симптомы, причины, лечение и профилактика. Особенности неврозов в подростковом возрасте
Неврозы – это чаще всего неглубокие расстройства психики, которые возникают из-за воздействия на личность разного рода психологических травм. На сегодняшний день с неврозами столкнулось примерно 3-20% населения планеты. Чаще всего от неврозов в подростковом возрасте страдают девочки – примерно в трети случаев.
Из-за невроза происходит расстройство системы отношений, которое больше всего сказывается на отношении к себе. Подросток может иметь или слишком заниженную самооценку или же противоречивую. Также большую роль в развитии проблемы играют конфликты личностного характера.
В случае с подростками крайне отрицательно на психологическом здоровье сказываются конфликты в семье. У одних детей начинает развиваться невроз, другие страдают нарушениями в поведении и влечениях.
Из-за чего происходит развитие заболевания
Есть всего две причины, которые могут спровоцировать развитие невроза у подростков. К ним относят непосредственно причины психологического характера, а также физиологического – тип нервной системы.
К особенностям нервной системы, из-за которых развивается невроз у подростков, можно отнести следующие пункты:
- Подросток слишком чувствителен или эмоционален. Такие дети очень активно реагируют на самые разные события.
- Они не могут отстоять свои интересы и чувствуют себя беззащитными.
- Страдают постоянной тревожностью. Имеют некоторые страхи и склонность к беспокойству.
- Обладают сильной впечатлительностью – могут на долгое время запоминать какие-то обиды или же неприятные ситуации.
- Наблюдается интроверсия – ребенок держит все свои переживания, эмоциональные ощущения, противоречия в себе.
- Имеют слишком высокую потребность в быстром самоутверждении.
Неврозы у подростков возникают из-за слабой нервной системы и слишком высокой психоэмоциональной нагрузки. Причины психологического характера чаще всего проявляют себя во время кризиса в возрасте. В случае с подростками это возраст от 12 до 16 лет. В этом случае, кроме возможных, полученных ранее психологических травм, начинают давать о себе знать постоянные перепады настроения, гормональная перестройка, слишком частые депрессии по пустякам.
Симптомы невроза в пубертатном возрасте
К основным признакам невроза можно отнести следующие моменты в поведении:
- Постоянная раздражительность и резкие перепады настроения.
- Подростки становятся очень уязвимыми, ранимыми, чувствительными. Если ребенок будет скрывать все это, как дополнение, появится более серьезный симптом – интроверсия.
- Симптомами невроза у подростков в большинстве случаев является сильно угнетенное настроение и частые депрессии.
- Возникают разнообразные фобии или страхи.
- У подростка, больного неврозом, частыми будут истерики, которые могут проявляться самыми разными способами.
Виды невротического расстройства
По симптомам неврозы у детей и подростков бывают нескольких видов. Правильно определив форму этого заболевания, можно назначить подходящее лечение. Поэтому в случае невротического расстройства необходимо обратиться за помощью к специалисту.
Неврастения
Заболевание проявляется очень сильной и быстрой утомляемостью. Подросток постоянно чувствует себя уставшим, снижается работоспособность, он очень раздражен, не может получить удовольствие от ранее любимого занятия, чувствует внутреннее напряжение, страдает головными болями, частым головокружением, со временем появляются проблемы со сном. При наличии неврастении в несколько раз усиливается умственное напряжение, ребенок не может сконцентрировать на чем-то определенном свое внимание, постоянно возникают ассоциации или воспоминания, которые отвлекают.
Есть и другой тип проявления неврастении. Она проявляется в виде сильной физической слабости. При любой нагрузке возникает истощение, появляются боли в мышцах и подросток не может полноценно расслабиться. Основой данного вида невроза принято считать конфликт психологического характера. Возникает противоречие между тем, что может сделать на самом деле ребенок, и слишком высокими требованиями к самому себе.
Невроз навязчивых состояний
Заболевание характеризуется постоянным навязчивым состоянием. У подростка внезапно возникают самые разные мысли, воспоминания, сомнения, страхи, представления, которые совершенно не связаны с событиями и мыслями, присутствующими в данный момент. В связи с этим ребенок воспринимает их как эмоционально неприятные, но при этом подсознание выдает их за собственные. При этом больной начинает активно бороться с ними. Иногда подросток придумывает целые ритуалы, которые, по его мнению, помогают защититься от как бы неудач или неприятностей.
Главным психологическим фактором в данной ситуации можно назвать, с одной стороны, противоречия между потребностями ребенка внутреннего характера, а с другой стороны, конфликты между нравственными принципами.
Невроз истерического типа
Истерический невроз может иметь самые разные признаки, которые будут отличаться между собой в зависимости от ситуации.
- К психическим симптомам относят: страхи, потерю воспоминаний, проявления ипохондрического характера.
- Моторные: нарушения в движении и походке, мутизм, паралич, парез, припадки судорог, гиперкинез.
- Сенсорные: глухота, слепота, гиперестезия или гипостезия.
- Вегетативно-соматические: нарушения в работе сердечной и дыхательной системы, расстройства сексуального характера, проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Редко можно встретить ситуации, когда из-за конфликта возникает истерический припадок, который происходит непосредственно в присутствии «обидчика». Во время припадка подросток может совершать движения, напоминающие судороги, также плакать или громко кричать. Чаще всего подобное встречается у личностей истероидного типа.
Депрессивный невроз
В этом случае подросток хочет и делает все возможное, чтобы уединиться. При этом постоянно присутствует депрессия, подавленное настроение. В таком состоянии подросток способен на необдуманные действия.
Невроз ипохондрического характера
Возникает из-за сильного страха у подростка заболеть какой-либо болезнью. Лечить невроз в подростковом возрасте обязательно нужно комплексно. Также важно учитывать разные факторы: психологическое состояние, физиологические признаки заболевания.
Лечение неврозов у подростков
Лечить заболевание необходимо с помощью следующих специалистов:
- Невролог. Он поможет вылечить именно нарушения неврологического характера. Если будет необходимость, назначит специальные успокаивающие препараты, проведет нужную диагностику.
- Детский и семейный психолог. Поможет восстановить психологическое здоровье подростка и благоприятный климат в семье, выберет максимально подходящую в каждом индивидуальном случае модель воспитания ребенка.
- Психотерапевт для психотерапии неврозов у подростков. Этот доктор лечит навязчивые состояния, может провести при необходимости несколько сеансов гипноза. В лечении подросткового невроза именно психотерапевт играет самую важную роль.
- Иные специалисты узкого профиля. Возможно, понадобится проконсультироваться у психиатра или эндокринолога. Лечить невроз можно с помощью иглотерапевта, массажиста, рефлексотерапевта.
Если подойти к лечению подросткового невроза комплексно, то можно полностью избавиться от всех присутствующих симптомов. Но стоит всегда помнить, что уязвимость нервной системы – это свойство, которое будет преследовать ребенка на протяжении всей его жизни. Психотерапия неврозов у детей и подростков позволяет эффективно избавиться от этого недуга.
Профилактика невроза
Огромную роль играют профилактические меры по отношению к неврозам в юном возрасте. Чтобы симптомы и лечение невроза у подростка не стали частью его жизни, необходимо предотвратить появление этого недуга. Важную роль в этой ситуации должны выполнять родители. Чтобы сделать максимально крепким психическое здоровье вашего ребенка, необходимо всегда стараться соблюдать следующие, очень простые рекомендации.
- У подростка должен быть максимально четко сформированный режим дня. Благодаря этому получится стабилизировать работу неуравновешенной нервной системы.
- Стоит внимательно следить за нагрузкой на ребенка. Если вы только заметили первые симптомы неврологического расстройства, стоит немедленно обратиться за консультацией к неврологу. Он поможет подобрать специальный поддерживающий курс лечения. Также стоит обсудить вопрос с педагогами, чтобы немного уменьшить ежедневную нагрузку на подростка.
- Обязательно следите за тем, чтобы ребенок занимался посильным видом спорта или выполнял простые упражнения. Это позволит быстро снять напряжение психологического характера.
- Если в вашей семье есть психологические проблемы, то не стоит откладывать визит к семейному психологу.
- Если есть возможность, пускай ребенок посещает детского психолога. Также подберите несколько вариантов борьбы со стрессом. Это может быть сказко-, арт- или игротерапия.
- Желательно пользоваться в домашних условиях подручными средствами релаксации. С подростками можно заниматься йогой. Это позволит расслабиться и снять нервное напряжение.
Как в своей книге утверждает Александр Захаров, неврозы у детей и подростков гораздо проще предупредить, чем потом вылечить. Конечно, шансы на полное выздоровление есть, особенно если вовремя обратиться к специалистам за помощью.
Невроз у подростков
Невроз у подростков – это патологический процесс, который возникает при активной реакции на стрессовую ситуацию. Патологический процесс характеризуется выраженной симптоматикой, при возникновении которой рекомендовано назначать соответствующее лечение с применением медикаментозных препаратов.
Причины болезни
Неврозы у детей и подростков развиваются на фоне воздействия разнообразных провоцирующих факторов. Возникновение патологии наблюдается наиболее часто при конфликте с родителями. В группе риска находятся дети, которые проживают в неблагоприятной семейной ситуации.
Главная проблема заключается в том, что подросток не может полноценно воспринимать жизненные ситуации, которые наблюдаются в социуме. Если ребенок теряет одного из близких родственников, то это приводит к возникновению невроза. Патологический процесс развивается у пациентов при появлении второго ребенка в семье. Неврозы появляются при первой любви.
Неврозы у подростков возникают при нервных перенапряжениях и стрессовых ситуациях, поэтому их рекомендуется исключать из жизни ребенка.
Симптоматика болезни
При появлении невроза у подростков наблюдается соответствующая симптоматика. Пациент жалуется на появление головной боли без каких-либо причин. Патологический процесс сопровождается головокружением. Пациенты могут говорить о возникновении болезненности в области сердца или живота. В период протекания невроза наблюдаются проблемы со сном, поэтому пациент часто пробуждается.
Неврозы у подростков сопровождаются постоянной раздражительностью. Больные говорят о появлении слабости и чрезмерной утомляемости даже при выполнении привычных дел.
Ребенок не может длительный период заниматься одним и тем же делом. При заболевании у детей появляются проблемы с учебой, так как они не могут потянуть стандартную программу. Подростки неуверенны в собственных силах. Большинство пациентов имеет низкую самооценку.
В период протекания патологического процесса больной становится плаксивым. У пациентов наблюдают панику. При заболевании ребенок может отказываться принимать пищу. Неврозы у подростков сопровождаются депрессивным состоянием. Патология сопровождается повышением артериального давления. При болезни может колебаться частота пульса.
Симптомы невроза у подростков проявляются гипергидрозом, при котором наблюдается увеличение потоотделения. Патологический процесс сопровождается тахикардией. При заболевании у пациентов наблюдается появление чувства дурноты. Частым симптомом болезни является тахикардия. Во время протекания патологии у детей диагностируют спазмы в кишечнике. У детей при заболевании наблюдается покраснение кожи.
Неврозы характеризуются наличием ярко выраженной симптоматики, при возникновении которой пациенту рекомендовано проконсультироваться с доктором. Только специалист после проведения соответствующих диагностических мероприятий сможет назначить соответствующую терапию.
Особенности лечения
Терапия невроза у подростков заключается в применении медикаментозных препаратов, с помощью которых обеспечивается устранение неприятной симптоматики болезни и борьба с причинами ее появления.
Если заболевание сопровождается бессонницей, то принимается Валериана П. Препарат характеризуется успокоительным воздействием на нервную систему. Прием медикамента при подростковом неврозе проводится в вечернее время перед сном.
Основным компонентом медикамента является валериана лекарственная. Прием препарата должен проводиться 2-3 раза в сутки. Одноразовая доза препарата составляет от 2 до 3 таблетки.
Если у подростка при неврозе наблюдается бессилие и ухудшается настроение, то рекомендовано принимать Левзею П. Лекарственное средство разработано на основе левзеи сафлоровидной. Эта трава применяется для борьбы со стрессовыми ситуациями, физическими и психоэмоцианальными перегрузками.
Препарат характеризуется наличием стимулирующего и тонизирующего действия. Лечение неврозов у подростков проводится с применением медикамента благодаря наличию адаптогенного действия. Прием препарата разрешается пациентам, возраст которых составляет более 12 лет.
Производство лекарства осуществляется в виде таблеток, которые нужно принимать во время еды. При заболевании одноразовая дозировка медикамента составляет 2-3 таблетки.
Для поддержки психического здоровья пациента рекомендовано применение препаратов растительного происхождения. При неврозе у подростка ему прописывают пустырник П. Лекарство характеризуется наличием седативных свойств. В период его применения наблюдается замедление ритма сердечных сокращений, а также снижение артериального давления.
При подростковом неврозе рекомендовано использование Невро-Вита. Лекарство разработано на основе валерианы, пустырника, синюхи голубой, мелиссы.
С помощью лекарственного средства обеспечивается борьба с нарушением сна и де6прессивными состояниями. Прием препарата рекомендован подросткам, возрастом более 12 лет. Пить таблетки нужно во время еды по 1-2 штуки. Пациентам рекомендован трехкратный прием препарата.
В период протекания подросткового невроза рекомендуется использовать психотерапию и аутогенную тренировку. Перед проведением лечения психотерапевт определяет причину патологического процесса. Это позволит ему разработать действенную схему лечения, которая направляется на устранение причин болезни. Лечение проводится с помощью дозированных физических нагрузок.
Лечение невроза должно быть комплексным. Доктор подбирает препараты и методики в соответствии с индивидуальными особенностями пациента и степенью тяжести протекания болезни.
Народная медицина
Для облегчения состояния пациента при подростковом неврозе и устранения причин его развития рекомендовано использовать средства народной медицины. Лекарства характеризуются высоким уровнем эффективности, что предоставляет возможность их применения для широкого круга пациентов. Препараты готовятся на основе:
- Меда. Берется 60 грамм свежего продукта и разводится в половине литра воды, которая предварительно закипячивается и остужается до комнатной температуры. Принимать лекарство рекомендуется 4 раза в день по 150 миллилитров. Благодаря медикаменту обеспечивается улучшение самочувствия и стабилизация сна. Для достижения стойкого результата рекомендуется использовать лекарство не менее недели.
- Душицы. Для лечения заболевания рекомендуется использовать настой из этого растения. Берется несколько столовых ложек предварительно высушенной и измельченной наземной части травы. Она заливается 0,5 литрами кипятка и настаивается 1 час. После процеживания медикамента его применяют для приема внутрь. Пациенту нужно пить настой три раза в день по 100 миллилитров. Лекарственное средство характеризуется наличием успокаивающих свойств.
- Герани. Если при патологическом процессе у подростка наблюдается бессонница или повышается артериальное давление, то ему рекомендуется использовать лекарство на основе данного растения. С помощью медикамента проводится эффективная борьба с раздражительностью. Этот комнатный цветок достаточно будет поставить в доме. В соответствии с проведенными исследованиями было доказано, что при ежедневном вдыхании ароматов герани состояние пациента улучшается. По истечению двух недель наблюдается нормализация сна, укрепление нервной системы и стойкое снижение артериального давления.
- Валерианы. Готовится лекарство на основе сухих и измельченных корней растения. Берется столовая ложка сырья и заливается 250 миллилитрами кипятка. Средство устанавливается на огонь и доводится до кипения. По истечению нескольких минут средство снимается с огня и оставляется на 20 минут настаиваться. После процеживания лекарство принимается внутрь по 100 миллилитров трижды в день. Пациентам рекомендуется принимать препарат через 30 минут после еды. Принимать лекарственное средство рекомендуется, если невроз возник на фоне умственного переутомления. Медикамент способен устранять головные боли, которые часто сопровождают заболевание. Его рекомендуется использовать для борьбы с не6врозом.
Невроз – это патологическое состояние, которое зачастую развивается у подростков и детей школьного возраста. У детей часто возникает невроз навязчивых состояний. Это объясняется тем, что в этот период жизни наблюдается становление личности, поэтому ребенок зачастую конфликтует со сверстниками и родителями. Патологический процесс имеет ярко выраженную симптоматику.
При возникновении первых признаков заболевания пациенту рекомендуется обратиться за помощью к доктору, который после проведения соответствующей диагностики назначит действенное лечение. Для борьбы с патологией могут использоваться традиционные препараты или средства народной медицины.
Неврозы у подростков
Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.
Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
- «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
- выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
- избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
- навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
- озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.
Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.
Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
- Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
- Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
- Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
- Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».
Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
- Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
- В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
- Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
- Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.
Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
- Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
- Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
- Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.
- Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
- Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.
- Научиться правильно жить активной жизнью.
Как помочь подростку?
Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.
Школьный невроз у подростков. – клиника «Семейный доктор».
Неврозом у подростков называют полностью обратимое психическое расстройство, вызванное нарушением высшей нервной деятельности, которое проявляется определенными симптомами (тревожность, страхи, перепады настроения, депрессии и др.).
Школьный невроз — одна из форм невроза страха. Физиологические признаки школьного невроза:
- Тики на нервной почве.
- Нарушение аппетита.
- Нарушение сна: сонливость в течение дня, а ночью — бессонница. Часто сопровождается ночными кошмарами.
- Головокружение, регулярные головные боли.
- Спазматические болевые ощущения.
- Нарушение работы желудочно-кишечного тракта: запоры, диарея.
- Перед занятием потеют ладони, учащается сердцебиение, нет возможности сконцентрироваться.
Психологические проявления школьного невроза:
- Резкие перепады настроения.
- Раздражительность и агрессивное поведение.
- Повышенная уязвимость, ранимость.
- Состояние подавленности.
- Истерики.
При обнаружении у своего ребенка минимум пяти перечисленных симптомов, родителям необходимо принять соответствующие меры и обратиться к специалисту.
Склонностью к школьным неврозам обладают:
- впечатлительные, чувствительные дети;
- учащиеся с высокой потребностью в самоутверждении;
- интроверты.
Существуют определенные условия психологического и физиологического характера, способствующие формированию подросткового невроза:
- генетические: характерные личностные особенности отмечаются у представителей различных поколений;
- церебрально-органические: некоторые незначительные нарушения мозговой деятельности в результате патологии беременности и родов;
- психосоциальные: напряженные семейные взаимоотношения, определенное воспитание, психоэмоциональные стрессы;
- неподходящая система обучения: повышенная нагрузка в специализированных школах, непомерное количество дополнительных занятий.
Регулярные капризы, страхи, неусидчивость, агрессивное поведение и тому подобное в раннем детстве также указывают на наличие у детей неврозов.
Появлению неврозов в подростковом возрасте (12-16 лет) способствует гормональная перестройка организма с постоянными сменами настроения. Насколько распространены неврозы среди учащихся трудно сказать поскольку далеко не все родители прибегают к помощи специалистов. С уверенностью можно сказать, что количество обращений растет с каждым годом.
Часто родители сами провоцируют у подрастающего чада школьный невроз. Слишком строгие наказания, конфликтные взаимоотношения, завышенные требования, неустойчивость стиля родительского воспитания, ограничения самостоятельности и ответственности. Школьная атмосфера и поведение учителя также отражаются на психоэмоциональном состоянии ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командный тон, информационная перегрузка, нервозность учителя ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников негативные эмоции и ощущение чрезмерного психологического давления.
Лечение и профилактика школьного невроза
Прежде всего родителям необходимо проанализировать режим дня, адекватность нагрузок, наличие отдыха и физкультуры в расписании подростка. Также близким подростка рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
1. Наличие эмоциональной связи с подростком.
2. Сопоставимость родительских ожиданий и реальных возможностей их ребенка.
3. Анализ модели воспитания, возможно в ней присутствуют чрезмерные властность и принципиальность, или гиперопека, или вседозволенность.
Если школьный невроз возник на фоне гармоничных семейных отношений, необходимо проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить церебрально-органические факторы и поддержать работу нервной системы. На консультациях психолога можно обучиться технике психосоматического расслабления и освоить метод свободных и направленных визуализаций для ментального расслабления, что поможет старшекласснику освоить навыки самопомощи, повысить стрессоустойчивость и лучше справляться со школьным стрессом.
Важно помнить, что соматизация психоэмоциональных нагрузок говорит о том, что растущему организму нужна помощь.
Информацию для Вас подготовила:
Кашина Вероника Александровна, детский психолог. Ведет прием в Детском корпусе клиники на Усачева.
Неврастения у подростков. Причины неврастении.
Причины неврастении. Наиболее частой причиной бывает срыв при попытке выполнить непосильную задачу с субъективно тягостным отказом от заманчивой цели. Уход в болезнь служит оправданием для такого отказа для самого себя. Роль «переутомления», на которое обычно ссылаются, весьма условна — это скорее перенапряжение, чем переутомление,— обычный отдых не восстанавливает сил. Если же ценой невероятных усилий цель все же бывает достигнута (например, удалось пройти по конкурсу в престижное учебное заведение), то неврастения не развивается, несмотря на крайнее утомление. Зато она часто возникает, когда «поступили не туда, куда хотели».
Наиболее частыми «поставщиками» неврастении бывают подростки с астеноневротической и лабильной акцентуациями характера. Но иногда неврастеническую реакцию можно увидеть при других акцентуациях, даже при гипертимной (например, при вынужденном ограничении активности и контактов). Неврастеническая реакция может развиваться даже у конформных подростков, когда они чувствуют себя не на высоте по сравнению с принятыми у сверстников стандартами.
Причины обсессивно-фобического невроза. Здесь психогенез состоит в конфликте между чрезмерно высокими, невыполнимыми в обыденной жизни требованиями (прежде всего к самому себе) и невозможностью их претворить на деле. Невроз возникает при ударе по чувству долга, ответственности, морали. Наиболее предрасположенными являются психастеническая и сенситивная акцентуации характера.
Как известно, психогенез обсессий и фобий со времен 3. Фрейда служит одной из излюбленных тем для психоаналитических толкований. Навязчивости рассматриваются как «субституция», т. е. замена символическими действиями реальных поступков или движений, которые больной не хочет, стыдится или боится совершить. За всем этим якобы стоит инфантильная сексуальность.
Например, с такой точки зрения, навязчивое мытье рук — это символическое очищение от греха, которым чаще всего является онанизм.
И. П. Павлов видел в навязчивости образование инертных, патологически устойчивых, не поддающихся угашению условных рефлексов. Такие рефлексы, несомненно, являются тем элементарным физиологическим механизмом, по которому навязчивости формируются. Однако для психотерапии навязчивости нуждаются не только в физиологическом, но и в содержательном, психогенетическом анализе [Мясищев В. Н., 1960]. Тот же пример с навязчивым мытьем рук и онанизмом у подростка может быть понят без психоаналитической «субституции». После мастурбации подросток опасается, что запах спермы может его выдать. Мытье рук вследствие этого падает на момент наибольшего обострения угрызений совести, самоукоров, т. е. на момент наивысшего напряжения отрицательной эмоции. Это напряженне постепенно спадает само по себе.
Здесь может возникнуть условнорефлекторная связь — определенное действие и снятие тягостного напряжения. Навязчивое мытье рук может возникнуть, конечно, не только в связи с онанизмом, но и из опасения заражения. И наоборот, даже при тяжелой личностной реакции на онанизм далеко не всегда появляется навязчивое мытье рук.
Таким образом, между навязчивостью как симптомом и психогенным фактором нет жесткой связи, как это следует из психоаналитической теории.
Причины истерического невроза. Основой здесь является конфликт иного рода: столкновение высокого уровня притязаний и невозможности его достигнуть при отсутствии всякого намерения отказаться от престижной цели. При этом вина за неудачу всегда перекладывается на других, реальные трудности и свои возможности критически не оцениваются.
В современной патопсихологической литературе распространялось иное суждение: якобы истерической личности присущ низкий уровень притязаний, а психастеникам, наоборот, высокий. Это заключение строится на основании результатов одного довольно примитивного теста, претендующего на определение уровня притязаний. Возможно, что истероид при выполнении этого теста стремится облегчить себе работу, как он обычно и поступает в реальной жизни, а психастеник относится к его выполнению со свойственным ему высоким чувством ответственности. Клинический опыт, во всяком случае, полностью расходится с результатами этого теста.
Как указывалось, истерический невроз развивается не только на почве истероидной акцентуации, но и в тех случаях, когда истероидные черты дополняют другие типы (лабильно-истероидная, эпилептоидно-истероидная, шизоидно-истероидная, гипертимно-истероидная акцентуации характера). Присоединение этих черт нередко бывает следствием неправильного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции («кумир семьи»).
Лечение и профилактика
Главное средство лечения неврозов — психотерапия. Лекарства всегда имеют только вспомогательное значение. С их помощью можно снять эмоциональное напряжение, раздражительность, возбудимость.
Транквилизаторы (тазепам, элениум, мепробамат и др.) могут быть использованы при неврастении, реже при обсессивно-фобическом неврозе и менее всего при истерии.
Цель психотерапии — разрешить конфликтную ситуацию наиболее рациональным путем. Психотерапия у подростка всегда начинается с установления индивидуального контакта. Эта задача облегчается, если учитывается тип акцентуации характера [Лично А. Е., Богдановская Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., 1973]. Далее необходимо выяснить сущность конфликта. После этого приступают к разрешению конфликтной ситуации, используя для этого как индивидуальную, так и семейную, а иногда и групповую психотерапию. Разрешение конфликта может достигаться разными путями: обесцениванием недостижимой цели, созданием новых, заманчивых, но реальных перспектив, отысканием интересных форм деятельности, способных отвлечь от невыполнимых задач и направить притязания по коллатеральному пути.
Приемы, которыми решаются эти психотерапевтические задачи, и особенности использования разных психотерапевтических методов в подростковом возрасте изложены в первой части книги (гл. VII).
Помимо психотерапии необходимо обратить внимание на оздоровление условий жизни — гигиенический режим, достаточный отдых, чередование физических и умственных занятий. Спорт особенно показан при обсессивно-фобическом неврозе, причем начинать надо с таких видов, которые не требуют ловкости, контакта с товарищами в игре, не «истязают» чувства ответственности, т. е. с бега, прыжков, лыж, велосипеда, гимнастики с постепенным переходом к спортивными играм.
Лечение неврозов у подростков, как правило, должно осуществляться амбулаторно или с использованием режима частичной госпитализации (ночной профилакторий, дневной стационар). Стационарное лечение, особенно длительное, нерационально — подросток, страдающий неврозом, должен продолжать учиться или работать.
Создание специальных отделений санаторного типа для подростков [Драпкин Б. 3., 1976] оправдано, когда пребывание в них не ограничивается лечением, отдыхом и организованными развлечениями, а сопряжено с продолжением учебы и необходимостью нести определенные трудовые обязанности (самообслуживание, работа в мастерских и т. п.).
Профилактика неврозов у подростков, помимо общего оздоровления режима, состоит в том, чтобы научить подростка избегать действия тех психогенных факторов, в отношении которых при его типе акцентуации характера уязвимость наиболее высока.
Решающее значение имеет также ситуация в семье — в гармоничных семьях неврозов у подростков встречать практически не приходится.
энурез – предыдущая | следующая – степень тяжести
Подростковая психиатрия. Содержание.
Неврозы в подростковом возрасте. Особенности неврозов.
Особенности неврозов в подростковом возрасте
Заболеваемость неврозами в подростковом возрасте значительно меньше, чем в детстве, а относительно высокая болезненность ими (около 15 % состоящих на учете в психоневрологических диспансерах) создается за счет тех подростков, которые страдают неврозами с детства. Может вызвать удивление, что период полового созревания, «пубертатного криза» не дает резкого возрастания заболеваемости неврозами. Вероятно, дело в том, что в этом возрасте обнаруживается склонность к «замене» невротических вегетативных и моторных симптомов нарушениями поведения. Те же самые психогенные факторы, что у детей и взрослых, вызывают невроз, хотя и различный по картине проявлений, у подростков, в период становления характера, ведут к девиантному поведению.
В подростковом возрасте различают те же формы, что и у взрослых: неврастению, истерический и обсессивно-фобический неврозы. В отношении картины неврозов этот возраст несомненно ближе к взрослому, чем к детскому, когда приходится встречать еще малодифференцированные формы.
Отличие от взрослых состоит в некоторых особенностях психогенных факторов и психогенеза, отражающих специфику подросткового возраста (например, реакцию эмансипации), а также в более отчетливой связи отдельных форм неврозов с определенными типами акцентуаций характера.
Неврастения
Неврастения является наиболее распространенной формой невроза у подростков. Чаще развивается у представителей астеноневротического и лабильного типов акцентуации характера Ее основные симптомы у подростков те же, что и у взрослых. Повышенная утомляемость, особенно при умственном напряжении, волнующей обстановке, сочетается с раздражительностью, усиливающейся при усталости. Отсюда психологической защитой становится стремление оградить себя от физической и психической нагрузки [Сметанников П. Г., 1981]. Наблюдаются также нарушения сна, головные боли, сниженное настроение и склонность к ипохондрии.
Так же, как у взрослых, можно выделить два типа неврастении — гиперстенический и астеноипохондрический.
Гиперстенический тип. Ведущим симптомом является крайняя раздражительность, которая усиливается при утомлении, в напряженной обстановке. Вспышки раздражения возникают от ничтожных поводов и нередко завершаются слезами и раскаянием. Они могут быть адресованы как родным и близким, так и совершенно случайным, незнакомым людям, как взрослым, так и сверстникам.
Возбудимость проявляется также в непереносимости шума, реже яркого света и резких запахов. О выраженной вегетативной лабильности можно судить по колебаниям частоты пульса, величины артериального давления, игре вазомоторов. Иногда вегетативные реакции достигают уровня кризов, напоминающих диэнцефальные — с резкой тахикардией, обильным потом, то покраснением, то побледнением кожных покровов, с кишечными спазмами, головокружениями, чувством дурноты и т. п. Обычно такие приступы следуют за сильным волнением. У девочек они чаще случаются во время месячных.
Нарушения сна проявляются трудностью засыпания, иногда беспокойным сном с тяжкими сновидениями и повторными пробуждениями [Тупицын Ю. Я., 1971]. Головная боль обычно «мышечного типа» [Карвасарский Б. Д., 1980] — с чувством стягивания, сжатия, болезненностью кожи на голове. Головные боли сильнее по утрам, особенно если подросток встает позднее обычного, «отсыпаясь за прошлые дни» («воскресные утренние головные боли»). Обычны также жалобы на трудность сосредоточения во время занятий, на ухудшившуюся память.
Астеноипохондрический тип. В этих случаях на первый план выступает повышенная утомляемость, вялость, склонность то и дело искать отдых и покой. Вместо вспышек гнева раздражительность проявляется слезливостью и ламентациями. Наряду с жалобами на плохой сон, трудности засыпания, подчеркиваются отсутствие свежести после сна, вялость и сонливость в течение дня. Жалобы на головные боли обычно заслоняются массой иных соматических жалоб — на сердцебиения, перебои, неприятные ощущения в области сердца, боль в области сердечного толчка, схватки в животе, тупые и неясные боли в разных частях тела. Сердце чаще всего остается центром ипохондрических переживаний при неврастении у подростков, особенно у мальчиков. Возможно, подоплекой этого являются особенности роста — физиологическое отставание увеличения размеров сердца от роста всего тела. У девочек не менее часто встречаются ипохондрические жалобы на функцию желудочно- кишечного тракта. Как правило, отмечают снижение настроения, но в отличие от эндогенных и реактивных депрессий внешне снижение настроения проявляется мало.
Течение. Неврастения обычно протекает длительно — месяцами и годами с периодами значительного улучшения до полного практического выздоровления и новыми ухудшениями под влиянием психических травм и трудных напряженных ситуаций. Тем не менее в большинстве случаев не происходит неуклонно прогрессирующего ухудшения и поэтому нет нужды говорить о «невротическом развитии». При правильном лечении и благоприятных условиях даже весьма затянувшиеся нарушения постепенно к концу пубертатного периода могут пройти.
Дифференциальный диагноз. Прежде всего необходимо исключить хронические соматические заболевания, нередко сопровождающиеся неврозоподобным синдромом (хронический холецистит, спастический колит, хроническая пневмония, бронхиальная астма и др.), а также церебрастению после черепно-мозговых травм и как последствие мозговых инфекций и интоксикации. Следует иметь в виду, что черепно-мозговые травмы подростки иногда скрывают от родителей. При церебрастении головные боли чаще бывают сосудистого типа (с ощущением пульсации в голове), сочетаются с головокружениями, плохо переносятся езда на транспорте, качели, жара и духота, изменения погоды с резкими колебаниями атмосферного давления.
Критерии для дифференциального диагноза с астеноипохондрическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизофрении излагаются более подробно в гл. XV. Наводить на мысль о ней может отсутствие явных психогенных факторов предшествующих болезни, наличие же их не исключает провокации ими вялотекущей шизофрении. В дальнейшем при последней постепенно обрисовываются необычная вычурность в описании ипохондрических переживаний, жалобы на затруднения мышления, а не только на плохую память и невозможность сосредоточить внимание, а также отгороженность от сверстников и равнодушие и даже неприязнь к близким. Отличия от ипохондрического эквивалента депрессий не всегда отчетливы. При депрессиях более видны внешние проявления снижения настроения и нет выраженной вегетативной лабильности.
профилактика алкоголизма – предыдущая | следующая – обсессии
Подростковая психиатрия. Содержание.
как протекают? Как проходит лечение?
Невроз у подростков это поверхностное психическое расстройство, которое при интенсивной профилактике можно полностью устранить, расстройство как утверждают врачи является нарушение работы высшей нервной активности, которое проявляет себя в аффективном расстройстве.
У подростка наблюдается склонность к появлению необоснованных страхов, тревогой, перепадами в настроении, раздражительностью.
Трудно дать оценку на сколько распространено это явление среди подростков, ввиду того что не каждый родитель вовремя обращается к медикам для получения помощи. Из всех юношей, находящихся под надзором в психических диспансерах, около 15% страдают неврозом. Данная тенденция увеличивается с каждым годом.
Причины
Невроз формируется из-за определенных психологических, и физиологических воздействий извне, (отношение в семье, тип нервной системы ребенка). У многих болезнь развивается еще в период несознательного возраста, это проявляется главным образом в виде изменения в поведении, капризы, беспричинная истерия, упрямство, боязнь предметов и др.
В наше время созданы все условия для развития недуга у подростков, резко возросло количество разводов в семьях, что и дает толчок к развитию расстройства у подрастающего поколения. Давление со стороны отчима/мачехи, трудности в учебе, давление со стороны сверстников.
Все это лишь укореняет проблемы, и становится непреодолимым барьером, ввиду накопившихся проблем, которые не в силах преодолеть ребенок, у него происходит нервный срыв.
В возрасте 12-16 лет невроз у подростков чаще всего провоцируется всплеском гормонов, что приводит к потере контроля на собой, именно в этом возрасте подростки чаще всего страдают от невроза. Немало важное значение в жизни тинэйджера определяется отношением родителей, нехватка внимания, и жестокое обращение в семье делают его замкнутым, неуверенным в себе, тем самым только прогрессируя расстройство в психике ребенка.
Излишняя критика подростка, и намеренное унижение вызывают негатив в его сознании, такой метод воспитания становится испытанием для нервной системы подростка. Нужно понимать что ребенок имеет свой нрав, характер, и особенность взглядов, для полноценного развития ему необходима поддержка родителей во всех своих начинаниях.
Первые симптомы
Выявить болезнь можно по следующим симптомам.
- Беспричинное появление боли в голове
- Головокружение
- Боль в области сердца
- Острая боль в животе
- Неуверенность/страх/боязнь
- Растерянность
Подростка в состоянии невроза часто посещают мысли о смерти, о внезапной остановки сердца, умереть во сне. Юноши при этом могут плакать, кричать, кусать губы, но через некоторое время находиться в очень приподнятом настроении, улыбаться, шутить, и так далее. Таким образом можно заметить тенденцию в перепадах настроения, смех может сменятся страхом о смерти, и наоборот. У подростков более старшего возраста имеются страхи связанные с его близким кругом общения, что будут о нем говорить его друзья, одноклассники, учителя. Но довольно часто эти процессы протекают незаметно для окружающих, в этом случае подросток остается наедине со своими проблемами.
Подросток страдающий неврозом часто имеет любимую вещь, с которой не расстается никогда, берет ее с собой на уроки, прогулки, встречи с друзьями, такая привязанность к предмету является так же верным признаком того что юноша находиться в состоянии расстройства, и его родителям следует обратится к специалистам, которые дадут рекомендации, или же составят курс лечения.
Лечение
Протекает лечение по разному, в зависимости от глубины расстройства, по времени от недель до нескольких лет. Лечение невроза у подростков почти ничем не отличается от лечения у взрослого человека, в обоих случаях это обратимое явление. Положительное действие оказывают физические упражнения, прием успокоительных, активное занятие спортом, прогулки в парках, посещать процедур психотерапии.
Так же рекомендуется принимать кальций, и витамины для общей профилактики организма, исключения составляют лишь те случаи, когда болезнь запущенна, и это наносит вред подростку. В таком случае применяются транквилизаторы, в строгой дозировке сильно действующего препарата.
Каждый случай имеет индивидуальный подход, для эффективного лечения необходимо установить причину появления невроза. В большинстве своем невроз вызван тоже причиной что и эндогенная депрессия, в таком случае как раз необходимо применять в большом количестве антидепрессантов, имеющих противотревожные действия. Эффект от лечения появляется уже в первую неделю использования, к примеру можно привести улучшение сна, снижается раздражительность. Курс приема антидепрессантов составляет один месяц, после данного времени необходимо уменьшать дозу, во избежание зависимости.
Если же причиной стало переутомление, то больному нужно сгенерировать потенциал нервной системы, прописываются лекарства, стимулирующие обмен веществ в организме, и интенсивному кровообращению, насыщению витаминами. Здесь необходимо вернутся в режим нормального сна, без которого лечение окажется бесполезным.
А если же очагом развития стали психологические причины, фобии, переживания, комплексы, то здесь необходимым для лечения невроза, является прохождение полного курса психотерапии, надо проводить с подростком занятия по психологической разгрузке состояния, учить техникам расслабления, и самообладания. Результат на лицо, человек постепенно учится сдерживать себя, контролировать свои мысли, эмоциональное состояние психики. Продумывая все наперед, и отгоняя от себя плохие мысли.
Главное в лечении это узнать причину, иначе оно будет оказывать лишь временный результат. Состояние придет в норму, но при повторной провокации со стороны раздражителя, положение пациента будет ухудшатся, что вполне вероятно приведет к более тяжелой форме болезни.
Большую роль в лечении ребенка от невроза, играют его родители, их психологическая поддержка, и мотивация становятся не последним средством в лечении данного заболевания, даже если оно протекает в тяжелой для больного форме. В любом случае вы должны всегда обращаться за квалифицированной помощью к специалистам, не стоит запускать болезнь.
Профилактика
Для профилактики существует целый комплекс мер, начинается со сбалансированного питания, в рацион должно входить достаточное количество витаминов, и кальция, для нормализации физиологического состояния юноши. Рекомендуется так же принимать в пищу еду с высоким содержанием углеводов, и должен составлять примерно половину от всего суточного рациона, такая еда содержит в себе большое количество волокон, и воды, что доставляет ощущение сытости, и снижает риск переедания больного.
Так же продукты, содержащие в себе большое количество углеводов, играют положительную роль в системе пищеварения, что в дальнейшем обезопасить ребенка от заболеваний желудка.
В пищу рекомендуется
- Фрукты/овощи
- Бобовые блюда
- Отруби
- Изделия из твердых сортов пшеницы
- Орехи
- Хлеб
Так же нужно употреблять в пищу много еды содержащей белки, нехватка белков ослабляет иммунитет, и сводит на нет функционирование нервной системы, необходимо так же употреблять жиры природного происхождения. Нужно помнить, что через мерное употребление продуктов с высокой концентрацией углеводов, и белков может навредить больному, перенасыщенность организма приведет к отвращению от еды, содержащей такое количество полезных свойств. Для профилактики проконсультируйтесь с лечащим врачом, он вам даст рекомендации для дальнейших действий.
Резюме для родителей
Невроз у подростков происходит чаще всего из-за не внимания родителей к своему ребенку, частые ссоры, и скандалы в семье так же влияют на развитие отклонений в психике подросткового ума. Во избежание таких случаев родители должны оказывать психологическую, и моральную помощь, давать возможность проявлять себя, одним словом дать возможность развиваться самостоятельно.
В условиях повышенного напряжения, и постоянного дискомфорта в семье, и происходит развитие болезни нервной системы, зачастую обделенный вниманием подросток спешит искать утешение в себе, длительные переживания, и постоянные упреки делают свое дело. Постепенно появляется раздражительность, растерянность, ничем не объяснимая злость на окружающих. Что и приводит в конечном счете к развитию невроза. В случае если родители закрывают глаза на изменение в поведение своего ребенка, болезнь начинает прогрессировать, что со временем перейдет в тяжелую форму, так же существует риск, что болезнь может перейти в хроническую.