Все причины атаксии у детей и взрослых – что делать при нарушениях координации?
Указанное явление представляет собой нервно-мышечное расстройство, которое характеризуется нарушением координации движений верхних и нижних конечностей, а также походки.
Атаксия является симптомом иных болезней, которые иногда обусловлены генетической предрасположенностью.
Симптомы нарушения координации – что может указывать на то, что координация движений нарушена?
Рассматриваемая патология характеризуется следующими проявлениями:
- Неспособностью удержать равновесие в положении стоя. Человек может шататься в разные стороны, возможны также падения. Если рассматриваемый недуг дает о себе знать исключительно в стоячей позиции, говорят о статической атаксии.
- Погрешностью в балансе (шаткость, падение на бок или назад), которые возникают во время каких-либо движений. При проявлении нарушений только на момент совершения двигательных актов доктор диагностирует динамическую атаксию.
- Тремором конечностей, который едва заметен при пребывании в спокойном состоянии. Подобное явление становится ярко-выраженным, когда человек нервничает, либо испытывает стресс.
- Нарушения речи. Больной разговаривает медленно либо слишком быстро, иногда путает порядок слов в предложении, делает ударение на каждый слог в слове. К данному симптому иногда присоединяются неконтролируемые движения глазных яблок, изменение почерка. В некоторых случаях ухудшается слух.
- Погрешности в дыхании (не всегда).
В некоторых случаях, общую картину дополняют тошнота, рвота, мигрени, головокружения.
Атаксия, как симптом – при каких патологиях может быть нарушена координация у взрослого или ребенка?
Рассматриваемое патологическое состояние относится к вторичному недугу. Оно не возникает само по себе, но является проявлением определенной болезни:
1. Нарушения в функционировании головного мозга:
- Рассеянный склероз.
- Гидроцефалия, характеризующаяся переизбытком церебральной жидкости в желудочковом секторе мозга.
- Дефекты в развитии черепной коробки и мозга: болезнь Арнольда-Киари.
- Рассеянный энцефаломиелит, а также иные патологии, возникшие вследствие распада миелина.
- Серьезные погрешности, связанные с кровоснабжением мозга.
- Сильное травмирование черепа, что повлекло за собой сбои в функционировании мозга.
- Патологические новообразования в мозжечке либо головном мозге.
- Инсульт.
2. Интоксикация организма
Имеется в виду интоксикация, которая развилась на фоне отравления тяжелыми металлами, синтетическим клеем, снотворными препаратами
Атаксия в этих случаях зачастую имеет эпизодический характер, и самоустраняется после прекращения контакта с указанными раздражителями.
3. Нарушения обмена веществ
4. Некорректная работа вестибулярного аппарата
- Периферическая вестибулопатия – воспалительные процессы в ретролабиринтных структурах, что сопровождаются ухудшением слуха, самопроизвольным регулярным движением глазных яблок.
- Лабиринтит. Помимо атаксии больной жалуется на тошноту, головную боль, повышение температуры тела. Подобные явления – следствие воспалительных реакций во внутреннем ухе.
- Опухолевые процессы в оболочках вестибулярного нерва.
5. Дефицит витамина В1, В12, Е в крови
Подобное явление – результат неправильного питания, либо следствие алкоголизма.
6. Наследственные болезни:
- Синдром Луи-Бар. Первые признаки болезни можно наблюдать уже в первые месяцы после рождения ребенка. Нарушения в работе вестибулярного аппарата ухудшаются с каждым годом, и зачастую к 10 годам жизни ребенок утрачивает способность ходить. Общая картина дополняется умственной отсталостью, слабыми защитными реакциями организма (у маленького пациента часто диагностируют воспаление легких, бронхов, синуситы). Кроме того, у таких больных есть склонность к онкозаболеваниям.
- Атаксия Фридрейха. Имеет аутосомно-доминантный тип наследования, и у семей, где есть кровные браки более высокая вероятность рождения ребенка с подобными отклонениями. Патология проявляет себя на начальной стадии нарушениями в походке. Далее, в ходе прогрессирования, присоединяется тремор конечностей, сбои в работе сердца, ухудшение слуха, патологические изменения скелета (привычные вывихи суставов, кифосколиоз и т.д.).
- Атаксия Пьера-Мари. Имеет хроническую прогрессирующую природу. Болезнь зачастую дает о себе знать после пересечения 35-летнего рубежа. К симптомам статистической и динамической атаксии присоединяются нарушения мимики, психического состояния, а также птоз, ухудшения зрения. Указанная патология имеет аутосомно-доминантное наследование.
Классификация атаксии
В зависимости от того, какая именно секция головного мозга или вестибулярного аппарата повреждена, различают несколько видов атаксии:
Сенситивная
В силу того, что дефекты локализируются в задних волокнах спинного мозга, данный тип атаксии именуют также заднестолбовым. Отличительной чертой указанного отклонения является усиление симптоматики при отсутствии зрительного контроля.
Внешне недуг проявляет себя следующим образом:
- Сильное сгибание ног в суставах при ходьбе, и опускание их на пол со всей подошвой. У пациента создается впечатление, что он шагает по мягкой поверхности, поэтому при передвижении он постоянно смотрит на свои нижние конечности.
- Нарушение чувствительности в ногах.
- Неспособность ощущать направления двигательных актов.
- Навязчивые двигательные операции пальцами.
Вестибулярная (лабиринтная)
Возникает на фоне дефектов в строении одного из компонентов, что образует вестибулярный аппарат. Основные симптомы:
- Сильное головокружение, которое может наблюдаться даже в состоянии покоя.
- Тошнота.
- Рвота.
- Непроизвольное движение глазных яблок.
- Нарушение слуха. Зачастую имеет место быть при развитии вестибулярной атаксии на фоне ушных заболеваний.
Все эти проявления стают более выраженными при смене положения тела, либо при резком повороте головой.
Причиной рассматриваемого патологического состояния являются нарушения в области лобной доли коры головного мозга. Спровоцировать данный вид атаксии могут онкозаболевания, плохое кровоснабжение мозга, абсцессы.
Характерные признаки недуга:
- Наклон, заваливание тела либо падение при поворотах.
- Шаткость при передвижении. При обширных дегенеративных изменениях больной не может ходить, и даже стоять.
- Психические расстройства в виде галлюцинаций, потери обоняния.
Мозжечковая
Представляет собой нервно-мышечное расстройство, что возникло на фоне дефектов в структуре мозжечка, при котором страдает статистическая и динамическая моторика.
Симптоматика может варьироваться, в зависимости от места расположения и параметров пораженной зоны мозжечка:
- Шаткость при перемещении, заваливание вперед или назад. Погрешности, связанные с координацией движений, усиливаются при резкой смене положения тела, а также при изменении траектории.
- Нестандартно широкий шаг.
- Речь быстрая и смазанная — либо медленная. При разговоре больной делает ударение на каждый слог.
- Изменения почерка вследствие дрожания рук. Данный симптом наблюдается при повреждении полушарий мозжечка.
- Неконтролируемые движения глазами.
Рассматриваемой состояние зачастую появляется при истерическом припадке — либо в результате сильной стрессовой ситуации.
Симптомы при нарушении координации, которые служат основанием для немедленного обращения к врачу
В скорую помощь следует звонить в срочном порядке в том случае, если нарушения моторики и динамики движений сопровождаются:
- Повышением температуры тела.
- Рвотой и тошнотой.
- Сильными головокружениями.
- Дезориентацией в пространстве.
- Галлюцинациями.
- Резким повышением артериального давления и пульса.
Один или несколько из указанных симптомов могут быть признаками инсульта, черепно-мозговой травмы, отравления организма, иных патологических состояний, которые требуют срочной госпитализации.
Диагностика и лечение нарушения координации движений у взрослого или ребенка
Для выявления рассматриваемого нервно-мышечного расстройства может применяться следующий комплекс диагностических мероприятий:
1.Беседа с доктором, в ходе которой выясняются следующие моменты:
- Время появления жалоб на проблемы с ходьбой.
- Наличие аналогичных жалоб среди ближайших родственников пациента.
- Прием сильнодействующих препаратов.
2. Осмотр у невропатолога и ЛОР-врача
3. Общий анализ крови, мочи, коагулограмма
Здесь обращают внимание на скорость оседания эритроцитов, количество лейкоцитов, уровень аминокислот в моче.
4. ДНК-тест при подозрении на наследственную атаксию
5. Концентрация витаминов группы В, Е в крови
6. Электроэнцефалография
Дает возможность выявить диффузную активность разных секций мозга, которая может варьироваться при наличии тех или иных патологий.
7. Магниторезонансная ангиография
Посредством данной методики исследуют кровеносные сосуды, которые снабжают головной мозг.
8. КТ и МРТ головы, спинного мозга
Помогает детально изучить структуру мозга, исследовать материал на наличие опухолевых образований, абсцессов, кровоизлияний.
Основной акцент в лечение атаксии делается на устранение основного заболевания.
- С целью укрепления мышечной ткани и для нормализации координации движений назначают лечебную физкультуру. Д
- ля укрепления защитных реакций организма больной проходит курс приема препаратов, содержащих иммуноглобулин.
Для лечения основного заболевания могут использоваться следующие мероприятия:
- Антибиотикотерапия при инфицировании организма.
- Переливание плазмы и гормонотерапия при недугах, что развились вследствие распада миелина.
- Витаминотерапия, введение через капельницу физрастворов, промывание желудка и кишечника, прием диуретиков при отравлении.
- Инъекции с использованием витаминов группы В при их дефиците в крови.
- Препараты, положительно влияющие на обменные процессы и на мозговое кровообращение помогают улучшить кровоток в головном мозгу. Одновременно с этим лечат гипертонические состояния.
- Хирургические манипуляции. Необходимы для ликвидации патологических новообразований, абсцессов, кровоизлияний в мозгу/мозжечке. К операционном методикам также прибегают, когда нужно обеспечить отток жидкости при гидроцефалии, либо понизить давление в черепной ямке.
При наследственных видах атаксии прогноз неблагоприятный: лечению они практически не поддаются, и с каждым годом симптоматика усиливается.
Что такое атаксия у детей, симптомы и лечение
Атаксия у детей проявляется в виде нарушения координации во время движения или выполнения каких-либо действий, и является симптомом некоторых заболеваний.
Почему бывает атаксия у ребенка?
В норме у ребенка, так же как и у взрослого, любой акт движения происходит автоматически, не вызывая при этом никаких затруднений. Регуляция такой деятельности осуществляется мозжечком, корой головного мозга, ядрами подкорки и образованиями спинного мозга.
Такие структурные образования мозжечка, как ножки (их всего три пары) осуществляют связь с остальными участками нервной системы, контролирующими координацию. Нарушение в работе любой из этих структур приводит к возникновению атаксии. Проверка правильности движения идет от рецепторов расположенных в мышечной ткани, суставах и сухожилиях. Этим путем информация и попадает в мозжечок, а затем в кору головного мозга, там она обрабатывается, и дается команда в обратном направлении, на периферию.
Атаксия может проявиться в том случае, если у малыша есть врожденные отклонения, наследственная предрасположенность, после травмы во время родов, при облучении радиоактивным веществом, после приема некоторых лекарственных средств, при воспалении печени, церебральном параличе или рассеянном склерозе, гипофункции щитовидной железы, травматических повреждениях головы, полученных после рождения. Спровоцировать атаксию может перенесенная ребенком вирусная инфекция. Нередко атаксией сопровождаются такие тяжелые заболевания, как грыжа или водянка мозга, абсцесс мозжечка.
Виды атаксии и проявления
Атаксия у ребенка может быть статическая (неспособность держать равновесие в положении стоя) и динамическая (нарушение двигательной координации).
Выделяют также атаксию:
- Мозжечковую. Проявляется неустойчивостью при стоянии или ходьбе, шаткостью походки, для малыша характерны при мозжечковой атаксии широко расставленные ноги, падение на бок. Наблюдается прерывистость или скандирование речи. В отличие от сенситивного варианта, контроль зрения при движениях не помогает. При поражении различных отделов мозжечка наблюдаются характерные отклонения. Например, полушария мозжечка отвечают за движения в конечностях, и нарушение их функционирования приводит к изменению координации рук и ног. У детей до трех лет наблюдается острая мозжечковая атаксия через несколько недель после перенесенной вирусной инфекции (например, ветряной оспы). Обычно она проходит самостоятельно и без особого лечения за несколько месяцев, но иногда может перейти в хроническую или рецидивную форму.
- Лобную. Походка у такого больного, как у пьяного, его сильно шатает и часто заносит на сторону поражения. Сочетается с другими симптомами, которые отмечаются при корковых нарушениях — снижение или отсутствие обоняния, нарушение функции запоминания, слуховые галлюцинации.
- Лабиринтную. Проявляется в неловкости при ходьбе, сопровождается тошнотой, а иногда и рвотой, головокружениями. Часто бывает нистагм или нарушение слуха. Наблюдается при поражении вестибулярного аппарата.
- Сенситивную. Поражаются пути проведения нервных импульсов. Атаксия более выражена при закрытых глазах, то есть, когда нет зрительного контроля движения.
- Психогенную. Развивается вследствие истерии, походка при таком виде атаксии причудливая и может напоминать катание на коньках или передвижение при помощи ходулей. У детей наблюдается очень редко.
Мозжечковая атаксия у детей до года определяется с трудом, поскольку в этот период происходит становление походки и ее неустойчивость объясняют именно этим фактом. Неуклюжесть и шаткость становятся заметными позднее, когда его сверстники уже уверенно двигаются и бегают.
При симптомах атаксии следует сразу обратиться к врачу для прохождения обследования и установления причины. Этот признак может сигнализировать о достаточно серьезных заболеваниях, и малейшее промедление может привести к тяжелым последствиям!
Что может сделать врач?
Для того чтобы выявить причину возникновения атаксии, ребенка отправят на исследования. Ему необходимо провести КТ и МРТ, ДНК-диагностику (при подозрении на отягощенный семейный анамнез), ЭЭГ, ультразвуковую диагностику. При необходимости берут ликвор из спинного мозга методом пункции.
Степень тяжести заболевания определяется при осмотре опытным врачом, который проводит в таком случае проверку координации движений конечностей. У детей старшего возраста можно выявить патологию следующим образом. При поражении мозжечка часто проводится пальце-носовая проба. Больного просят вытянуть руки и дотронутся по очереди указательным пальцем до кончика носа. Делается это при открытых и закрытых глазах. При нарушении структуры мозжечка пациент промахивается, а кисть или вся рука по мере приближения к носу начинает дрожать.
Показательной также является проба Шильдера. Пациент вытягивает руки при закрытых глазах вперед. Затем врач просит его поднять одну руку, а затем опустить до уровня второй, расположенной горизонтально. Если есть нарушение функции мозжечка, то рука опустится ниже.
Лечение атаксии у детей является симптоматическим, и при врожденных формах направлено, прежде всего, на двигательную и социальную реабилитацию, целью которых является научить ребенка адаптироваться к нормальной жизни.
Для улучшения мозгового кровообращения назначаются ноотропные средства, витамины группы B, массаж и лечебная физкультура, тренировки при помощи стабилометрической платформы, занятия с логопедом при нарушении речи. Полезно также у детей с атаксией применять общеукрепляющие процедуры, а при выраженной нервозности следует давать седативные препараты.
Достаточно часто атаксия у детей может проходить самостоятельно до достижения ими определенного возраста. При тяжелых и острых формах атаксии применяется введение иммуноглобулина внутривенно, лечение кортикостероидами, плазменно-обменная терапия.
На ранних стадиях развития этого симптома хорошо помогают физиотерапевтические методики.
«Неуклюжий ребенок» или синдром диспраксии у детей. (Сущева Е.М.)
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
- Задержки физического развития.
- Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
- Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
- Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
- Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
- Ребенок плохо играет в мяч.
- Имеются трудности в письме и рисовании.
- Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
- Нестабильная и вялая осанка.
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
- Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
- Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
- Обязательно соблюдать режим дня.
- Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
- Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
- Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
автор публикации: детский врач-невролог корпуса клиники на Новослободской — Сущева Е.М.
Координация у ребенка 5 лет нарушение речи. Все причины атаксии у детей и взрослых – что делать при нарушениях координации? Проблемы с координацией у ребенка
Клуб Увлеченных Мам
Наблюдая за своим ребенком, вы время от времени замечаете, что иногда он неуклюжий, словно маленький медвежонок. Так и хочется сказать ему: «Ты, как слон в посудной лавке». Некоторая несогласованность движений встречается не только у детей, но и у взрослых, и может быть выражена в разной степени.
За согласованной активностью мышц тела стоит с раннего возраста.
Координация позволяет согласованно производить каждое движение, соединяя отдельные части движений в цельное двигательное действие. Из этой статьи вы узнаете, как просто и эффективно развивать координацию у детей.
Давайте, для начала разберемся, какие же органы отвечают за ?
Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16-18 лет.
Мозжечок
Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно в 6 мес. от рождения, в год и 2-3 месяца развитие мозжечка ослабевает и полностью развивается мозжечок к 4,5 годам.
Процесс развития мозжечка отражается в умениях малыша, в 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 начинает ползать, в 9-10 встает на ножки, в 11-12 месяцев делает свои первые шаги, а к полутора годам уверенно ходит.
Развитие мозжечка в дошкольном возрасте переходит на новый этап, в возрасте 3-4 лет моторные функции качественно совершенствуются, становится доступным выполнение новых задач, улучшается процесс обучения.
Вестибулярный аппарат
Влияет на и вестибулярный аппарат. Свой рост вестибулярный аппарат начинает, когда малыш находится у мамы в животе, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит к возрасту 12-15 лет.
Вестибулярный аппарат — это основа человеческого прямохождения, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать свои первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводит к «пьяной походке».
Как стимулировать развитие координации у детей?
Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, важным фактором является новизна действий, разнообразие усилит развитие этого органа.
Упражнения на развитие координации делятся на два вида – первые выполняются статично, вторые в динамике.
Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом. Ниже мы приведем базовые упражнения — вы сами сможете их усложнить или облегчить в зависимости от возраста и умений вашего ребенка.
Статические игры
Игры на замирание:
Включите музыку и танцуйте вместе с малышом, когда музыка выключается, нужно замереть в той позе, в которой был. Это веселая и простая игра, усложняйте ее, удлиняя время «замирания».
Игры на равновесие:
Цапля. Стойте на одной ноге, кто сможет дольше? А если цапля еще и поймать лягушку решила?
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Ласточка. Стоя на одной ноге, вторую поднимите и вытяните назад, за корпус тела, руки в стороны, наклонитесь телом параллельно полу. Кто дольше сможет планировать как ласточка?
Йога. Очень много статических асан есть в практике йоги, вы можете позаимствовать наиболее доступные для вас и делать их вместе с ребенком.
Динамические игры
Игры с внезапной сменой действий или направления:
По вашей команде ребенок резко должен изменить направление бега, или начать выполнять другое движение. Вы сами можете быть проводником, а малыш повторяет за вами.
Игры на баланс равновесия:
Баланс. Пройти ровно по дощечке или палочке, можно балансировать при помощи рук.
Бордюр. Ходите по бордюрам во дворе, прекрасно развивает равновесие!
Бревно. Усложненный вариант бордюра — пройдите по бревну, которое лежит на земле, затем можно усложнять, поднимая бревно выше, и самый сложный вариант — пройти по качающемуся бревну.
Фитбол. Упражнения на неустойчивых поверхностях очень хорошо развивают координацию.
Лежа на фитболе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Усложните задачу – лягте на фитбол спиной.
Батут. Прыжки на батуте, также развивают координацию в динамике.
Качели. Дети любят качаться на качелях, поверьте, от этого нехитрого занятия есть польза!
Как просто и эффективно развивать координацию у детей?
Секрет заключается в том, что координацию у детей можно развить только через двигательную активность , поэтому самое простое и эффективное — это не ограничивать двигательную активность вашего ребенка и всячески ей способствовать!
И у нас отличная новость для взрослых – в любом возрасте можно развивать координацию! Посмотрите это занимательное видео для взрослых о координации движений.
А какие упражнения на координацию известны вам? Расскажите в комментариях!
Нарушение координации движений сигнализирует, что при передаче команды от мозга мышцам произошел «сбой». Эти проблемы, как ни прискорбно, возникают и у детей. Что делать в такой ситуации?
Первые шаги маленького грудничка, лихой прыжок через канаву ребенка постарше, акробатические кульбиты школьника вызывают теплую улыбку, гордость за своих детей. При этом не задумываясь как сложна опорно-двигательная система ребенка. Ее полноценное и равномерное развитие дает возможность юным сорванцам исполнять роль «вечного двигателя».
Опорно-двигательная система человека состоит из костей и, находящихся в местах их соединения, суставов. Рассыпаться скелету не дают другие части опорно-двигательной системы — соединительные ткани и суставные капсулы. Но чтобы заставить кости двигаться необходимы мышцы, а им на сокращение нужен приказ поданный мозгом.
Движение — сложный комплекс действий, который выполняется при участии центральной нервной системы (ЦНС), а вернее ее частей:
- Коры больших полушарий головного мозга;
- Афферентные и эфферентные пути;
- Базальных ядер;
- Спинного мозга;
- Периферическая часть ЦНС.
Кора больших полушарий посылает импульс, когда он доходит по нервной системе до мышцы, та сокращается. Но важен не столько факт этого движения, сколько точность, координация, плавность. А за это отвечают мозжечок и базальные ядра.
Заболевания с расстройством координации
Нарушение работы или повреждение любой части ЦНС имеет следствием ухудшение функций движений. Плохая координация или другие нарушения замечаются на начальных этапах, что даст возможность вовремя проконсультироваться с врачом и перейти к лечению.
Нередко рука об руку с нарушенной координацией и другими нарушениями движений идут изменение тонуса мышц и рефлексов сухожилий.
В последних случаях врачи считают полезным лечебный массаж. Если говорить о массаже, то важно знать специфику применения при нервно-мышечных заболеваниях: тонизирующий массаж на участки с пониженным тонусом, а расслабляющий — с повышенным. При слабой мускулатуре дыхательного комплекса используют массаж грудной клетки.
Острый паралич
Заболевания ЦНС, имеющие инфекционную или сосудистую природу, а так же некоторые повреждения при травмах вызывают появление острых параличей у ребенка. Возможно постепенное развитие паралича, вызываемое патологиями иммунной системы. Если рядом ребенок страдающий приступами острого паралича, нужно быть внимательным к его состоянию и уметь оказывать первичную медицинскую помощь (прямой массаж сердца, искусственное дыхание).
Генетические нервно-мышечные заболевания
Такие заболевания характеризуются нарушением тонуса мышц и их атрофией. Симптомы прогрессируют с течением времени. Признаком начала заболевания выступает «утиная» походка и понижение физической активности ребенка. При развитии заболевания, увеличивается атрофия мышц, снижаются или отсутствуют рефлексы сое
как проявляется и чем может осложняться при отсутствии лечения
Под термином атаксия у детей подразумевается такое нарушение моторных функций, которое проявляется неправильной координацией движений. Осуществление тех или иных движений производится благодаря работе коры головного мозга и мозжечка.
С остальными зонами центральной нервной системы мозжечок объединяется при помощи трех пар ножек, При проецировании иннервации мышц на мозжечок в его чреве представлены мышцы тела, а в его полушариях — мышца рук и ног. Рецепторы суставов, сухожилий, связок позволяют мозжечку постоянно получать информацию о том, в каком состоянии находится аппарат движения. Полученная информация через спинно-мозжечковые каналы попадает в кору головного мозга и мозжечок. Там производится их обработка и установление точности, правильности, координации и регуляция тонуса в мышцах
Это важно! Повреждение мозжечка и его проводников способствует нарушению процесса ходьбы и стояния, развитию тремора, скандированной речи, снижением давления, нистагму, изменению почерка и т.д.
Почему развивается атаксия в детском возрасте
Атаксия у ребенка может проявляться при влиянии на его организм следующих факторов:
- Генетические аномалии.
- Травмы, полученные во время родов.
- Инфекционные патологии.
- Негативные реакции со стороны спинного и головного мозга на прием лекарственных препаратов.
- Облучения радиацией.
- Гепатит.
- Церебральный паралич.
- Грыжи мозга.
- Травмы и удары.
- Рассеянный склероз.
- Абсцесс в мозжечке.
Классификация атаксии у ребенка
Атаксия у ребенка может быть статической, то есть происходит нарушение равновесия в положении стоя, и динамической, когда развивается нарушение координации.
По происхождению классифицируются следующие типы заболевания:
- Мозжечковая атаксия — происходит нарушение объема движений, походка напоминает передвижения пьяного человека и зачастую сопровождается нарушениями речи.
- Лобная атаксия — она развивается при повреждении лобно-мозжечковых каналов и затрагивает сторону, которая противоположна очагу заболевания.
- Лабиринтная атаксия — происходит нарушение координации движений, сопровождающееся нарушениями работы слухового аппарата, непроизвольными движениями зрительных органов, шумом в ушах и головокружением. Развивается данная форма при повреждении вестибулярного аппарата и проводящих каналов в головном мозге.
- Сенситивная атаксия — она проявляется вследствие нарушения мышечно-суставной работы или при повреждении задних столбов, корешков и нервов периферии при полиневрите.
- Психогенная атаксия — развивается на фоне истерии у ребенка и проявляет себя разнообразными нарушениями походки, напоминающей скольжение человека на коньках или ходьбу на ходулях.
Каким образом развивается заболевание
Отметить присутствие нарушения координации движений и походки, когда развивается мозжечковая атаксия у детей, можно осле первого года жизни. Зачастую проявление атаксии остается незамеченным до позднего возраста, потому что становление процессов походки занимает продолжительное время.
Диагностирование болезни
При формировании неуверенно походки, нарушении координации движений требуется проведение МРТ мозга или компьютерной томографии, разнообразных лабораторных и клинических обследований.
Это важно! Также при диагностике атаксии требуется проведение физического осмотра, проводится проверка координации движения рук и ног, в связи с чем, выявляются характеристики и степень заболевания.
Последующие анализы включают в себя:
- Пункция поясницы — взятие небольшого объема жидкости, окружающей спинной и головной мозг.
- МРТ тест с использованием магнитных волн, чтобы делать снимки структур спинного мозга.
- Компьютерная томография — это разновидность рентгеновского обследования, использующая компьютер для получения снимков спинного мозга.
- Анализы крови и мочи.
- Ультразвуковое исследование для выявления состояния головы.
Процессы лечения атаксии у ребенка
Этиологического лечения для атаксии у детей не существует.
Врачи, как правило, назначают прием лекарственных средств, который нормализуют кровоток в мозге, витамины группы В, упражнения лечебной физкультуры, массажи, различные общеукрепляющие процедуры и прием седативных медикаментов.
Атаксия в детском организме может пройти и без организации специального лечения в течение нескольких месяцев. В тех ситуациях, когда выявления основная причина заболевания, врачи назначают терапию причины. Очень редко патология у ребенка не проходит самостоятельно.
Если этого не произошло, то лечение атаксии у детей заключается в использовании:
- Внутривенного иммуноглобулина.
- Кортикостероидов.
- Плазменной обменной терапии.
Лекарственное лечение с целью улучшения работы мышц практически неэффективно. Физиотерапевтические процедуры способны заметно облегчить недостаток координации, особенно при организации их для детей на ранних этапах развития атаксии. Специалисты серьезно подходят к диагностике и терапии данной болезни у ребенка, так как она может спровоцировать серьезные осложнения и помешать ведению нормальной жизнедеятельность в дальнейшем.
Оцените статью: Loading …
Записи по теме:
Диспраксия у детей (нарушение координации движений)
Нарушение координации движений у детей носит термин диспраксии. Данное состояние характеризуется несогласованностью движений. Это наблюдается при нарушении передачи сигнала от мозга к клеткам мышц. Синонимом данной патологии является синдром неуклюжего ребенка. Диспраксия встречается у 11% детей школьного возраста, преимущественно у мальчиков. У многих здоровых детей бывает период неуклюжести, который они со временем благополучно преодолевают.
Наличие у ребенка диспраксии сказывается на качестве его повседневной жизни, успеваемости в школе, поведении. Чем раньше родители обратят внимание на наличие у ребенка отклонений и покажут его специалисту, тем выше вероятность избежать всевозможные неприятные последствия.
На что стоит обратить внимание и каковы симптомы диспраксии?
- «шаткая» походка;
- тремор (дрожание) головы и конечностей разной степени выраженности, может быть как при движении, так и в покое;
- нарушение устойчивости, равновесия, ребенок не может выполнить целенаправленное движение;
- проблемы с речью;
- трудности при совершении действий, требующих мелкой моторики (ребенок не может самостоятельно завязать шнурки, пользоваться столовыми приборами и т.д.;
- несконцентрированное внимание.
Дети, страдающие нарушением координации движений, интеллектуально сохранны. К трудностям, с которыми они могут столкнуться в учебном учреждении, относятся: неразборчивый подчерк, повышенная утомляемость, по скорости выполнения заданий отстают от сверстников, трудности с обучением чтению и т.д.
Причины диспраксии у детей
Причины диспраксии до конца не выяснены. Существует неоспоримая связь между наличием данной патологии и преждевременными родами, внутриутробным кислородным голоданием ребенка, низкой массой тела при рождении, травмами головного мозга, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Лечение диспраксии
Данное заболевание необходимо лечить у невролога или остеопата. При первичном осмотре врач оценивает координацию и двигательные функции ребенка, проводит тщательный осмотр для исключения неврологических заболеваний, таких так ДЦП легкой степени. Не смотря на то, что диспраксия считается неизлечимым заболеванием, своевременно оказанное лечение способно улучшить поведение ребенка, успеваемость в школе, снизить тревогу и всевозможные проблемы со стороны психоэмоциональной сферы.
Если Вы замечаете за Вашим ребенком симптомы, перечисленные выше, обратитесь к неврологу илидетскому остеопату как можно раньше. Все вопросы, касающиеся здоровья, необходимо решать безотлагательно.
Автор статьи:
Титов Игорь ВикторовичВрач-остеопат, педиатр, детский и торакальный хирург, мануальный терапевт. Преподаватель Института Остеопатии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им.И.И.Мечникова (Московский филиал)
Уточняйте время приема специалиста
Читайте также:
Воронкообразная (впалая) грудная клетка у ребенкаНекоторым родителям приходится столкнуться с проблемой впалой грудной клетки у их ребенка. В этой статье мы расскажем о причинах этого недуга, возможных последствиях, если ничего не предпринимать, и о…
Зачем показывать грудничка остеопатуРодители часто задаются вопросом, а есть ли необходимость в осмотре остеопатом их грудного ребенка? В этой статье мы опишем состояния, которые являются прямым показанием для посещения остеопата, а так…
Решение проблемы с координацией движения у ребенка
Мы совсем недавно закончили курс коррекции дислексии у Анны (около месяца назад). Надо сказать,что восемь из девяти лет мой сын наблюдается у невролога и каких только диагнозов нам не ставили!Трудно представить,сколько мы пережили,сколько профессоров медицины,психологии, логопедии мы посетили…Однажды,в очередной раз пытаясь найти «свет в конце тоннеля»,я наткнулась на информацию по дислексии и её коррекции. Я и не представляла себе,что дислексия-это не просто неумение грамотно говорить,писать,читать.Это определённое состояние человека (дизориентация),находясь в котором человек не может очень многое: «собрать» буквы в строчки,читать горизонтально, понять значение прочитанного,не говоря уже о чистописании и пр. Прочитав книгу Дейвиса, я ещё более уверилась,что это «про нас». Наши поиски наставника привели нас к Анне. Надо сказать,что большого желания у сына идти на первичную консультацию не было (был неудачный опыт общения с психологом).Я волновалась.Первая встреча началась слезами,но Аня смогла за считанные минуты расположить ребёнка к себе и в конце занятия он рассказал ей все свои секреты…Занятия мы «подгадали» на майские праздники. Скажу,что было на начало занятий:учимся во 2 классе,чтение по слогам,текст подчас не понимает.Максимальное время сосредоточения на чтении — 4 строчки,потом отводил глаза,отвлекался,если читал «про себя», совсем не понимал прочитанного. Математика — совсем плохо, не освоил состав числа до 10.Письмо-списывание с трудом 2 строчки,ни точек,ни запятых не видит,аграмматично. Почерк- домашняя работа под пристальным моим наблюдением и диктовкой-приличная,в классной работе-спасибо,если 5 строчек написано.Ни сочинения,ни изложения написать он не мог.Игнорирует левую часть листа.После курса с Анной многое изменилось.Самое важное-я смогла понять своего ребёнка,что творится с ним, когда он пишет, читает, решает. Какого труда для него это стоит-поймать «летающие» буквы и сложить в слова!Сейчас я сама по остановкам в чтении чувствую,какие слова-пускатели его тормозят. У ребёнка после курса вообще изменилось мировосприятие… Он смог плавно, целыми словами читать,понимать,что прочитал.Раньше мне приходилось перечитывать ему то,что он с горем пополам прочитал, чтобы «дошёл смысл»,теперь он сам читает. И читает он не по 4 строчки,а по странице!Это большое достижение для нас. Письмо: стал «видеть» левый край листа. С грамотностью работаем! Но теперь я нашла свой «свет в конце тоннеля». Работаем дома. Это несложно, даже весело. Лепка стала любимым делом. Спасибо Анне за терпение, понимание, позитивный настрой,оптимизм и поддержку.
Оксана Акопян, сын Давид 9 лет.