Попадая в организм человека, они до поры до времени не вызывают серьезных изменений. Но если организм человека ослаблен, то эти микробы быстро превращаются в опасные для здоровья Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы . Попадая в организм человека и преодолевая его защитные барьеры, вызывают развитие инфекционного заболевания
Слайд 5
Группа инфекционных заболеваний Краткая характеристика Инфекции, входящие в группу Кишечные инфекции Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот. Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера, пищевые токсикоинфекции и др. Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции Передача осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем. Грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др. Кровяные инфекции Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, вши, москиты и др.) Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др. Зоонозные инфекции Болезни, передающиеся через укусы животных Бешенство Контактно-бытовые Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган. Фактор передачи отсутствует Инфекционные кожно-венерологические заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.)
Слайд 8
Фекально-оральный Этим путем передаются все кишечные инфекции. Микроб с калом, рвотными массами больного попадает на пищевые продукты, воду, посуду, а затем через рот в желудочно-кишечный тракт здорового человека Жидкостный Характерен для кровяных инфекций. Переносчиками этой группы заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи, комары и т.п. Контактный или контактно-бытовой Этим путем происходит заражение большинством венерических заболеваний при тесном общении здорового человека с больным Зоонозные Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или при тесном контакте с больными животными. Воздушно-капельный Этим путем распространяются все вирусные заболевания верхних дыхательных путей. Вирус со слизью при чихании или разговоре попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового человека. Основные пути передачи инфекции и их характеристика
Слайд 9
Инфекции дыхательных путей передаются воздушно капельным путем Распространение капелек слизи и слюны, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, при кашле и чиханье больного.
Слайд 10
Кишечные инфекции распрастроняются через продукты, воды
Слайд 11
Кровяные инфекции – через укусы кровососущих насекомых
Слайд 12
Инфекция наружных покровов – контактный путь.
Слайд 15
Соблюдение личной гигиены – уменьшает риск заболеваний
Слайд 17
Проводятся профилактические прививки
Слайд 18
Своевременно изолировать больных
Слайд 19
Проводят дезинфекцию. Обеззараживание квартиры и предметов, находящихся в ней.
Слайд 20
Ответить на вопросы Чем характеризуются инфекционные болезни? В чем заключается механизм передачи инфекции дыхательных путей? Какое значение имеет личная гигиена? Профилактика инфекционных заболеваний.
Слайд 21
Домашнее задание Составить инструкцию поведения при распространении инфекционных болезней (эпидемиях)
Классный час: Профилактика инфекционных заболеваний
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
Урок здоровья
«Профилактика инфекционных заболеваний»
Дата: 13.10.2019 г.
Класс:10
Классный руководитель:
Суворова А.Н.
г. Нефтеюганск-2019
Задачи:
- Учебно – коррекционная: познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи. Закрепить имеющиеся знания по личной гигиене и продолжить познания в области медицины.
- Коррекционно — развивающая: Формировать умение делать небольшие выступления, умение сравнивать, анализировать и обобщать.
- Коррекционно -воспитательная: Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Power Point, словарные слова, кроссворды, карандаши.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: рассказ с элементами беседы, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, демонстрация презентации, сообщения учащегося
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о личной гигиене. Что это такое? (Уход за собой).
Слайд 1: Закрепление пройденного материала: Я предлагаю вам небольшой тест по этой теме. Вам нужно закончить фразу.
1. Ежедневный душ поможет очистить кожу от ….
А) От пыли и пота
Б) От соли и пищи
2. Мой руки …
А) Перед едой и туалетом
Б) Перед игрой и занятиями спортом
3. Ухаживая за ногтями их нужно ….
А) Полировать и покрывать лаком
Б) Мыть и стричь
4. Зубы чистим….
А) После каждого приема пищи
Б) Два раза в день
5. Чистота тела – это первая защита от ….
А) Микробов
Б) Животных и насекомых
Что происходит с теми, кто не ухаживает за собой? (болеют)
Вступительное слово учителя
Слайд 2: Мы часто говорим о заразных болезнях.
В медицине такие болезни называют инфекционными.
Сообщение темы урока.
Тема сегодняшнего урока «Инфекционные заболевания и их профилактика»
Слайд 3: В переводе с латинского, слово инфекция означает — заражение)
Инфекционные заболевания — это заболевания, которые возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибка).
Слайд 4: Они «живут» везде: в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности предметов и книг, и настолько малы, что их можно увидеть только в микроскоп.
Слайд 5: В передаче возбудителей участвуют несколько основных факторов: воздух, вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики.
Как вы думаете, как по воздуху могут распространяться болезни?
Воздух служит фактором передачи, так называемой капельной инфекции. В воздух возбудители попадают с каплями слизи при чихании, кашле и разговоре, а затем оседают на окружающие предметы. После высыхания капель слизи и мокроты возбудители попадают в пыль и проникают с вдыхаемым воздухом в организм здорового человека.
Что нужно делать в таком случае?
Что можете сказать о воде, как передаче возбудителей?
В воду возбудители попадают различными путями: при спуске в водоемы сточных вод канализации, с талыми и дождевыми водами, при неправильном устройстве и содержании колодцев, попадании в воду трупов грызунов. Передача инфекции происходит при питье зараженной воды, при использовании ее в хозяйственных нуждах, купании.
Как защититься от таких инфекций
Как можно заразиться через продукты?
Передача возбудителей через пищевые продукты имеет большое значение, т.к. в них возбудитель не только сохраняется, но и размножается. В пищу возбудители попадают через грязные руки больного или носителя инфекции, через мух, грызунов, через мясо, молоко и другие продукты от больного животного, при неправильной перевозке, хранении и приготовлении пищевых продуктов.
В почве, также живут возбудители. Они попадают с выделениями человека и животных, с различными отбросами. Почва является местом обитания и размножения паразитов. Из почвы возбудители попадают на пищевые продукты, в воду и различные объекты в окружении человека.
Ну, и конечно, насекомые, животные, птицы, которые также могут быть переносчиками разных инфекций.
Слайд 6: Поэтому по локализации возбудителя в организме человека, путям передачи и способам его выделения во внешнюю среду выделяют 5 групп инфекционных болезней.
Классификация
Сейчас мы рассмотрим все группы и послушаем небольшие сообщения о некоторых заболевания.
Слайд 7: Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный путь распространения). Заражение здорового человека происходит при попадании заразных частиц слизи в дыхательные пути
Слайд 8: Это грипп, коклюш, корь, ветряная оспа.
Сообщения детей о коклюше, кори.
Слайд 9: Кишечные инфекции. Возбудитель живет в кишечнике и выделяется во внешнюю среду с испражнениями, они способны вызвать заболевание здорового человека в том случае, если попали в его организм через рот вместе с пищевыми продуктами, водой, либо занесены грязными руками. Иначе говоря, для кишечных инфекций характерен фекально-оральный механизм передачи.
Слайд 10: Такими являются: холера, дизентерия, сальмонеллёз.
Сообщения детей о дизентерии, ботулизме.
Слайд 11: Кровяные инфекции делятся на 2 группы:
— когда передача возбудителя происходит через переносчиков — комары, блохи, клещи и др.). Возбудители проникают в кровь при укусе блохами, комарами, вшами, клещами.
Сообщения детей о малярии.
Слайд 12: Кровяные инфекции, когда заражение происходит при инъекциях, переливании крови. Это ВИЧ-инфекция, гепатит В и С.
Сообщение учителя: Поскольку рост гепатита В и С растет с каждым годом, мне хочется остановиться на нем более подробно. Считается, что этот рост связан с распространением наркомании, так как 38-40% молодых людей, заболевающих гепатитом С, инфицируются при внутривенном введении наркотических веществ.
Гепатит С — это инфекционное заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита С, который попадает в кровь человека.
Источник инфекции больной человек или вирусоноситель.
Заражение вирусом гепатита С возможно в следующих ситуациях:
— при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;
— при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;
— при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;
— при переливании препаратов крови
— половой путь передачи
— передача инфекции от инфицированной матери к плоду
(инфицирование происходит при родах)
Слайд 13: Инфекции наружных покровов распространяются контактным путем, заражение происходит через кожу или слизистые оболочки.
Слайд 14: Это герпес, ветряная оспа, лишай, сибирская язва, столбняк).
Слайд 15: Переносчиками инфекций являются также дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или тесном контакте с больным животным. Одним из них является БЕШЕНСТВО.
Сообщение детей о чесотке, микроспории.
Из истории – Эпидемия
Слайд 16: Случается так, что инфекционные болезни широко распространяются среди людей, значительно превышают свой уровень на данной территории. Возникает повальная болезнь или эпидемия.
Слайд 17: Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.
В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек.
Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда.
Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.
Слайд 18: Релаксация:
Согласны ли вы с формулой Гиппократа: «Любую болезнь легче предупредить, чем лечить»?
Давайте и мы попробуем предупредить болезни, которые нас окружают. А для этого проведем небольшой точечный массаж.
1. Указательными пальцами массируем точку на лбу между бровями « третий глаз».
2. Парные точки по краям крыльев носа.
3.Парные точки в височных ямках.
4. Парные точки в областях козелка уха.
Важным в предохранении от инфекционных заболеваний является постоянное соблюдение профилактических мер предупреждения заражения или проще сказать профилактика заболеваний
Слайд 19: Профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания.
Сегодня вы много узнали об инфекционных болезнях, способах их передачи. А теперь попробуйте сами выделить из материала урока, что же не нужно или наоборот нужно делать, чтобы не заразиться инфекционными болезнями.
(версии детей)
— Соблюдение гигиенических и санитарных норм (мытье рук перед едой и после туалета; тепловая обработка пищевых продуктов, кипячение воды).
— Уничтожение насекомых и грызунов, больных животных.
— Соблюдение этических норм. (половые контакты)
— Вакцинация населения (прививки)
Анализ ситуации – чтение стихотворения С. Михалкова «Поднялась температура…»
И еще одну меру профилактики вы выделите из стихотворения.
Заболел один мальчишка,
А затем другой за ним,
В нашем классе почему-то
Объявили карантин.
У друзей температура,
Пьют лекарства разные,
И меня к ним не пускают –
Говорят заразные.
Все боятся, что инфекция
Обязательно «прицепится».
Только я не опасаюсь,
Потому что закаляюсь:
Ноги мою холодной водой,
Пью витамины, хожу босиком.
Если ж говорить серьезно,
Заразиться все же можно.
Какие меры профилактики вы услышали? (карантин)
Слайд 20: Что такое карантин?
Это комплекс мероприятий, предотвращающих распространение инфекции:
— изоляция уже заболевших людей.
— тщательная дезинфекция(обработка) места жительства.
— выявление контактов с больными.
Закрепление знаний
— Какие болезни называются инфекционными?
— Чем они вызываются?
А теперь свои знания вы покажите, отгадав кроссворд
Кроссворд «Инфекционные заболевания»
- Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.
- Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.
- Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.
- Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.
- Вирусное заболевание, поражающее печень.
- Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.
- Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.
Если затрудняетесь ответить, можно использовать слова для справок:
Ботулизм, Дизентерия, Чесотка, Прививка, Эпидемия, Гепатит, Дезинфекция.
Ответы: 1.Дезинтерия. 2.Ботулизм. 3. Дезинфекция. 4. Прививка. 5.Гепатит. 6.Эпидемия. 7. Чесотка.
Итог урока: На какую серьезную тему мы с вами сегодня поговорили?
Я желаю вам крепкого здоровья! А чтобы оно было, давайте по очереди продолжим фразу: Я не заболею инфекционными заболеваниями, потому что буду… или потому что не буду …. Выполнять меры профилактики.
Профилактика инфекционных заболеваний
Что такое инфекционные заболевания
Сколько времени существует человечество, столько же сопровождают его инфекционные болезни. Инфекционные заболевания — это обширная группа нозологических форм болезней, вызывают их специфические возбудители, эти заболевания заразны, после их перенесения, как правило, формируется специфический иммунитет. Инфекционные болезни по распространенности занимают второе-третье место среди прочих болезней в мире. По данным ВОЗ, примерно 33 % людей умирает от инфекционных болезней. Каждая инфекция имеет своего определённого возбудителя. Развитию инфекционной болезни способствуют три главных компонента:
- источник инфекции
- пути передачи инфекции
- восприимчивость организма к инфекции
Инфекционный процесс имеет три стадии
- взаимодействие микроорганизма с эпителием
- преодоление факторов иммунной защиты
- токсической действие
По характеру возбудителя инфекционные болезни подразделяются на болезни, вызванные: бактериями, бактериальными токсинами, вирусами, микоплазмой, хламидиями, паразитами, грибками, гельминтами.
Различают три главные среды обитания возбудителей инфекционных заболеваний:
- человек (антропонозные инфекции),
- животные (зоонозные инфекции),
- окружающая среда (сопорозные инфекции).
По типу механизма передачи инфекции болезни подразделяются на:
- кишечные инфекции
- инфекции дыхательных путей
- трансмиссивные инфекции
- инфекции наружных покровов
С момента проникновения возбудителя в организм до появления первых симптомов должно пройти определенное время. Этот временной промежуток носит название инкубационный период. В зависимости от вида заболевания его продолжительность может быть разной. Когда появляются первые симптомы заболевания наступает продроманный период. В этот период наблюдается слабость, недомогание, головная боль, незначительное повышение температуры тела. Затем следует период разгара, когда симптомы максимально выражены, его длительность в зависимости от инфекции может быть различной. Далее напутает угасание клинических проявлений и затем следует стадия выздоровления (если инфекция не смертельна).
Профилактика инфекционных заболеваний
Как уже было сказано выше инфекции всегда сопровождали и будут сопровождать человечество. На смену одним инфекциям будут приходить другие. Возбудители, как и все другое на земле подвержены эволюции. На сегодняшний день ситуация с борьбой с инфекционными заболеваниями обстоит намного лучше, чем десятки, и тем более сотни лет назад. Но на сегодняшний день профилактика инфекционных заболеваний не теряет свою актуальность.
Определение 1
Профилактика – это комплекс мер, который направлен на борьбу с распространением инфекции.
За общую профилактику в основном отвечает государственные структуры. Государство должно обеспечить должный материальный уровень благосостояния граждан, необходимый уровень медицинского обеспечения.
За специальную профилактику несет ответственность лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения.
По механизму влияния на причину инфекционного заболевания профилактика может быть специфической и неспецифической.
Специфическая профилактика инфекционных заболеваний
Считается что специфическая профилактика самый эффективней способ борьбы с распространением инфекционных болезней. Суть этой профилактики заключается в создании иммунитета к возбудителю болезни в организме человека. Такую профилактику также подразделяют на три категории:
- активная
- пассивная
- пассивно-активная
Активная профилактика предполагает под собой вакцинацию.
Определение 2
Вакцинация – это введение в организм человека ослабленных (либо мертвых) возбудителей болезни для того что бы сформировать иммунный ответ к заболеванию.
Вакцины в свою очередь подразделяются на:
- живые – в этом случае в организм вводят ослабленные живые антигены возбудителей
- инактивированные – в этом случае вводят убитые антигены
- молекулярные вакцины – в этом случае вводят анатоксин бактерий или вирусов
- генно-инженерные – в этом случае вводятся антигены, которые были получены методом генной-инженерии
- синтетическая вакцина – в этом случае вводят искусственно полученные звенья антигена.
Так же все вакцина можно поделить на:
- моновакцины, то есть те, в составе которых только один антиген, они защищают от одной болезни
- поливакцины, то есть те, в составе которых несколько антигенов, они защищаю от нескольких болезней.
Пассивная профилактика заключается в введении уже готовой сыворотки иммуноглобулина. То есть в организм попадает уже готовый иммунный ответ к заболеванию, такая профилактика используется в случаях эпидемии, когда ждать пока выработаются собственные антитела нет времени.
Активно-пассивная иммунизация заключается в смешивании двух предыдущих методов. При этом в организм вводят и готовые антитела для того что бы защитить организм непосредственно в данный момент и антигены, под воздействием которых вскоре будет сформирован свой иммунитет.
Неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний
Неспецифическая профилактика – это комплекс мероприятий, который помогает остановить распространение инфекции.
В первую очередь этот вид профилактики направлен на выявление и изоляцию заболевших. Карантин – это комплекс мер направленный на изоляции больных, контактных и носителей от здоровых людей.
К неспецифической профилактике также относят комплекс гигиенических мер. Например, частое мытье рук, использование медицинских масок и перчаток при уходе за больными, проветривание и кварцевание помещений, избегание мест большого скопления людей.
Очень важно повышать неспецифическую сопротивляемость организма. Для этого рекомендуется рациональной питание, богатое витаминами, микро- и макроэлементами, соблюдение режима труда и отдыха, полноценный сон, регулярные занятия физической культурой и спортом, систематические прогулки на свежем воздухе, закаливание организма, отказ от вредных привычек.
Консультация (средняя группа) на тему: Консультация для родителей «Профилактика детских инфекционных заболеваний»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Профилактика детских инфекционных заболеваний».
Дифтерия, полиомиелит, коклюш, корь, свинка (паротит, краснуха, ветряная оспа, скарлатина. Существует множество детских инфекционных болезней. Их еще называют просто «детские» болезни. Действительно, ими болеют преимущественно дети, а передаются они в основном воздушно-капельным путем, т. е. при кашле и чихании. Однако есть исключения, например, возбудитель скарлатины очень устойчив и может долгое время существовать вне человеческого организма, поэтому ребенок может заразиться даже через человека, который имел тесный контакт с больной скарлатиной, или через предметы.
Пожалуй, самое тяжелое по своим последствиям заболевание — это полиомиелит. Вирус его также довольно устойчив в окружающей среде, инфекция передается либо от человека к человеку, либо через продукты питания. Заболевание дает осложнения (атрофия мышц, нарушение движений).
Профилактика детских инфекционных заболеваний включает ряд мер как медицинского, так и гигиенического характера. О них и пойдет речь в нашей консультации.
Самое верное средство профилактики детского инфекционного заболевания — прививка. Против каких же заболеваний существуют прививки? Против кори, коклюша, столбняка, дифтерии, паротита, краснухи и полиомиелита. Что такое профилактические прививки? И нужно ли их делать ребенку?
Введение средств активной иммунизации, т. е. такой, когда на введение вакцины организм отвечает выработкой собственных защитных антител против определенной инфекции, значительно снижает заболевания детей инфекционными болезнями. Делать прививки необходимо. Но следует помнить, что каждая прививка — это серьезная процедура. Поэтому перед тем, как она будет сделана ребенку, его должен осмотреть врач. Обязательно нужно измерить температуру. Если прививку делают в детском саду, родители должны быть в этот же день поставлены в известность. С целью наблюдения за состоянием здоровья ребенка, выяснения характера реакции на прививку и раннего выявления возможных осложнений, медицинская сестра в течение нескольких дней должна проводить наблюдение за ребенком на дому. Детей в детских дошкольных учреждениях после прививки осматривают медицинские работники этих учреждений.
Запомните: если на месте прививки появилось выраженное покраснение, отек, у ребенка повысилась температура, то надо обратиться к врачу. Тяжелые поствакцинальные осложнения встречаются крайне редко, когда нарушены существующие правила проведения вакцинации или ребенок по-особому реагирует на прививку. Детей нельзя прививать после перенесенных острых заболеваний в течение месяца, а после некоторых инфекционных заболеваний этот срок увеличивается. В этих случаях следует посоветоваться с педиатром, который наблюдает Вашего ребенка.
Вопрос о прививках детям с хроническими заболеваниями, у которых отмечались аллергические реакции на пищевые продукты, лекарственные препараты, а также на предшествующие прививки, решает лечащий врач и при необходимости иммунолог. Родителям не следует принимать подобное решение самостоятельно.
По показаниям ребенок может быть привит так называемым «щадящим» методом — ослабленной вакциной или госпитализирован ненадолго в стационар, где он будет привит после предварительной подготовки.
Безусловно, Вас пригласят в детскую поликлинику на прививку, но и сами Вы должны следить за прививочным календарем.
Прививки проводятся против:
туберкулеза — на 5-7-й день жизни, в 7 лет;
полиомиелита — в 3 месяца, от 1 года до 2 лет;
коклюша, дифтерии, столбняка — в 3 месяца, через 1,5-2 года после законченной вакцинации;
кори — в 12 месяцев, в 6-7 лет (перед школой);
инфекционного паротита (свинки) — в 15-18 месяцев.
Первичные прививки (вакцинации) против полиомиелита, а также против коклюша, дифтерии и столбняка проводят трехкратно с интервалом в 1,5 месяца.
Наша задача — убедить Вас, что многих из детских болезней можно избежать, если своевременно привить ребенка и неукоснительно соблюдать некоторые правила гигиены:
Первое: Никогда не водите ребенка в гости, если в семье, куда Вас пригласили, кто-нибудь болен. Запомните: типичные признаки детских инфекционных заболеваний почти никогда не проявляются четко в первые дни. Однако в этот период носители болезни наиболее заразны.
Второе: Придя домой с работы, из магазина, прежде чем подойти к ребенку, тщательно вымойте руки и переоденьтесь.
Третье: Мойте фрукты и овощи в проточной воде и обдавайте их кипятком. Носите продукты, которые не подвергаются термической обработке, в специальном пакете. Чаще его заменяйте.
Эти простые правила помогут Вам избежать многих неприятностей, в том числе и детский инфекционных заболеваний.
Презентация к уроку по ОБЖ (10 класс) на тему: Основные инфекционные заболевания и их профилактика
Слайд 1
Основные инфекционные заболевания и их профилактика МБОУ «Лицей № 14» ЗМР РТ Преподаватель-организатор ОБЖ Билялов Алмаз Мухаметович г . Зеленодольск 2014 г.Слайд 2
Микроорганизмы и человек Человека на протяжении всей жизни окружают микроорганизмы. Они находятся в воздухе, воде, почве, осаждаются на всех предметах, в том числе и на пищевых продуктах. Микробы живут и размножаются на коже, в полости рта и носа, на слизистой верхних дыхательных путей, в кишечнике, особенно в его толстом отделе. Микроорганизмы играют важную роль в жизни не только человека, но и всего органического мира Земли. Они, например, очищают почву и воду от мертвых тел посредством гниения, брожения, разложения. В то же время, попадая в раны, они могут вызывать нагноение, а проникая во внутреннюю среду организма человека, способны стать причиной инфекционного заболевания .
Слайд 3
Классификация микроорганизмов Микроорганизмы с точки зрения влияния на организм человека Сапрофиты — безвредные для человека микроорганизмы. Попадая в организм человека, они никогда не вызывают заболеваний Условно-патогенные микробы . Попадая во внутреннюю среду человека, они до поры до времени не вызывают серьезных изменений. Но если организм человека ослаблен, то эти микробы быстро превращаются в опасные для здоровья Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы. Попадая в организм человека и преодолевая его защитные барьеры, болезнетворные микробы вызывают развитие инфекционных заболеваний
Слайд 4
Классификация инфекционных заболеваний Группа инфекционных заболеваний Краткая характеристика Инфекции , входящие в группу Кишечные инфекции Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища , вода, почва, мухи , грязные руки, предметы бытовой обстановки . Заражение происходит, как правило, от больного (бактерионосителя) Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера , пищевые токсикоинфекции и др. Инфекции дыхательных путей , или воздушно-капельные инфекции Передача осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем Грипп, корь, дифтерия, скарлатина , натуральная оспа и др. Кровяные инфекции, или трансмиссивные инфекционные заболевания Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, вши, москиты и др.) Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др. Зоонозные инфекции Болезни, передающиеся через укусы животных Бешенство Контактно-бытовые инфекции Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган Инфекционные заболевания, Передающиеся половым путем: сифилис, гонорея, хламидиоз и др.
Слайд 5
Возникновение и распространение инфекционных заболеваний Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости, называют эпидемией . Если же оно охватывает территорию целого государства или нескольких стран, его называют пандемией . БАЦИЛЛОНОСИТЕЛЬСТВО — сохранение в организме здоровых людей возбудителей. БАЦИЛЛОНОСИТЕЛЬ, в медицине — внешне здоровый человек, в чьем организме содержится возбудитель болезни, который не поражает его, но может передаваться другим людям. Бациллоносителей трудно выявить; часто они сами не подозревают о том, что являются переносчиками инфекции
Слайд 6
Схема передачи возбудителей болезни
Слайд 7
иммунитет Иммунитет (лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо) — невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям и инвазиям чужеродных организмов (в том числе — болезнетворных микроорганизмов), а также воздействию чужеродных веществ, обладающих антигенными свойствами. Антиген (англ. antigen от antibody-generating — «производитель антител») — это любая молекула, которая специфично связывается с антителом. Антитела́ белки сыворотки крови и других биологических жидкостей, которые синтезируются в ответ на введение антигена и обладают способностью специфически взаимодействовать с антигеном, вызвавшим их образование, или с изолированной детерминантной группой этого антигена ( гаптеном ). Иммунная реакция организма — это взаимодействие антигена с антителом.
Слайд 8
Дизентерия. Возбудитель болезни — дизентерийная палочка . В процессе жизнедеятельности она выделяет токсин, который вызывает общее отравление организма. Источники дизентерии — больные люди или бациллоносители. Заражение происходит через грязные руки, инфицированные предметы и пищевые продукты. Разносчиками дизентерии являются мухи.
Слайд 9
Инфекционный (эпидемический) гепатит — болезнь Боткина. Возбудитель болезни Боткина — особый вид фильтрующегося вируса. Он поражает печень и находится в крови, желчи и испражнениях больного человека. Заражение здорового человека может происходить : через желудочно-кишечный тракт (с водой и пищевыми продуктами), а также через кровь (при использовании плохо стерилизованного шприца, при переливании крови, не прошедшей контроль, во время операции, через иглу наркомана).
Слайд 10
Пищевые токсикоинфекции Они вызываются группой микробов: стафилококками, стрептококками , сальмонеллами. Все они выделяют сильнейшие отравляющие вещества, которые попадают в кровь и разносятся по всему организму. Источниками инфекций обычно бывают больные люди и бациллоносители, а также мышевидные грызуны, гуси, утки. Возбудители передаются через пищевые продукты: мясо, яйца, молоко, молочные продукты.
Слайд 11
Грипп Это типичный представитель острых респираторных вирусных инфекций, одно из самых массовых инфекционных заболеваний. Возбудителями инфекции служит целая разновидность фильтрующихся вирусов. Источник заболевания — больной человек. Заражение происходит воздушно-капельным путем при кашле, чихании, разговоре
Слайд 12
Дифтерия Возбудителем болезни служит палочка , отличающаяся большой устойчивостью во внешней среде и выделяющая очень сильное ядовитое вещество. Источниками болезни являются больной человек или бациллоноситель. Заражение чаще всего происходит воздушно-капельным путем при чихании и разговоре, но не исключено и заражение через книги, игрушки, а также продукты питания.
Слайд 13
Краснуха Возбудитель инфекции — фильтрующийся вирус, имеющий сходство с коревым. Источник инфекции — больной человек. Путь передачи воздушно-капельный. Заражение происходит при близком контакте с больным
Слайд 14
Скарлатина Во всех случаях заболеваний из зева больного высевают гемолитический стрептококк. Микроб выделяет очень сильное ядовитое вещество , которое оказывает общее разрушительное воздействие на организм и определяет течение заболевания. Заболевание передается от больного человека или бациллоносителя здоровому воздушно-капельным путем. Заражение может происходить косвенным путем: через продукты питания , одежду, игрушки, книги, белье и другие предметы .
Слайд 15
Свинка (эпидемический паротит) Источник инфекции — больной человек или бациллоноситель. Заражение происходит воздушно-капельным путем при близком контакте с больным человеком. Вирус фильтруется через все биологические мембраны.
Слайд 16
Профилактика инфекционных заболеваний Изоляция больных Наблюдение за контактами больных Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил Проведение профилактических вакцинаций Соблюдение правил личной гигиены
Слайд 17
Используемая литература и сайты http://forum-diacom.com/viewto… http://onlineway.ru/index.php … http://www.epidemiolog.ru/prof http://900igr.net/kartinki/med… http://www.doribax.ru/v-altajs… Учебник ОБЖ для 10 кл .,( Авторы – В.Н.Латчук , В.В.Марков, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский )изд. Дрофа