причины возникновения заболевания, мифы и правда об аутизме
Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.
Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?
В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?
Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.
Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.
Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.
Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.
В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?
В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.
Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.
Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.
Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:
- Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
- Есть ли
Что такое аутизм? Что это за болезнь, кто такие аутисты, признаки аутизма у детей
Закрыть- Болезни
- Инфекционные и паразитарные болезни
- Новообразования
- Болезни крови и кроветворных органов
- Болезни эндокринной системы
- Психические расстройства
- Болезни нервной системы
- Болезни глаза
- Болезни уха
- Болезни системы кровообращения
- Болезни органов дыхания
- Болезни кожи
- Болезни костно-мышечной системы
- Болезни мочеполовой системы
- Беременность и роды
- Болезни плода и новорожденного
- Врожденные аномалии (пороки развития)
- Травмы и отравления
- Симптомы
- Системы кровообращения и дыхания
- Система пищеварения и брюшная полость
- Кожа и подкожная клетчатка
- Нервная и костно-мышечная системы
- Мочевая система
- Восприятие и поведение
- Речь и голос
- Общие симптомы и признаки
- Отклонения от нормы
- Диеты
- Снижение веса
- Лечебные
- Быстрые
- Для красоты и здоровья
- Разгрузочные дни
- От профессионалов
- Монодиеты
- Звездные
- На кашах
- Овощные
- Детокс-диеты
- Фруктовые
- Модные
- Для мужчин
- Набор веса
- Вегетарианство
- Национальные
- Лекарства
- Антибиотики
- Антисептики
- Биологически активные добавки
- Витамины
- Гинекологические
- Гормональные
- Дерматологические
- Диабетические
- Для глаз
- Для крови
- Для нервной системы
- Для печени
- Для повышения потенции
- Для полости рта
- Для похудения
- Для суставов
- Для ушей
- Желудочно-кишечные
- Кардиологические
- Контрацептивы
- Мочегонные
- Обезболивающие
- От аллергии
- От кашля
- От насморка
- Повышение иммунитета
- Противовирусные
- Противогрибковые
- Противомикробные
- Противоопухолевые
- Противопаразитарные
- Противопростудные
- Сердечно-сосудистые
- Урологические
- Другие лекарства
- Врачи
- Клиники
- Справочник
- Аллергология
- Анализы и диагностика
- Беременность
- Витамины
- Вредные привычки
- Геронтология (Старение)
- Дерматология
- Дети
- Женское здоровье
- Инфекция
- Контрацепция
- Косметология
- Народная медицина
- Обзоры заболеваний
- Обзоры лекарств
- Ортопедия и травматология
- Питание
- Пластическая хирургия
- Процедуры и операции
- Психология
- Роды и послеродовый период
- Сексология
- Стоматология
- Травы и продукты
- Трихология
- Другие статьи
- Словарь терминов
- [А] Абазия .. Ацидоз
- [Б] Базофилы .. Богатая тромбоцитами плазма
- [В] Вазопрессин .. Выкидыш
- [Г] Галлюциногены .. Грязи лечебные
- [Д] Деацетилазы гистонов .. Дофамин
- [Ж] Железы .. Жиры
- [И] Иммунитет .. Искусственная кома
- [К] Каверна .. Кумарин
- [Л] Лапароскоп .. Лучевая терапия
- [М] Макрофаги .. Мутация
- [Н] Наркоз .. Нистагм
- [О] Онкоген .. Отек
- [П] Паллиативная помощь .. Пульс
- [Р] Реабилитация .. Родинка (невус)
- [С] Секретин .. Сыворотка крови
- [Т] Таламус .. Тучные клетки
- [У] Урсоловая кислота
- [Ф] Фагоциты .. Фитотерапия
- [Х] Х
причины, виды, признаки, лечение, новости
Аутизм у детей — это достаточно распространенный диагноз в последнее время. Однако, несмотря на это, современный человек мало что знает об этом заболевании. Попробуем разобраться, что такое аутизм, как его диагностировать и лечить.
Фото: Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. — Изд-во: Питер, 2015. — 160 с.
Что такое аутизм у детей
Интересуетесь, что такое аутизм? Это, скорее, не болезнь, а психическое отклонение. Аутизм — это расстройство, которое проявляется в эмоциональном плане, а также влияет на речь, мышление и социальную адаптацию. Аутист ведет себя отстраненно и не так, как принято в обществе.
Наталья Мальтинская в своей статье «История развития учения об аутизме» говорит о том, что о заболевании стало известно еще в XX веке, однако вплотную вопросом начало заниматься уже следующее поколение. Статистика неутешительна: с каждым годом доктора все чаще диагностируют аутизм у детей. Также доказано, что мальчики болеют чаще, чем девочки.
Не знаете, что такое аутизм у детей? Фото обычно демонстрирует угрюмого ребенка, с опущенной головой, который не реагирует на родителей или сверстников. В целом картинки точно отображают действительность и поведение людей, которые страдают от психического расстройства.
Зная, кто такой аутист, людей с заболеванием распознать легко. Обычно ребенок повторяет однотипные движения, не разговаривает или его речь крайне ограничена. Также дети часто не смотрят в глаза, не улыбаются и не проявляют никакого эмоционального контакта с родителями и окружающими.
Некоторые сторонятся детей с нестандартным поведением, считая, что аустисты — это люди, которые несут угрозу для других. На самом деле, такие дети абсолютно безобидны. Они живут в своем особенном мире и нисколько в этом не виноваты.
Аутизм, как правило, диагностируется в раннем возрасте. Чем раньше выявится эта особенность ребенка, тем лучше. Поэтому родителям следует внимательно наблюдать за малышом и при появлении сомнений обратиться к специалисту за консультацией.
Причины аутизма
Очень часто родители особенных детей интересуются: откуда же появляется аутизм? Почему одни малыши здоровы, а другие страдают? Изучая вопрос аутизма, я не раз слышала теорию о том, что заболевание возникает вследствие прививок. Почему-то родители заболевших детей винят во всем некачественные вакцины. Однако поспешу развеять этот миф: причины аутизма — это точно не прививки. Ученые уже давно доказали этот факт.
Фото: Дмитрошкина Л. Аутизм как вредоносная родовая программа. Причины его возникновения. Успешный опыт экспериментальной группы. — Изд-во: Litres, 2017. — 50 С.
Почему же возникают расстройства аутистического спектра? К сожалению, врачи и ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос однозначно. Не исключены как физические, так и психологические причины.
По мнению специалистов, детский аутизм могут вызывать:
- мутации генов;
- гормональные сбои;
- проблемы в развитии головного мозга;
- поражения центральной нервной системы;
- вирусные и бактериальные инфекции;
- различные химические отравления, в том числе тяжелыми металлами;
- перегрузка организма лекарствами-антибиотиками;
- стрессы, эмоциональное истощение.
Также ранний детский аутизм может наступать вследствие тяжелой беременности матери, ее злоупотребления лекарствами, гипоксии плода.
Считается, что любые отношения в семье (как между родителями, так и их взаимодействие с ребенком) не влияют на возникновения психического отклонения. Здесь, скорее, имеют значения генные мутации в сочетании с неблагоприятным внешним воздействием. Стоит отметить, что причины всегда врожденные. Приобретенный аутизм — это миф. Однако возможно диагностирование отклонения уже у взрослых людей.
Виды аутизма
Мы привыкли считать, что аутисты — это люди не от мира сего. В какой-то степени это правда. Я лично наблюдала за больными с аутизмом — их поведение и правда отличается от нормального.
Однако дети с аутизмом не всегда монотонно раскачиваются или бубнят что-то себе под нос. Одна из пациенток рассказывала, что аутизм повлиял на ее мировоззрение — она видит картинку не целостной, а так, как будто она рассыпается на кубики. У другого ребенка аутизм проявляется в том, что он придумывает свои собственные слова или любит только одного персонажа из мультфильма. И таких примеров очень много.
Фото: Мелия А. Мир аутизма: 16 супергероев. — Изд-во: ЭКСМО-Пресс, 2019 г. — 380 С.
Иногда заболевший малыш ведет себя практически нормально. Это зависит не только от того, было ли проведено лечение, но и от вида аутизма.
Существует несколько классификаций психологического расстройства. Психолог Светлана Лещенко в своей статье «Аутизм у детей: причины, виды, признаки и рекомендации родителям» перечисляет такие виды заболеваний:
- Синдром Каннера (ранний детский аутизм).
Синдром Каннера — это классический вариант аутизма. Для него обязательно наличие трех признаков: эмоциональная бедность, однотипные движения и нарушение социализации. Иногда к ним добавляются другие когнитивные расстройства.
Аутист, фото которого демонстрирует его подведение, обычно не смотрит людям в глаза. Дети с синдромом Каннера ведут себя отстраненно, холодно, не тянутся к матери и отцу. Также у них часто отрешенное или недовольное выражение лица. Иногда такие дети боятся излишнего шума (например, гула от пылесоса или фена), не воспринимают новизну (например, одежду).
- Синдром Аспергера.
Это легкая форма аутизма. Люди с таким заболеванием считаются «практически нормальными». Их расстройство проявляется в коммуникации и взаимодействии с другими людьми.
Людям, которые страдают от синдрома Аспергера, тяжело считывать эмоции других, различать тон голоса. Они не всегда в состоянии правильно донести собственные эмоции, принять правила поведения в обществе. Также им тяжело запоминать лица — некоторые дети могут не узнать родителей или себя на фотографиях.
Люди с синдромом Аспергера встречаются часто. Их трудно определить внешне, поскольку интеллект и физическое развитие практически всегда в норме. Научившись существовать со своим диагнозом, такие дети во взрослом возрасте способны работать, создавать семьи и вести нормальный образ жизни.
- Синдром Ретта.
Эта форма аутизма возникает вследствие генной модификации и считается тяжелой. Болеют синдромом Ретта только девочки. Вследствие такой формы аутизма возникают тяжелые психоневрологические нарушения и умственная отсталость. Также иногда встречается деформация костей и мышц.
Аутистический спектр достаточно широк и еще не изучен до конца. Стоит отметить, что люди с таким психологическим отклонением встречаются и среди публичных личностей. Так, например, знаменитые аутисты — это Билл Гейтс, Робин Уильямс, Энтони Хопкинс, Кортни Лав.
Читайте также: Аутизм: что это такое и почему о нем стоит знать
Признаки аутизма у детей
Конечно же, всех родителей после знакомства с основной информацией интересует, как проявляется аутизм. В моей практике было много случаев, когда мама и папа слишком поздно замечали проявление аутизма, беря за основу классические признаки (не смотрит в глаза, плохо развивается). При этом их ребенок подавал совершенно другие сигналы.
Итак, некоторые первые признаки аутизма проявляются уже у новорожденных детей. Вас должно насторожить, если грудничок не оживляется при виде родителей, не хочет идти на руки. Также ученые говорят о том, что по мере подрастания малыш все меньше смотрит родным в глаза.
Также можно диагностировать такие признаки аутизма до года: ребенок путает день и ночь, чрезмерно раздражителен или же, напротив, спокоен, не проявляет интерес к игрушкам. Обратите внимание, что ребенок-аутист иногда чересчур привязан к матери.
Фото: Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. — Изд-во: Питер, 2015. — 160 С.
После года также можно отметить некоторые особенности детей с аутизмом: им трудно повторять движения, произносить слова. Они играют необычными игрушками (например, ключами), при этом подолгу их рассматривая, передвигаются особым образом (на цыпочках).
Наиболее ярко проявляются признаки аутизма у детей 2-3 лет. К ним относятся:
- Стереотипное поведение. Например, ребенок рисует только оранжевым карандашом, пьет исключительно из одной чашки.
- Странности в пищевом поведении. Предположим, ребенок-аутист пьет только одни соки, категорически отказывается от новой пищи.
- Боязнь новизны. Детям трудно переключиться с одного занятия на другое, пойти другой дорогой.
- Отсутствие речи и любые проблемы с ней. Например, расстройство аутического спектра проявляется в скудном словарном запасе, монотонном повторении одних и тех же звуков.
- Одиночество. Малышам с отклонениями нравится бывать одним. Их не интересуют другие дети или взрослые.
- Аутостимуляция. Ребенок может теребить мочку уха, царапать руку или постоянно проводить другие манипуляции.
Такие признаки аутизма в 2 года должны насторожить родителей. Со временем ситуация будет только ухудшаться, поэтому важно вовремя выявить отклонения.
Какие существуют признаки аутизма в 3 года? В принципе, они остаются теми же самыми. Однако внимательно следить за поведением ребенка все же стоит: малыш может плакать, когда находится среди других людей, слишком эмоционально реагировать, если вы с ним не согласны, не выносить прикосновения травы или воды.
Родителям бывает очень трудно распознать синдром Аспергера. Признаки такого аутизма могут проявиться по-разному. Наиболее яркий симптом — любые проблемы с коммуникацией. Также у детей может возникать маниакальная любовь к порядку, неумение разделять чувства других, проблемы с этикетом и поведением.
Вот так чаще всего проявляется аутизм у детей. Признаки, фото которых найти трудно, помогают определить отклонения, поэтому родителям стоит быть особенно внимательными к своим детям.
Диагностика аутизма
Вы уже выяснили, что такое аутизм и как его распознать. Однако поставить диагноз родителям самостоятельно невозможно — необходимо обратиться к специалисту. Проблемами аутизма занимаются нейропсихологи, дефектологи, неврологи. Также обычно при обследовании приглашают воспитателей или учителей, если ребенок посещает учебные заведения.
Чтобы подтвердить диагноз, врачи проводят специальную диагностику. В нее включают:
- общая диагностика развития ребенка;
- подробный опрос родителей, воспитателей, учителей;
- скрининг — сбор информации о социальном развитии ребенка;
- углубленная диагностика, в которую входит наблюдение за поведением ребенка, психологические тесты.
Также обычно назначается электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная или компьютерная томография. Эти исследования позволяют оценить работу мозга и обнаружить нарушения, если они есть.
Для диагностики аутизма также должны назначать генетический анализ крови, пробы на различные аллергены, анализ на тяжелые металлы и т. д.
К сожалению, страны постсоветского пространства только начинают изучать аутизм, поэтому иногда существуют проблемы с правильной постановкой диагноза. Именно поэтому рекомендуется провести всестороннее обследование ребенка.
Диагностировать аутизм можно не только у детей, но и у взрослых. Многие замечают за собой некоторые особенности, однако даже не подозревают, что у них аутизм. Однако это касается лишь синдрома Аспергера.
Чтобы понять, есть ли аутизм, часто проводят тест на синдром Аспергера. Его можно найти в интернете и проверить себя самостоятельно. Тест Аспергера разработан учеными из США и является одним из самых точных методов диагностики.
Лечение аутизма
Часто родители детей с диагнозом «аутист» воспринимают болезнь как нечто страшное. Во время практики я не раз наблюдала реакцию мам и пап на диагноз — она всегда была бурной и негативной. Первый вопрос, который они задавали: «Лечится ли аутизм?» И, услышав ответ, расстраивались еще больше.
К сожалению, лекарства от аутизма не существует. Однако скорректировать поведение, которое демонстрируют аутисты-дети, и обучить их жить в обществе возможно. Диагноз — это не приговор, однако ребенку потребуется помощь специалиста, и, возможно, не одного.
Прилагать усилия потребуется не только докторам, но и родным особенного малыша. Существует немало примеров и историй родителей, которые столкнулись с диагнозом «аутизм». Они научились с ним жить и теперь могут давать советы другим людям, которые оказались в такой же ситуации. Найти подобные примеры можно в интернете.
Среди методик лечения аутизма выделяют:
- социальную адаптацию, посещение особых детских садов и школ;
- соблюдение строгого распорядка дня;
- установку эмоционального контакта родителей с ребенком;
- коррекцию питания;
- логопедические занятия;
- проведение терапии с дельфинами, лошадьми или другими животными;
- психологические консультации.
Медикаментозное лечение требуется лишь в случаях нервных тиков, для снижения мышечного тонуса и других физических проявлений аутизма.
В первую очередь родителям стоит определить, какая из проблем ребенка опаснее для него, и начать над ней работать. Нет речи? Попробуйте запустить ее всеми возможными способами. Ребенок не может общаться со сверстниками? Сосредоточьте усилия на этой ситуации. Малыш слишком нервный? Подберите специальные игрушки для аутиста, которые ему нравятся, чтобы снять напряжение.
С каждым годом появляется все больше методик для лечения. Например, широкую популярность обрел способ «Аутизм и музыка». Эта терапия очень эффективна для людей с расстройством аутистического спектра.
Многие родители стремятся опробовать их все, чтобы «ребенок стал нормальным». Тут следует быть внимательным. Да, вы можете подобрать для ребенка безглютеновую диету и попробовать методики для его адаптации в обществе. Однако будьте внимательны к различным препаратам и инъекциям, поскольку многие из них не более чем рекламный трюк. Обязательно консультируйтесь со специалистами.
Аутизм: свежие данные
С каждым годом данные об аутизме и количество работ ученых, связанных с этой проблемой, расширяются. А это значит, что и шансов на нормальную жизнь людям, страдающим от психологических нарушений, становится все больше.
Я стараюсь постоянно быть в курсе новостей об аутизме. Вот самые свежие из них:
- Известно, что в США зарегистрированы данные о том, что каждый 40-й ребенок более аутизмом. В Казахстане же диагностировано всего больше двух тысяч заболевших, однако показатели с каждым годом растут.
- В будущем заболевание можно будет определить по анализу слюны. Такой тест на аутизм активно разрабатывают американские ученые.
- Чтобы помочь детям с аутизмом, был создан особый робот НАО. Он может копировать движения и голос ребенка.
- Недавно ученые выяснили, что на развитие аутизма влияет плохая экология и аномальный рост нервных клеток
Авторитетное издание ВВС уже давно развеяло несколько мифов, связанных с аутизмом. Ученые доказали, что люди с аутизмом не лишены эмпатии — иногда они заботятся о чувствах других настолько, что сами страдают. Также автор статьи говорит о том, что не стоит заставлять аутистов «быть нормальными» — от этого они еще больше страдают. Стоит понять таких людей и принять их такими, какие они есть. Тогда они смогут нормально существовать в обществе.
Вы узнали всю информацию о диагнозе «аутизм». Конечно же, нельзя сказать, что болезнь приятна, однако в большинстве случаев безобидна. Помните, что качество жизни детей-аутистов полностью зависит от родителей. Более того, именно вы можете помочь ребенку стать счастливым в этом мире. Главное — не опускать руки и настроиться на успешный исход дела.
Читайте также: Что такое глютен и вреден ли он: правда и мифы
Автор: кандидат медицинских наук Анна Ивановна Тихомирова
Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков
причины, симптомы, диагностика и лечение
Общие сведения
Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.
В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.
Аутизм
Причины развития аутизма
В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.
Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.
В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).
Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.
Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.
Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.
Симптомы аутизма
Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.
Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.
Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.
Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.
Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.
Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.
Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.
Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.
Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.
Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).
Классификация аутизма
Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.
Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.
Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.
Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.
Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.
Диагностика аутизма
Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.
Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.
Лечение и прогноз при аутизме
В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.
признаки, симптомы, причины. Особенности детей-аутистов
В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается не само заболевание, а предрасположенность нему. Речь пойдет об аутизме.
Понятие аутизма
Аутизм – это особое расстройство психики, которое возникает, вероятнее всего, из-за нарушений в головном мозге и выражается в остром дефиците внимания и общения. Аутист ребенок социально плохо адаптируется, практически не идет на контакт.
Это заболевание связано с нарушениями в генах. В некоторых случаях такое состояние связано с одним геном или хромосомной мутацией. В любом случае ребенок появляется на свет с уже имеющейся патологией в психическом развитии.
Причины развития аутизма
Если рассматривать генетические аспекты данного заболевания, то они настолько сложные, что порой совсем не понятно, вызвано оно взаимодействием нескольких генов или это мутация в одном гене.
Все-таки ученые-генетики выделяют некоторые провоцирующие факторы, которые могут привести к тому, что на свет появляется аутист ребенок:
- Пожилой возраст отца.
- Страна, в которой родился малыш.
- Маленький вес при рождении.
- Недостаток кислорода во время родов.
- Недоношенность.
- Некоторые родители считают, что на развитие заболевания могут повлиять прививки, но этот факт не доказан. Возможно, просто совпадение сроков вакцинации и проявления заболевания.
- Считают, что мальчики чаще страдают от этого заболевания.
- Влияние веществ, которые вызывают врожденные патологии, которые часто связывают с аутизмом.
- Отягощающее воздействие могут оказывать: растворители, тяжелые металлы, фенолы, пестициды.
- Перенесенные во время беременности инфекционные заболевания также могут спровоцировать развитие аутизма.
- Курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как во время беременности, так и до нее, что ведет к повреждению половых гамет.
Дети аутисты рождаются по разным причинам. И, как видно, их огромное множество. Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно. Тем более, есть вероятность, что предрасположенность к этому заболеванию может и не реализоваться. Только как гарантировать это со 100% уверенностью, никто не знает.
Формы проявления аутизма
Несмотря на то, что большинство детей с таким диагнозом имеют много общего, но аутизм может проявляться по-разному. Эти дети различным способом контактируют с внешним миром. В зависимости от этого выделяют следующие формы аутизма:
- Полное отрешение от всего происходящего. У таких детишек с раннего детства проявляются нарушения активности, они практически полностью отказываются контактировать с внешним миром. Они никогда ничего не просят сами, но и на просьбы не отзываются. В общении, которое трудно так назвать, отсутствует речь, жесты, мимика. Эта форма считается самой серьезной и глубокой.
- Активное отвержение. Поведение детей аутистов из этой группы более активное, но большую часть внешнего мира они не принимают. Для них важно соблюдение определенных ритуалов, наличие привычной обстановки вокруг, поэтому у таких детей с возрастом проявления болезни становятся более острыми, так как приходит время идти в детский сад, а потом в школу. Речь у них более развита, но в основном все слова они должны связывать с конкретной ситуацией, тогда им легче запоминать и понимать.
- Артистические интересы. Такие дети часто идут на конфликт, не умеют считаться с интересами других людей, поглощены одними и теми же занятиями. Речь хорошо развита, но предложения обычно длинные и заумные, поэтому создается впечатление неестественно взрослых высказываний. Интеллект у них более-менее развит, но мышление нарушено.
- Большая трудность общения и организации взаимодействия с окружающими. Такие дети не умеют организовывать контакт с другими людьми, трудно усваивают двигательные навыки. Речь, как правило, бедна. Обычно они сразу теряются даже в обычных ситуациях. Эта форма заболевания считается самой легкой.
Большинство врачей считают, что самые тяжелые формы аутизма встречаются достаточно редко, чаще всего мы имеем дело с аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять занятиям с ними достаточно времени, то развитие ребенка аутиста будет максимально приближено к сверстникам.
Проявления заболевания
Признаки заболевания проявляются тогда, когда начинаются изменения в участках мозга. Когда и как это происходит — до сих пор не ясно, но большинство родителей замечают, если у них есть дети аутисты, признаки уже в самом раннем детстве. Если при их проявлении принять срочные меры, то вполне возможно привить малышу навыки общения и самопомощи.
В настоящее время еще не найдены методы полного излечения от этого заболевания. Малая часть детей вступает во взрослую жизнь самостоятельно, хотя некоторые из них добиваются даже определенных успехов.
Даже врачи разделились на две категории: одни считают, что надо продолжать поиски адекватного и эффективного лечения, а вторые убеждены, что аутизм – это намного шире и больше, чем простое заболевание.
Опросы родителей показали, что у таких детей часто можно наблюдать:
- Приступы агрессии.
- Гнев.
- Насилие.
Эти качества чаще всего проявляли старшие дети аутисты. Признаки, которые еще часто встречаются у таких детей – это определенные формы повторяющегося поведения, которое врачи делят на несколько категорий:
- Стереотипия. Проявляется в раскачивании туловища, вращении головой, постоянном покачивании всем телом.
- Сильная потребность в однообразии. Такие дети обычно начинают протестовать даже в том случае, когда родители решают переставить мебель в их комнате.
- Компульсивное поведение. Примером является вкладывание объектов и предметов определенным образом.
- Аутоагрессия. Такие проявления направлены на самого себя и могут приводить к различным травмам.
- Ритуальное поведение. Для таких детей все действия как ритуал, постоянный и каждодневный.
- Ограниченное поведение. Интерес ребенка, например, направлен только на одну книжку или одну игрушку, а другие он не воспринимает.
Еще одним проявлением аутизма является избегание зрительного контакта, они никогда не смотрят в глаза собеседнику.
Симптомы аутизма
Данное расстройство затрагивает нервную систему, поэтому проявляется, прежде всего, отклонениями в развитии. Обычно они заметны уже в раннем возрасте. Физиологически аутизм может никак не проявляться, внешне такие детки вполне нормально выглядят, имеют такое же телосложение, как и их сверстники, но при внимательном их изучении можно увидеть отклонения в психическом развитии и поведении.
К основным симптомам можно отнести:
- Недостаточная обучаемость, хотя при этом интеллект может быть вполне нормальным.
- Припадки, которые чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте.
- Неумение концентрировать свое внимание.
- Гиперактивность, которая может проявляться, когда родитель или воспитатель пытается дать определенное задание.
- Гнев, особенно в тех случаях, когда аутист ребенок не может сформулировать, что он хочет, или посторонние вмешиваются в его ритуальные действия и нарушают привычный распорядок.
- В редких случаях синдром Саванта, когда ребенок обладает некими феноменальными способностями, например, отличная память, музыкальная одаренность, способность к рисованию и другие. Таких детей встречается очень маленький процент.
Портрет аутичного ребенка
Если родители внимательно наблюдают за своим малышом, то они сразу заметят отклонения в его развитии. Они может и не смогут объяснить, что их тревожит, но то, что их ребенок отличается от других детей, они скажут с большой точностью.
От обычных и здоровых детей существенно отличаются дети аутисты. Фото это ясно демонстрируют. Уже в младенческом возрасте синдром оживления нарушается, они слабо реагируют на любые раздражители, например на звук погремушки.
Даже самого родного человека – маму такие дети начинают узнавать гораздо позже своих сверстников. Даже узнавая, они никогда не тянут свои ручки, не улыбаются и никак не реагируют на все ее попытки пообщаться с ними.
Такие дети часами могут лежать и смотреть на игрушку или картину на стене, а могут неожиданно испугаться собственных рук. Если посмотреть на то, как ведут себя дети аутисты, то можно заметить их частые раскачивания в коляске или кроватке, однообразные движения руками.
Становясь старше, такие дети не выглядят более живыми, они, наоборот, резко отличаются от сверстников своей отрешенностью, безразличием ко всему, происходящему вокруг. Чаще всего они при общении не смотрят в глаза, а если и смотрят на человека, то разглядывают одежду или черты лица.
Играть в коллективные игры они не умеют и предпочитают одиночество. Может наблюдаться заинтересованность в течение длительного времени одной игрушкой или действиями.
Характеристика ребенка аутиста может выглядеть таким образом:
- Замкнутые.
- Отрешенные.
- Необщительные.
- Отстраненные.
- Безразличные.
- Не умеющие идти на контакт с окружающими.
- Постоянно совершающие стереотипные механические движения.
- Бедный словарный запас. В речи никогда не употребляют местоимение «Я». О себе они всегда говорят во втором или третьем лице.
В детском коллективе от обычных детей сильно отличаются дети аутисты, фото это только подтверждают.
Мир глазами аутиста
Если больные данным заболеванием дети обладают навыками речи и построения предложений, то они рассказывают, что мир для них – это сплошной хаос из людей и событий, который им совершенно непонятен. Это связано не только с психическими отклонениями, но и нарушениями сенсорного восприятия.
Те раздражители внешнего мира, которые для нас вполне привычны, аутист ребенок воспринимает негативно. Так как им трудно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, то это вызывает у них повышенную тревожность.
Когда родителям надо насторожиться?
От природы все дети разные, даже вполне здоровые отличаются своей общительностью, темпами развития, способностью воспринимать новую информацию. Но есть некоторые моменты, которые должны вас насторожить:
- Вы вполне озадачены поведением ребенка. Вас настораживают его резкие перемены в настроении, неадекватное поведение.
- Ребенок избегает контакта, например не любит, когда его берут на руки.
- Чрезмерная чувствительность или наоборот. Например, безразличие к боли или непереносимость резких звуков.
- Малыш плохо говорит или вообще предпочитает молчать.
- Ребенок аутист в детском саду или другом учреждении избегает общения со сверстниками.
- Когда ребенок изучает новые предметы, то предпочитает пробовать их на вкус или обнюхивать.
- Навязчивое поведение.
- Часто проявляется полная отрешенность от внешнего мира.
- Остановка в развитии, например, знает слова, но дальше не идет, в предложения их не складывает.
Если вы заметили у своего ребенка хотя бы некоторые признаки из перечисленных, то стоит показать его врачу. Психолог даст правильные рекомендации по общению и занятиям с малышом. Поможет определить, насколько сильно проявляются симптомы аутизма.
Лечение аутизма
Практически полностью избавиться от симптомов заболевания не получится, но, если приложить максимум усилий родителям и психологам, то вполне возможно, что приобретут навыки общения и самопомощи дети аутисты. Лечение должно быть своевременным и всесторонним.
Главной его целью должно быть:
- Снизить напряжение в семье.
- Повысить функциональную независимость.
- Улучшить качество жизни.
Любая терапия подбирается для каждого ребенка индивидуально. Те методы, которые дают отличные результаты с одним ребенком, могут совершенно не работать с другим. После использования методик психосоциальной помощи наблюдаются улучшения, это говорит о том, что любое лечение лучше, чем его отсутствие.
Имеются специальные программы, которые помогают малышу осваивать навыки общения, самопомощи, обретать рабочие навыки, уменьшают проявления симптомов заболевания. В лечении могут использоваться следующие методы:
- Трудотерапия.
- Логопедическая терапия.
- Структурированное обучение.
- Обучение социальным навыкам.
Кроме таких программ используют обычно и медикаментозное лечение. Назначают препараты, снижающие тревожность, например антидепрессанты, психотропы и другие. Нельзя использовать такие лекарства без назначения врача.
Изменениям должен подвергнуться и рацион ребенка, необходимо исключить продукты, возбуждающе воздействующие на нервную систему. В организм должно поступать достаточное количество витаминов и минералов.
Шпаргалка для родителей аутистов
При общении родители обязательно должны учитывать особенности детей аутистов. Можно дать краткие рекомендации, которые помогут вам наладить контакт со своим ребенком:
- Вы должны любить своего малыша таким, какой он есть.
- Всегда учитывайте интересы ребенка.
- Строго соблюдайте режим дня и ритм жизни.
- Старайтесь выработать и соблюдать определенные ритуалы, которые будут повторяться каждый день.
- Чаще посещайте группу или класс, где обучается ваш ребенок.
- Разговаривайте с малышом, даже, если он вам не отвечает.
- Старайтесь создавать комфортную обстановку для игр и обучения.
- Всегда терпеливо объясняйте малышу этапы деятельности, желательно подкрепляя это картинками.
- Не допускайте переутомления.
Если вашему малышу поставили такой диагноз, как аутизм, то не стоит отчаиваться. Главное любить его и принимать таким, какой он есть, а также постоянно заниматься, посещать психолога. Кто знает, может у вас растет будущий гений.
что это за болезнь? Причины и признаки аутизма у детей и взрослых, лечение
Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство психического развития, которое характеризуется пониженной способностью к общению, часто повторяющимися действиями и ограниченными интересами.
По статистике, аутизм встречается у одного-шести детей на тысячу. На четырех мальчиков с аутизмом приходится одна девочка.
Признаки и симптомы аутизма у детей
Симптомы аутизма можно поделить на две группы:
Первая группа включает симптомы, связанные с нарушениями социальных навыков. Такие дети с трудом могут поддерживать беседу, идти на контакт с людьми, разделять чужие интересы, подстраиваться под собеседника, у них позднее развивается речь. Им сложно считывать жесты и эмоции, удерживать зрительный контакт — зачастую у них вообще отсутствует лицевая мимика. Дети с РАС не могут менять свое поведение в зависимости от социальных требований, испытывают сложности с воображением, не могут заводить друзей.
Ученик центра социальной реабилитации «Турмалин» со своим педагогом-куратором перед началом занятия. РИА Новости / Мария Алексеева
Вторая группа — это повторяющиеся особенности поведения — регулярные, ограниченные действия и привычки. Например, ребенок стремится снова и снова раскладывать предметы, раскачивается из стороны в сторону, определенным образом принимает пищу. Людям с РАС важно, чтобы повседневные ритуалы повторялись в строгом порядке. Любые перемены в привычных действиях вызывают у них стресс.
Соня Шаталова на занятии по вязанию у своего тьютора Людмилы. РИА Новости / Кирилл Каллиников
Люди с расстройствами аутистического спектра проявляют повышенную чувствительность к сенсорным объектам: сильнее чувствуют запахи, любят трогать вещи определенной текстуры, но боятся некоторых звуков или яркого света. Происходит это потому, что сигнал воспринимаемый ребенком, поступает в мозг в искаженном виде: прикосновения и звуки могут причинять физическую боль, а ожоги не восприниматься мозгом вообще.
Важно, чтобы симптомы из обеих групп проявлялись одновременно, иначе диагноз РАС не ставится.
Существуют и так называемые «красные флажки» — навыки, отсутствие которых может говорить о наличии аутизма, либо других заболеваниях, считает детский врач-психиатр Елисей Осин.
К году ребенок плохо отзывается, либо не отзывается на свое имя.
После года ребенок не понимает, когда к нему обращаются и разговаривают лично с ним.
К 11-13 месяцам у ребенка отсутствуют выученные жесты: «отдай», «пока», «покорми», «попить» и так далее.
Если ребенок повторяет свои любимые слова, названия и произносит буквы, но не может использовать речь в разговоре с людьми — это повод обратиться к специалистам.
Дети с расстройствами аутистического спектра мало улыбаются и не отвечают в ответ на улыбку, когда улыбаются им.
Источник: Getty Images
Причины аутизма
Аутизм — это комплексное расстройство, у которого нет единой причины. Специалисты скорее говорят о факторах, увеличивающих риск. Эти факторы могут быть генетическими, либо негенетическими. Скажем, существуют гены, влияющие на аутизм и развитие речи у ребенка.
Из негенетических факторов, повышающих риск рождения ребенка с РАС — зачатие ребенка в позднем возрасте, инфекции у матери во время беременности, загрязнение окружающей среды. Иногда эти факторы взаимодействуют друг с другом.
Существует популярная теория, связывающая распространение аутизма с вакцинацией населения. На данный момент не существует ни одного научного доказательства этой связи.
Лечение аутизма
Аутизм — это не болезнь, а группа расстройств психического развития. Им нельзя заболеть и от него нельзя вылечиться. Такие проявления, как агрессивность, возбудимость и гиперактивность можно купировать при помощи медикаментов, но лекарства не существует. Помочь скорректировать нарушения мышления и речи может лишь психолого-педагогическая работа.
Пятилетний мальчик с аутизмом играет с человекоподобной куклой. Кукла учит детей с аутизмом взаимодействовать с другими людьми. Источник: Reuters
У ребенка обнаружили аутизм. Что делать?
Первым делом специалисты рекомендуют не впадать в панику и не отрицать проблему.
Зарегистрируйтесь на форуме или в сообществе единомышленников. Например, «Аутизм. Форум родителей и профессионалов» или на «Форуме родителей детей с аутизмом». Так вы сможете понять, что таких, как вы много и изучить опыт других семей. Полезной будет методичка «Родитель родителю».
Поговорите с родственниками, братьями и сестрами ребенка. Объясните им, что такое аутизм.
Отправьте ребенка на медицинское обследование. Дети с РАС часто не чувствуют собственного тела и не могут сообщить, что у них что-то болит или не впорядке.
Обратитесь в ближайшую в вашем городе службу ранней помощи — организацию помощи детям с нарушениями развития. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования. На этом этапе важно добиться правильной постановки диагноза. Ищите методики и куратора (тьютора), который будет писать и корректировать программу для вашего ребенка. Обязательно нужны занятия с логопедом-дефектологом, игровой терапевт и терапия в группе.
Каждый случай индивидуален — здесь придется действовать методом проб и ошибок.
Если диагноз поставлен, оформите ребенку инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизы. Это даст возможность получить материальную помощь и льготы, например, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте и другие.
Почему не стоит говорить «дети-аутисты»?
Этот термин некорректен. Существует правило «people-first language», при котором человек всегда идет впереди своих особенностей и называть его тоже нужно первым.
Правильно говорить «человек с аутизмом», а не «аутист», потому что во втором случае особенность становится его единственной и главной чертой. Не следует называть маленького ребенка «аутенок» — не все родители готовы принять такое обозначение.
Поскольку аутизм не является болезнью, то говорить «больной аутизмом» тоже неправильно.