Зпр у детей признаки: Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)?

Содержание

Задержки и нарушения развития детей диагностика и лечение в Москве

Причины

Задержки и нарушения развития в детском возрасте могут возникать по разным причинам. В зависимости от механизма возникновения, они имеют свою специфику как с точки зрения способов преодоления, так и с точки зрения прогноза.

Диапазон возможных проблем развития в детском возрасте может колебаться от единичных трудностей формирования отдельных психических функций (диспраксия, трудности концентрации внимания, несформированность пространственной функции), до стойких системных нарушений психического развития (умственная отсталость).

В клинико-психолого-педагогической классификации различных видов дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому) предпринята попытка описать шесть основных маршрутов формирования задержек и нарушений психического развития.

  1. Общее психическое недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга — генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных (например, при олигофрении).
  2. Задерженное психическое развитие — замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Может быть следствием патогенных воздействий на нервную систему ребенка различной этиологии (хронические заболевания, гипоксии, травмы головного мозга) до 3-х летнего возраста. Задержки психического развития (ЗПР), а так же задержки речевого развития (ЗРР) и задержки психоречевого развития (ЗПРР) часто являются предпосылками школьной неуспеваемости, но при этом имеют относительно хороший прогноз в преодолении и являются наиболее частой причиной обращения родителей к специалистам в коррекционные центры. В грубых случаях необходима дифференциальная диагностика, позволяющая точно установиться диагноз, так как грубые задержки дают клиническую картину, схожую с умственной отсталостью.
  3. Поврежденное психическое развитие — является следствием патогенного воздействия на нервную систему в период ее относительной сформированности (травмы, интоксикации, наследственные дегенеративные заболевания). Отличается парциальностью расстройств (например, афазия; органическая деменция).
  4. Дефицитарное психическое развитие — вариант особенностей развития, связанный с недостаточностью отдельных систем организма: первичные нарушения двигательной сферы, нарушения зрения и слуха, инвалидизирующие соматические заболевания (заболевания сердца, дыхательной системы, эндокринные заболевания, иногда — детский церебральный паралич (ДЦП). Изначально здоровая нервная система развивается в условиях дефицита стимулов либо не имеет возможности давать адекватную реакцию на стимул (часто это задержки развития по моторному или сенсорному типу). Первичный дефект ведет к недоразвитию связанных с ним психических функций. В случае преодоления первичного дефекта может давать картину ЗПР.
  5. Искаженное психическое развитие — сочетание элементов общего психического недоразвития с элементами задержанного, ускоренного и поврежденного развития отдельных функций. Данная комбинация дает новую клиническую картину нарушений, не свойственную входящим в ее состав отдельным типам. Подобный тип формирования психической сферы наблюдается при раннем детском аутизме (РДА), расстройствах аутистического спектра (РАС).
  6. Дисгармоническое психическое развитие. По структуре схоже с искаженным развитием, но на первый план выходит не текущий болезненный процесс, как при РДА, где развитие психики происходит под давлением заболевания, а врожденная либо приобретенная диспропорциональность психики, преимущественно, в эмоционально-волевой сфере. Примером могут служить ряд психопатий и, так называемых, патологических формирований личности, проявляющихся в юношеском и зрелом возрасте. Часто к подобному типу развития приводит сочетание биологических (наследственных, органических) и социальных факторов, которые могут оказывать влияние на развитие психики на протяжении всей жизни.

Часто в клинической практике мы встречаемся с сочетанием патологических типов развития нервной системы у ребенка с трудностями в развитии. Трудности в развитии, связанные с гипоксией при родах, могут усиливаться элементами сенсорной депривации, связанными с отсутствием подвижного образа жизни и эмоционально-волевыми проблемами, связанными с особенностями семейной системы.

Диагностика и лечение

Для выявления структуры нарушения и постановки точного диагноза у ребенка с задержкой развития требуется подробный сбор анамнестических данных и комплексная междисциплинарная диагностика: обследование врача невролога (при необходимости психиатра), функциональная диагностика (ЭЭГ с картированием, УЗДГ, вызванные потенциалы), обследование логопеда, обследование нейропсихолога, в ряде случаев, для диагностики генетических заболеваний (например, синдром Мартина-Бэлла) назначают генетические исследования.

Преодолением задержек и нарушений психического развития, в зависимости от причин возникновения и необходимых лечебных мероприятий, занимаются врачи (невролог, психиатр, педиатр) и специалисты отделения лечебной педагогики (логопед, нейропсихолог). В ряде случаев, пациенту рекомендуется пройти курс остеопатического лечения и лечебного массажа.

Непосредственно для лечения задержек органического генеза разработаны протоколы лечения на специальном реабилитационном оборудовании — транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Решение о возможности применения ТМС можно принимать только после постановки правильного диагноза, основанном на патогенезе нарушения.

ЗПР — клиника «Добробут»

Особенно неутешительна детская статистика — в последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития (до 16% ребят дошкольного возраста).

Задержка психического развития — что это?

Психика любого человека включает в себя огромное количество функций. Она ответственна за мышление, память, внимание, чувства и эмоции. Физиологически психическое развитие ребенка проходит несколько этапов и заканчивается к 18-22 годам, когда он способен осознанно принимать взвешенные решения и нести за них ответственность. Отставание от принятых функциональных показателей для конкретного возраста определяется как задержка психического развития (ЗПР). Это пограничное состояние между нормой и тяжелой патологией. Основные проблемы, с которыми сталкиваются дети с ЗПР, связаны первоначально с социальной адаптацией и обучением. Задержка психического развития в противовес умственной отсталости является обратимым нарушением, при котором дети способны продуктивно использовать помощь взрослого.

Причины возникновения ЗПР

Диагноз ЗПР у детей не является органическим, т. е. не имеет отношения к врожденным патологиям. Это приобретенное нарушение. Причины возникновения ЗПР условно можно объединить в две большие группы:

  • физиологические — хронические болезни матери и интоксикации во время беременности, частые соматические заболевания ребенка (особенно в первый год жизни), поражения центральной нервной системы и т. д.;
  • социально-педагогические — результат неблагоприятных условий проживания и отсутствия воспитания (социальная депривация).

Виды ЗПР

В зависимости от происхождения дифференцируют четыре вида ЗПР:

  1. конституциональный — следствие задержки созревания лобной части головного мозга; отличительная особенность таких детей — небольшой рост и вес; при веселом и мягком характере они непоседливы, легко внушаемы, с плохо развитыми мышлением и памятью;
  2. соматогенный — результат перенесенных в раннем детстве длительных соматических заболеваний;
  3. психогенный — итог педагогической запущенности и безнадзорности;
  4. церебрально-органический — наиболее часто встречающийся тип, обусловленный локальной мозговой дисфункцией с наименее благоприятным прогнозом (в сравнении с тремя остальными формами).

Соматогенная задержка психического развития

Задержка психического развития соматогенной этиологии характеризуется большой физической и психической истощаемостью (астенией). Такие дети неуверенны в себе, безынициативны, крайне привязаны к родителям. Интерес к учебе отсутствует полностью, однако реакция на плохие оценки и неудачи крайне болезненна. Состояние их здоровья предполагает обучение в школах санаторного типа. Как правило, после полного устранения соматических причин дальнейшая коррекция ЗПР проходит также успешно.

Психогенная задержка психического развития

Длительное воздействие неблагоприятных социальных условий (любые формы семейного неблагополучия) — основание для психогенной задержки психического развития. Особенности детей с ЗПР этого типа — устойчивые отклонения нервно-психического развития личности. Особенно страдает эмоционально-волевая сфера детей. Они, как правило, живут в своем мире, не имеют осознанного представления о моральных нормах, импульсивны, с небольшим словарным запасом и скудными представлениями об окружающем мире.

Признаки ЗПР у ребенка

Существуют определенные особенности детей с ЗПР дошкольного возраста. Основные, наиболее яркие признаки ЗПР:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • примитивность игровой деятельности;
  • задержка развития речи;
  • специфичность памяти — наглядный материал запоминается лучше, чем словесный;
  • избыточная двигательная активность — иногда присутствует синдром дефицита внимания;
  • проблемы с бытовыми навыками — самостоятельным одеванием, едой, туалетом;
  • трудности с учебными навыками.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР

Основная цель ребенка с ЗПР — получить удовольствие от того, что он делает. Если занятие ему надоедает, он тут же бросает его, не предпринимая над собой никаких усилий. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР могут выражаться в истериках, агрессивном поведении, потому, что ребенок не понимает почему ему необходимо спрашивать разрешение, делиться с кем-то игрушками и т. д. Понимание своей неуспешности в детском коллективе только усугубляет положение.

Особенности игровой деятельности детей с ЗПР

Для маленьких детей самым доступным видом деятельности является игра. Это их реальная жизнь среди сверстников. Особенности игровой деятельности детей с ЗПР проявляются в недостаточном выражении познавательного интереса. Например, пятилетний ребенок может просто бесцельно катать машину, в то время как его ровесники строят из конструктора дома, гаражи, космические корабли. Другая крайняя ситуация — разрушение. Дети рвут, разбрасывают, ломают игрушки. Может быть просто бессмысленная двигательная активность вместо игры с другими детьми.

Лечение ЗПР у детей

Начальный этап лечения ЗПР у детей — нельзя отрицать очевидное. При этом нужно помнить, что ЗПР — диагноз не на всю жизнь: чем раньше будет начата коррекция, тем больше шансов на успешный результат. Разумеется, в каждом случае схема терапии подбирается индивидуально, но оптимальным является комплексный подход:

  • коррекционные занятия с психологом и педагогом;
  • лекарственная терапия;
  • создание необходимых условий в семье.

Медикаментозное лечение ЗПР у детей

Терапевтическое лечение детям с задержкой психического развития назначается в соответствии с особенностями состояния, этиологии, наличием сопутствующих патологий. Дополнительно по рекомендации врача могут быть назначены физиотерапевтические процедуры.

Задержка психического развития (Зпр) — признаки, причины, симптомы, лечение и профилактика

Диагностика

Диагностирование ЗПР возможно лишь после полного обследования. Необходимо записаться на прием к педиатру или детскому психологу, чтобы установить отклонение. Также потребуется консультация детского невролога, логопеда, дефектолога.

Врач должен изучить данные анамнеза, медицинской карты, провести нейропсихологическую диагностику, проанализировать условия, в которых живет и воспитывается пациент.

Дополнительно назначается электроэнцефалография, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга.

Лечение

При таких отклонениях необходима длительная работа с психологом, логопедом, неврологом. Зачастую ребенка переводят в специализированное место обучения, где применяются уникальные методики. Они заключаются в дозированной подаче материала, наглядных примерах, многократных повторениях. Также важна частая смена деятельности, игровая терапия, арттерапия.

Медикаментозное лечение возможно при выявлении соматических заболеваний и церебрально-органических расстройств. Приветствуется проведение массажей, лечебной физкультуры и водолечения.

Профилактика

Профилактические меры должны начаться на этапе планирования беременности. Будущие родители обязаны вести здоровый образ жизни, правильно питаться, отказаться от алкоголя и курения.

В раннем возрасте ребенок нуждается в профилактике заболеваний, полноценном воспитании и обучении, общении со сверстниками, внимании со стороны родителей.

Литература и источники

  • Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2004. 
  • Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2006.
  • Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006.
  • Видео по теме:

    Коронавирус (COVID-19): что делать, если ваш ребенок болен (для родителей)

    У детей зарегистрировано гораздо меньше случаев коронавируса (COVID-19), чем у взрослых. Обычно вирус вызывает более легкое заболевание у детей, хотя некоторые дети сильно болеют.

    Многие родители задаются вопросом, что делать, если их ребенок заболел. Вот что вам нужно знать.

    Каковы признаки и симптомы коронавируса (COVID-19)?

    Инфекция может вызывать ряд симптомов.Наиболее распространенными являются лихорадка, кашель, затрудненное дыхание и желудочно-кишечные проблемы, такие как боль в животе, тошнота, рвота и диарея. Другие жалобы включают головные боли, мышечные боли, потерю вкуса и обоняния и симптомы простуды. У некоторых людей вирус может быть более серьезным. А у некоторых вообще нет никаких симптомов.

    У некоторых детей появляются симптомы, вызванные воспалением по всему телу, иногда через несколько недель после заражения вирусом. Он может поражать многие различные системы организма, включая легкие, сердце, мозг, почки, кровеносные сосуды, кожу, глаза и желудочно-кишечный тракт.Это называется мультисистемным воспалительным синдромом у детей (MIS-C). Медики пытаются выяснить, как эти симптомы связаны с коронавирусной инфекцией.

    Большинству детей с MIS-C становится лучше после того, как они получают специальную помощь в больнице, иногда в отделении интенсивной терапии.

    Что делать, если у моего ребенка есть симптомы?

    Позвоните своему врачу, если у вашего ребенка жар, кашель, затрудненное дыхание, боль в горле, боль в животе, рвота, диарея, сыпь, головокружение или он просто плохо себя чувствует.Если ваш ребенок был рядом с больным коронавирусом или был в районе, где много людей, сообщите об этом врачу. Поговорите о том, нужен ли вашему ребенку тест на коронавирус. Врач может решить, есть ли у вашего ребенка:

    • можно лечить дома
    • должен зайти в гости
    • может пройти видео- или телемедицинский визит

    Во время телемедицинского визита поставщик медицинских услуг может видеть вашего ребенка на видео, пока вы остаетесь дома. Если можете, выберите поставщика услуг телемедицины, который специализируется на уходе за детьми.Если врач считает, что вашему ребенку требуется немедленная помощь, он подскажет, куда обратиться. По возможности проверьте наличие телемедицины в вашем районе, прежде чем кто-либо из членов вашей семьи заболеет.

    Следите за признаками того, что вашему ребенку может потребоваться дополнительная медицинская помощь. Обратитесь в отделение неотложной помощи, если ваш ребенок:

    • выглядит очень больным для вас
    • У
    • проблемы с дыханием. Ищите мышцы, втянутые между ребрами или ноздри, надувающиеся при каждом вдохе.
    • сбит с толку или очень хочет спать
    • имеет боль в груди
    • имеет холодную, потную, бледную или покрытую пятнами кожу
    • кружится голова
    • очень сильная боль в животе

    Позвоните по номеру 911, если ваш ребенок с трудом дышит, слишком запыхался, чтобы говорить или ходить, посинел или потерял сознание.

    Как я могу обезопасить свою семью, если у моего ребенка есть симптомы?

    • Держите свою семью дома, пока не поговорите со своим врачом. Если врач считает, что симптомы у вашего ребенка могут быть COVID-19, все члены семьи должны оставаться дома до тех пор, пока не будет проведено тестирование или симптомы не исчезнут. Проверьте веб-сайт CDC для деталей.
    • Держите других людей и домашних животных в доме как можно дальше от вашего ребенка.
    • Постарайтесь, чтобы один человек ухаживал за больным ребенком, чтобы другие не подвергались риску.
    • Если вашему ребенку больше 2 лет и он может носить маску, не испытывая при этом затруднения дыхания, попросите его надеть маску, когда в комнате находится лицо, осуществляющее уход. Не оставляйте ребенка одного, пока он в маске. Опекун также должен носить его, когда находится в одной комнате. Чтобы узнать больше о масках, ознакомьтесь с руководством CDC.
    • Если возможно, пусть ваш больной ребенок пользуется ванной, отличной от других. Если это невозможно, чаще протирайте ванную.
    • Все члены вашей семьи должны хорошо и часто мыть руки.Мойте руки водой с мылом не менее 20 секунд или используйте дезинфицирующее средство для рук на спиртовой основе.
    • Используйте обычные бытовые чистящие средства или салфетки для чистки предметов, к которым часто прикасаются (дверные ручки, выключатели света, игрушки, пульты дистанционного управления, телефоны и т. д.). Делайте это каждый день.

    Как врачи проверяют людей на коронавирус (COVID-19)?

    Чтобы проверить кого-то на коронавирус, врачи помещают ватную палочку (тампон) в нос или рот, а затем отправляют ее в лабораторию. В некоторых районах предлагается выездное тестирование, которое позволяет людям оставаться в машине во время теста.В некоторых пунктах тестирования люди могут брать мазки, следуя указаниям медицинской бригады. Люди также могут заказать специальные наборы для проведения теста дома.

    Если вы считаете, что у вашего ребенка есть симптомы COVID-19, позвоните своему врачу или в местный отдел здравоохранения. Они предоставят вам самую актуальную информацию о тестировании.

    Как лечится коронавирус (COVID-19)?

    Большинство людей с легкой формой заболевания, включая детей, не нуждаются в каком-либо специальном лечении. Им становится лучше после отдыха, приема жидкости и жаропонижающих лекарств.

     Очень немногие дети в возрасте 12 лет и старше, подверженные повышенному риску тяжелого течения COVID-19, могут получить моноклональные антитела. Это специальное лекарство дается в течение 10 дней с момента появления симптомов или с момента, когда ребенок находился рядом с кем-то с COVID-19. Это может уберечь их от серьезного заболевания и потребности в стационарном лечении.

    Некоторым людям, которые серьезно заболели COVID-19, потребуется стационарное лечение, возможно, в отделении интенсивной терапии. Врачи могут внимательно наблюдать за ними, при необходимости давать кислород или внутривенные жидкости и лечить любые проблемы.В редких случаях они будут давать лекарства, такие как противовирусные препараты или стероиды. Тот, кому требуется дополнительная помощь для дыхания, будет подключен к дыхательному аппарату (вентилятору).

    Что еще я должен знать?

    Безопасные и эффективные вакцины против COVID-19 доступны для взрослых и всех детей в возрасте 5 лет и старше. Бустерные инъекции рекомендуются для взрослых и детей от 12 лет и старше. Все, кто имеет на это право, должны как можно скорее получить вакцину против COVID-19 и повторную прививку.

    Симптомы коронавируса (COVID-19) у детей

    Дети могут заразиться коронавирусом (COVID-19), но, похоже, они болеют им реже, чем взрослые, и обычно заболевание протекает менее серьезно.

    Основными симптомами COVID-19 являются:

    • высокая температура
    • новый непрерывный кашель – это означает сильный кашель, продолжающийся более часа, или 3 или более эпизодов кашля в течение 24 часов
    • потеря или изменение обоняния или вкуса – это означает, что они не могут чувствовать запах или вкус, или запах или вкус вещей отличаются от нормальных

    Что делать, если у вашего ребенка есть симптомы

    Если у вашего ребенка есть какие-либо из основных симптомов COVID-19, даже если они легкие:

    1. Как можно скорее сделайте ПЦР-тест (тест, который отправляется в лабораторию), чтобы проверить, есть ли у них COVID-19.
    2. Ваш ребенок должен стараться оставаться дома и избегать контактов с другими людьми, пока вы не получите результат теста.
    Информация:

    Если у вашего ребенка есть COVID-19, он может заражать других людей в течение как минимум 5 дней с момента появления у него симптомов.

    Получите совет о том, как оставаться дома и избегать контактов с другими людьми, если у вас есть COVID-19.

    Важный: Помощь от NHS 111

    Получите помощь от NHS 111, если вы беспокоитесь о своем ребенке или не знаете, что делать.

    Что делать, если вашему ребенку кажется, что он очень плохо себя чувствует

    Дети и младенцы все равно будут болеть болезнями, которые могут привести к очень быстрому ухудшению их здоровья. Важно получить медицинскую помощь, если она вам нужна.

    Срочный совет: позвоните по номеру 111 или в поликлинику, если ваш ребенок:

    • младше 3 месяцев и у него температура 38°C или выше, или вы думаете, что у него лихорадка
    • возраст от 3 до 6 месяцев и у него температура 39°C или выше, или вы думаете, что у него жар другие признаки болезни, такие как сыпь, а также высокая температура (лихорадка)
    • имеет высокую температуру, которая держится в течение 5 дней и более
    • не хочет есть или не в своем обычном самочувствии и обеспокоен
    • имеет высокую температуру, которая не сбивается парацетамолом
    • обезвожен – например, подгузники не очень влажные, запавшие глаза и нет слез, когда они плачут

    Последняя проверка страницы: 10 марта 2022 г.
    Дата следующего рассмотрения: 24 марта 2022 г.

    Что происходит, когда дети переносят длительный COVID? > Новости > Йельская медицина

    Dr.Оливейра говорит, что у детей часто проявляются другие симптомы, чем у взрослых, и нет ни одного ярко выраженного симптома, по которому было бы легко идентифицировать случай. AAP сообщает, что дети и подростки испытывали, среди прочего, боль в груди, кашель, одышку, вызванную физической нагрузкой (или затрудненное дыхание), а также изменения обоняния или вкуса (хотя это чаще встречается у подростков). Пораженные дети и подростки сообщают об усталости, тумане в голове, беспокойстве, боли в суставах, головной боли и боли в горле, а также о других симптомах, которые различаются по интенсивности и продолжительности, а в некоторых случаях длятся месяцами.

    Ян Фергюсон, доктор медицинских наук, ревматолог Йельского университета, лечит педиатрических пациентов с длительным течением COVID, страдающих от болей в суставах и костях. «То, что я обычно вижу, — это общее недомогание и ухудшение физической формы», — говорит доктор Фергюсон. «Они могут сказать: «Я просто чувствую боль. Я чувствую себя нехорошо». В остальном здоровый ребенок может сказать: «Я не чувствую, что должен вставать с постели по утрам». Или они говорят: «Раньше я был в школьной команде по кроссу. И теперь я едва успеваю пройти по улице, прежде чем мне нужно сделать перерыв.’»

    Иногда ожидание от родителя состоит в том, что их педиатр будет знать об этом все… Но это новое заболевание, и врачи еще учатся. Карлос Оливейра, доктор медицины, детский инфекционист

    По словам доктора Оливейры, у некоторых детей проявляются малозаметные симптомы, но при проведении диагностического тестирования никаких отклонений не обнаруживается. Например, у ребенка может быть боль, усталость или проблемы с концентрацией внимания, но его визуализация и анализ крови возвращаются в норму.«Часто мы называем эти симптомы «необъяснимыми с медицинской точки зрения», но они все равно очень важны для здоровья пациента», — говорит он. «Возможно, ребенок не сможет ходить в школу или не сможет ходить, и мы не можем найти причину».

    У очень небольшого процента детей даже развиваются серьезные осложнения, поскольку COVID-19 может поражать органы, включая мозг, сердце, почки и печень, и любой из этих органов может быть поврежден, если ребенок не получит надлежащего ухода. «Пост-COVID-клиника предназначена для выявления этих симптомов, вызванных остаточным поражением органов, и их лечения», — говорит доктор.— говорит Оливейра.

    Информация о здоровье детей: Коронавирус COVID-19

    Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка есть COVID-19, позвоните по специальной горячей линии по номеру 1800 675 398 или посетите dhhs.vic.gov.au/coronavirus для получения дополнительной информации.

    COVID-19 — это вирусная инфекция, вызываемая типом коронавируса под названием SARS-CoV-2. У большинства детей, заболевших COVID-19, инфекция протекает в легкой форме, напоминающей обычную простуду или грипп . Симптомы обычно длятся от двух до семи дней.Дети также могут не иметь признаков или симптомов (бессимптомная инфекция).

    Дети с ожирением, хроническими заболеваниями сердца, легких или неврологические проблемы могут ухудшиться из-за COVID-19. COVID-19 может быть тяжелое заболевание пожилых людей. В у детей инфекция обычно протекает в легкой форме, и требуется пребывание в больнице. редкий.

    Признаки и симптомы COVID-19

    У вашего ребенка могут быть симптомы COVID-19. Эти симптомы похожи на симптомы, присутствующие при других респираторных вирусах, таких как грипп.Они:

    • лихорадка
    • насморк
    • кашля
    • боль в горле
    • Усталость
    • Усталость
    • ГОЛОСАЛИ
    • Раздраженность
    • Потеря аппетита
    • Опытные трудности
    • рвота, диарея
    • Плохое устное приема и обезвоживание

    врач

    Если у вашего ребенка наблюдаются какие-либо из перечисленных выше симптомов, вот что нужно делать:

    1. Если у вашего ребенка легкие симптомы, пройдите тест и ждите дома, пока не получите результат теста.
    2. Обратитесь к своему терапевту или обратитесь за медицинской помощью, если симптомы ухудшаются или вы обеспокоены.
    3. Вы можете связаться с Линия медицинской информации о коронавирусе по телефону 1800 020 080 или Healthdirect по телефону 1800 022 222 для получения дополнительной информации о COVID-19.
    4. Если вашему ребенку очень плохо, вы можете вызвать скорую помощь или отвезти его в больницу в любое время, и вам не нужно звонить заранее, хотя это предпочтительнее.

    Когда срочно обратиться к врачу.Ваш ребенок может быть:

    • Тяжелая работа над дыханием, с учащенным дыханием или длительными паузами между вдохами.
    • Очень сонный, трудно проснуться или сбит с толку.
    • Признаки обезвоживание.
    • Сильная боль в груди или животе, которая не проходит после обезболивания.
    • Стойкое головокружение или головная боль.
    • Стойкая лихорадка, продолжающаяся более пяти дней, или лихорадка у ребенка в возрасте до трех месяцев.
    • Боль/отек в ногах.

    Лечение

    Специфического лечения COVID-19 как для легкой, так и для бессимптомной инфекции не существует. Если у вашего ребенка диагностирован COVID-19 и он чувствует себя некомфортно, вы можете лечить его так же, как при любой простуде или гриппе. Это может включать:

    • Обнадеживающие жидкости и отдых.
    • Младенцев, возможно, потребуется кормить меньшими порциями, но чаще.
    • Парацетамол и/или ибупрофен.
    • Солевые капли при заложенности носа.

    Лихорадка при COVID-19

    Лихорадка является обычным явлением и ожидаема при большинстве вирусных заболеваний.Если ваш ребенок счастлив и чувствует себя комфортно, его лихорадка не нуждается в каком-либо специальном лечении. Если ваш ребенок раздражителен или чувствует себя некомфортно, можно использовать парацетамол и ибупрофен. Ибупрофен лучше всего принимать во время еды и не более трех раз в день. Парацетамол можно принимать натощак до четырех раз в день. Вы можете использовать оба препарата одновременно или чередовать их, чтобы при необходимости принимать более частые дозы.

    Уход на дому


    COVID-19 обычно распространяется в домашнем хозяйстве.

    Надлежащая личная гигиена и физическое дистанцирование помогают защитить вашего ребенка от COVID-19 и уменьшить его распространение. Мытье рук является ключевым элементом личной гигиены. Это один из самых простых и лучших способов предотвратить распространение болезней, включая распространение COVID-19.

    Когда ваш ребенок чихает, кашляет или сморкается, он должен:

    • Используйте одноразовые салфетки.
    • Немедленно выбрасывайте использованные салфетки в мусорное ведро.
    • Носите с собой одноразовый пакет для использованных салфеток на случай, если поблизости нет мусорных баков.
    • Вымойте руки ребенка с мылом или спиртосодержащим гелем для рук после того, как высморкаетесь.

    Последующее

    Последующее наблюдение обычно не требуется. Если у вашего ребенка наблюдаются продолжительные симптомы (более 14 дней) или у него появляются новые симптомы после выздоровления от COVID-19, обратитесь к своему терапевту для дальнейшего обследования.

    Осложнения после COVID-19

    Редкие осложнения могут возникать после заражения COVID-19 у детей и подростков:

    • Педиатрический мультисистемный воспалительный синдром (PIMS-TS): это проявляется как новое заболевание через две-шесть недель после заражения COVID -19.Симптомы включают плохое самочувствие, сыпь, боль в животе или лихорадку. Другие симптомы включают красные глаза (конъюнктивит), губы, руки, ноги или опухшие шейные железы.
    • Тромбоз глубоких вен (ТГВ): отек, боль или изменение цвета икроножной мышцы или ноги.

    Если у вашего ребенка есть эти признаки, вам следует немедленно обратиться к врачу.

    Изоляция

    Если у вашего ребенка положительный результат на COVID-19, он должен изолироваться дома со всеми членами семьи, пока вы не получите рекомендации от Департамента здравоохранения штата Виктория.Вы по-прежнему можете отвезти ребенка в больницу или вызвать скорую помощь, пока у него есть COVID-19. Пожалуйста, посетите На веб-сайте Министерства здравоохранения можно найти полезный список того, чего ожидать в период изоляции.

    Советы по изоляции

  • Обеспечьте вашему ребенку ежедневную физическую активность.
  • Предложите ребенку рассказать о COVID-19 и о том, что он чувствует.
  • Обеспечьте ребенку уверенность и найдите время для веселых занятий.
  • Оставайтесь на связи с семьей и друзьями.
  • Продукты питания, расходные материалы и лекарства можно получить с доставкой на дом.
  • Дополнительные советы можно найти здесь.

    Ключевые моменты, которые следует помнить


    • COVID-19 вызывает в основном легкие симптомы простуды и гриппа у детей.
    • Если у вашего ребенка есть симптомы, пройдите тест и подождите дома, пока не получите результат теста, а затем следуйте полученным советам.
    • Обратитесь к врачу или обратитесь за медицинской помощью в больницу, если у вашего ребенка ухудшаются симптомы и если вы все больше беспокоитесь.
    • Надлежащая гигиена, физическое дистанцирование и маски для лица могут помочь защитить вашу семью от COVID-19.
    • Поговорите со своими детьми о COVID-19, чтобы помочь им понять, что происходит.
    • Держите ребенка вне дошкольного учреждения, когда у него есть какие-либо вирусные симптомы, чтобы избежать передачи тех же симптомов другим детям, даже если это не COVID-19.
    • Получите информацию о COVID-19 из надежных источников, таких как правительственные веб-сайты и информационные бюллетени RCH Kids Health Info и подкасты.
    • Родителям важно помнить, что забота о собственном здоровье важна для ухода за ребенком. Не стесняйтесь обращаться за медицинской помощью в случае необходимости. Поддержка и уход доступны для детей, родители которых слишком больны, чтобы заботиться о них. Пожалуйста, свяжитесь со Службой информации о коронавирусе по телефону 1800 020 080 или позвоните по номеру 000, если это необходимо.

    Для получения дополнительной информации

    Разработан отделениями общей медицины и госпиталя Королевской детской больницы.Мы признательны за вклад потребителей RCH и опекунов.

    Рассмотрено в марте 2022 г.

    Kids Health Info поддерживается Фондом Королевской детской больницы. Чтобы сделать пожертвование, посетите www.rchfoundation.org.au.

    Выявление длительных симптомов COVID у детей

    Головные боли, усталость и «мозговой туман» — одни из наиболее распространенных признаков этого изнурительного пост-COVID-состояния.


    Кэти Суини

    Это один из самых загадочных аспектов COVID-19 — состояние, называемое длительным COVID.В то время как большинство людей выздоравливают от вируса в течение двух-четырех недель, другие могут месяцами бороться с затяжными, часто изнурительными симптомами.

    О длительном COVID чаще всего говорят у взрослых, но дети тоже могут столкнуться с ним, даже если у них не было никаких симптомов при начальной инфекции COVID. Это может затруднить диагностику состояния.

    Синдху Мохандас, Мэриленд

    «У многих детей нет никаких симптомов, когда у них есть инфекция COVID», — говорит Синдху Мохандас, доктор медицинских наук, детский специалист по инфекционным заболеваниям и лечащий врач в детской больнице Лос-Анджелеса.«Поэтому, если симптомы затяжного COVID проявляются позже, может быть сложно связать их с коронавирусом».

    Долго ли COVID?

    В отличие от COVID-19, простого мазка из носа или другого диагностического теста на затяжной COVID не существует. Вместо этого врачи смотрят на характер симптомов у ребенка, а также на прошлое воздействие вируса.

    Эти симптомы могут широко варьироваться от пациента к пациенту, но у детей наиболее распространенными длительными симптомами COVID являются:

    • Необычная усталость/усталость
    • Головные боли
    • Трудности с концентрацией внимания или «мозговой туман»

    Дети также могут испытать:

    • Одышка
    • Боль в горле
    • Необъяснимая лихорадка
    • Непереносимость физической нагрузки
    • Быстрое сердцебиение
    • Боль в груди
    • Потеря обоняния или вкуса
    • Боль в мышцах или нервах
    • Нарушения сна
    • Диарея, рвота или запор
    • Беспокойство
    • Депрессия

    Продолжительные симптомы COVID сохраняются, длятся более четырех недель после заражения COVID-19.Симптомы могут различаться у детей. Например, у одного ребенка может болеть голова пару часов каждый день, а у другого — несколько раз в неделю.

    Состояние также мешает нормальной деятельности. Ребенок, который раньше был сильным учеником, теперь может испытывать трудности с выполнением заданий. Спортсмен может больше не иметь сил заниматься спортом.

    «Длительный COVID может быть более тяжелым у одних пациентов, чем у других», — отмечает д-р Мохандас. «Но это может существенно повлиять на качество жизни ребенка, а, следовательно, и всей семьи.

    Прошлый контакт с COVID

    Однако одних симптомов недостаточно для диагностики затяжного COVID, тем более что они могут быть вызваны другими состояниями. Поэтому врачи также выясняют, не подвергался ли ребенок ранее заражению коронавирусом.

    Эту ссылку гораздо проще сделать для детей, у которых в прошлом был положительный тест на COVID-19 или явные симптомы COVID. Для тех, кто никогда не проходил тестирование или никогда не чувствовал себя больным, врачи внимательно изучают семейный анамнез и выясняют, были ли какие-либо известные воздействия вируса на ребенка.

    Тесты на антитела также могут указать на перенесенную ранее инфекцию COVID. «Единственное предостережение заключается в том, что если ребенок вакцинирован, антитела могут быть вызваны вакциной, а не инфекцией», — объясняет доктор Мохандас. «Однако мы можем заказать тест, который различает эти разные антитела».

    Длительное лечение COVID

    Хотя окончательного лекарства от затяжного COVID не существует, тем не менее для детей важно пройти диагностику, потому что часто с симптомами можно справиться.

    «Если вы считаете, что у вашего ребенка может быть затяжной COVID, или вас просто беспокоят симптомы, обратитесь к педиатру», — говорит она.«Даже если это не долгий COVID, может произойти что-то еще. Ваш врач сможет оценить вашего ребенка и решить, нужно ли ребенку наблюдаться в специализированном центре».

    Прошлым летом Детская больница Лос-Анджелеса запустила специальную услугу длительного восстановления после COVID — одну из немногих в своем роде для детей в Калифорнии. Доктор Мохандас говорит, что многие семьи, с которыми она встречалась, месяцами пытались поставить диагноз, прежде чем обратиться в Детскую больницу.

    «Эти семьи так благодарны за то, что наконец-то поняли, что происходит с их ребенком», — добавляет она.

    Тщательный осмотр может помочь исключить другие причины симптомов у ребенка или определить, поражены ли определенные органы. Например, если у ребенка болит грудь, ЭКГ и эхокардиограмма (УЗИ сердца) могут выявить структурные изменения или повреждения сердца.

    К счастью, дети с длительным течением COVID обычно выздоравливают, хотя иногда на это может уйти много месяцев.

    «Самое главное — это время и отдых, — говорит доктор Мохандас. «Но мы также можем оказать поддерживающую помощь, чтобы помочь справиться с симптомами ребенка.Все это можно сделать безопасно, если исключить другие условия или причины».

    «Вопрос на миллион долларов»

    Пока кажется, что затяжной COVID чаще встречается у подростков 12 лет и старше, чем у детей младшего возраста. Но это точно не известно. На самом деле, мало что известно о том, сколько детей заболевают длительным COVID или почему они вообще заболевают.

    «Сейчас это вопрос на миллион долларов», — говорит доктор Мохандас. «Самое главное — определить, насколько распространена эта проблема у детей, а затем нам нужно понять, почему она возникает.Если мы сможем понять причину, мы сможем разработать методы лечения».

    Детская больница

    Лос-Анджелеса активно пытается найти ответы на эти вопросы. Недавно Национальные институты здравоохранения выделили больнице 8,3 миллиона долларов на участие в национальном исследовании под названием RECOVER (Исследования COVID для улучшения выздоровления). Исследование направлено на то, чтобы лучше понять последствия заражения COVID-19.

    Тем временем д-р Мохандас подчеркивает, что лучшая стратегия при длительном COVID — это профилактика.

    «Очень важно вакцинировать детей, когда они имеют на это право, и следовать местным правилам ношения масок и дистанцирования», — говорит она. «Лучшее, что вы можете сделать, чтобы предотвратить затяжной COVID, — это предотвратить COVID-19».

     

    Узнайте больше о нашей программе длительного восстановления после COVID.


    Сопутствующее содержимое

    Симптомы COVID-19 у детей, подростков

    С началом очередного учебного года заразный дельта-вариант COVID-19 заразил больше детей и подростков в США.S. Индивидуальные симптомы могут различаться, и эти симптомы следует тщательно контролировать на предмет краткосрочных и долгосрочных осложнений.

    Легкие симптомы

    Многие дети с COVID-19 имеют минимальные симптомы или вообще не имеют их. Их симптомы часто напоминают простуду с заложенностью носа, кашлем, субфебрильной температурой и усталостью. Безрецептурные обезболивающие и жаропонижающие, такие как ацетаминофен или ибупрофен, могут быть назначены по мере необходимости для облегчения симптомов.

    Рекомендуется избегать обезвоживания при адекватном потреблении жидкости, как и при таких заболеваниях, как грипп.Другие симптомы, такие как потеря вкуса и обоняния, не поддаются лечению, но обычно со временем проходят. Поговорите с лечащим врачом вашего ребенка, если у вас есть вопросы о лечении симптомов.

    Несмотря на слабые начальные симптомы, детям 12 лет и старше с повышенным риском осложнений может быть назначена терапия моноклональными антителами, чтобы помочь им бороться с инфекцией. В группу повышенного риска входят дети с тяжелой астмой или другими заболеваниями легких; нервно-мышечные состояния, такие как синдром Дауна и церебральный паралич; ожирение; и любое состояние, которое влияет на иммунную систему.

    Терапия моноклональными антителами, предназначенная для предотвращения ухудшения течения COVID-19, должна быть назначена как можно скорее после постановки диагноза COVID-19. Все дети, которых тестирует система здравоохранения клиники Майо, проходят скрининг, чтобы определить, подходят ли они для терапии моноклональными антителами. Если вы не уверены в рисках для вашего ребенка и его соответствии критериям, обратитесь к его или ее лечащему врачу.

    Независимо от серьезности симптомов крайне важно изолировать, чтобы остановить распространение инфекции, одновременно наблюдая за симптомами, которые должны побудить к дальнейшему обследованию.

    Дети должны быть осмотрены врачом, если у них проявляются какие-либо из следующих симптомов:
    • Одышка
    • Давление или боль в груди
    • Сильная рвота
    • Изменение сознания
    • Изменение цвета кожи, губ или ногтевого ложа

    Эти симптомы могут проявляться в начале болезни или в течение недели после заражения.

    Симптомы от умеренных до тяжелых

    К сожалению, некоторые дети и подростки испытывают более тревожные симптомы.Эти симптомы, как правило, следует лечить совместно с лечащим врачом или, при необходимости, в больнице.

    Родители должны проявлять бдительность в отношении любых признаков, которые могут указывать на более серьезную инфекцию, в том числе:
    • Психические изменения или спутанность сознания
    • Проблемы с дыханием
    • Постоянная боль в груди
    • Голубоватые губы или лицо
    • Сильная рвота
    • Уменьшение мочеиспускания

    Эти симптомы указывают на необходимость срочного обследования.Позвоните 911 или обратитесь за неотложной помощью.

    Поддерживающее лечение при умеренных и тяжелых симптомах может включать кислород и внутривенное введение жидкостей или более специфические методы лечения COVID-19, такие как ремдесивир и дексаметазон. Ремдесивир — это противовирусный препарат, обычно используемый госпитализированными пациентами, чтобы остановить размножение COVID-19 и уменьшить тяжесть заболевания. Дексаметазон уменьшает воспалительную реакцию в организме и может помочь при дыхании и других симптомах умеренной и тяжелой инфекции COVID-19.

    Миокардит

    Для тех детей и подростков, у которых наблюдаются более умеренные или тяжелые симптомы инфекции COVID-19, последующее наблюдение необходимо для обеспечения безопасного возвращения к активности. COVID-19 может вызвать миокардит, который представляет собой воспаление сердечной мышцы. Это состояние должно быть полностью устранено до возвращения к занятиям спортом.

    Любые симптомы боли в груди, одышки, головокружения, обморока или учащенного сердцебиения могут указывать на миокардит. Даже в случае легкого заболевания медицинский работник должен оценить любые трудности с возвращением к игре.

    Мультисистемный воспалительный синдром у детей

    Мультисистемный воспалительный синдром у детей, или MIS-C, может возникнуть через несколько недель после легкого или бессимптомного случая COVID-19. Хотя симптомы могут различаться, обычно они включают высокую температуру и воспаление почти в любой системе органов. Это требует ранней оценки и часто госпитализации для поддерживающей терапии и лечения.

    Проконсультируйтесь с врачом, если у вашего ребенка или подростка развиваются симптомы мультисистемного воспалительного синдрома у детей.

    Джереми Форстер, доктор медицинских наук, детский и подростковый врач из Чиппева-Фолс, штат Висконсин.

    Долгосрочные симптомы после заражения SARS-CoV-2 у детей и подростков | Подростковая медицина | ДЖАМА

    Дети могут испытывать поствирусные синдромы SARS-CoV-2, но неясно, в какой степени эти люди страдают от длительного COVID. Доказательства преимущественно ограничены отдельными группами населения без контрольных групп, 1 -4 , что не позволяет оценить общую распространенность и бремя в педиатрической популяции в целом.Мы сравнили симптомы, совместимые с длительным течением COVID, у детей и подростков (далее «дети»), зарегистрированные в течение 6 месяцев после серологического тестирования на SARS-CoV-2.

    Ciao Corona — это продольное когортное исследование, изучающее серораспространенность SARS-CoV-2 в 55 случайно выбранных школах в кантоне Цюрих в Швейцарии, 5 ,6 , в котором проживает 1 лингвистически и этнически разнообразное население.5 миллионов жителей в городах и сельской местности. Школы были выбраны случайным образом из 12 кантональных округов, причем количество школ пропорционально численности населения. В Швейцарии дети посещали школы лично (с защитными мерами) в 2020–2021 годах, за исключением 6-недельного общенационального карантина (с 16 марта по 10 мая 2020 года).

    В участвующих школах мы пригласили к участию всех детей случайно выбранных классов. В период с июня 2020 г. по апрель 2021 г. были проведены 3 этапа тестирования, включавшие сбор венозной крови для серологического анализа и онлайн-анкетирование симптомов.Для серологического анализа использовали тест ABCORA 2.0 (eMethods в Приложении). 5

    Мы сравнили детей с положительным результатом на антитела к SARS-CoV-2 в октябре или ноябре 2020 года с детьми с отрицательным результатом. Мы исключили детей, которые были серонегативными в октябре или ноябре 2020 г. и имели сероконверсию или не были повторно протестированы к марту или апрелю 2021 г. В период с марта по май 2021 г. родители сообщали о симптомах у своих детей, возникающих с октября 2020 г. и продолжающихся не менее 4 недель, а также сохранялись ли симптомы более 12 недель.Анкета содержала список предопределенных симптомов и поле для свободного ввода текста.

    Описательный анализ был выполнен с помощью R версии 4.0.3 (R Foundation). Комитет по этике кантона Цюрих, Швейцария, одобрил исследование, и родители предоставили письменное информированное согласие.

    Всего было включено 1355 из 2503 детей (54%) (средний возраст 11 лет; межквартильный диапазон 9–13 лет; 54% девочки) с результатом серологического исследования в октябре или ноябре 2020 года.Двести тридцать восемь детей не соответствовали критериям, потому что у них произошла сероконверсия, 292 — потому что они не прошли повторное тестирование и 618 — потому что они не предоставили информацию о симптомах. По сравнению с детьми, не включенными в анализ, те, кто был включен в анализ, были моложе (средний возраст 11 и 12 лет) и чаще были девочками (54% против 49%), а их родители имели более высокую долю университетского или высшего образования (77). % против 64%). Распределение по возрасту и полу было сопоставимо между серопозитивными детьми (n = 109) и серонегативными (n = 1246) (таблица).

    В период с октября по ноябрь 2020 г. и с марта по апрель 2021 г. 4 из 109 серопозитивных детей (4%) по сравнению с 28 из 1246 серонегативных детей (2%) сообщили как минимум об одном симптоме, длящемся более 12 недель (все симптомы, длящиеся более 4 и 12 недель). Наиболее частыми симптомами, длящимися более 12 недель среди серопозитивных детей, были усталость (3/109 [3%]), трудности с концентрацией внимания (2/109 [2%]) и повышенная потребность во сне (2/109 [2%]). ). Ни один из серопозитивных детей не сообщал о госпитализации после октября 2020 года.Аналогичные пропорции серопозитивных и серонегативных детей сообщили об отличном или хорошем здоровье.

    Это исследование выявило низкую распространенность симптомов, характерных для длительного COVID, в случайно выбранной группе детей, обследованных через 6 месяцев после серологического тестирования.

    Несмотря на то, что COVID существует у детей длительное время, 1 ,3 ,4 оценки распространенности персистирующих симптомов, основанные на скудных литературных данных, варьируются от 0% 2 до 27%. 1 Исходная тяжесть инфекции SARS-CoV-2, различные методологические подходы (клиническая оценка в сравнении с самоотчетом), определение случаев (диагностированные и подозреваемые), различное время наблюдения и распространенность ранее существовавших клинических состояний, вероятно, способствуют вариабельности в оценках распространенности.

    В этом исследовании сообщается о распределении симптомов, совместимых с длительным COVID, на популяционном уровне; он не зафиксировал тяжелые инфекции SARS-CoV-2, потому что они редко встречаются у детей.Сильной стороной этого исследования является популяционная серонегативная контрольная группа. Ограничения включают относительно небольшое количество серопозитивных детей, отсутствие информации о точном времени инфицирования SARS-CoV-2, возможную неправильную классификацию некоторых детей с ложноположительными результатами, потенциальную ошибку припоминания, отчет родителей о симптомах у ребенка, отсутствие информации о симптомах. серьезность и незаполнение анкеты. Кроме того, существовали систематические различия между детьми, включенными и не включенными в анализ, что, возможно, повлияло на репрезентативность выборки.

    Автор, ответственный за переписку: Susi Kriemler, MD, Институт эпидемиологии, биостатистики и профилактики (EBPI), Университет Цюриха, Hirschengraben 84, 8001 Zürich, Швейцария ([email protected]).

    Принято к публикации: 1 июля 2021 г.

    Опубликовано в Интернете: 15 июля 2021 г. doi:10.1001/jama.2021.11880

    9 исследование и берет на себя ответственность за целостность данных и точность анализа данных.Доктора Радтке и Улите являются соавторами.

    Концепция и дизайн: Все авторы.

    Сбор, анализ или интерпретация данных: Все авторы.

    Составление рукописи: Радтке, Улите, Кримлер.

    Критическая проверка рукописи на наличие важного интеллектуального содержания: Все авторы.

    Статистический анализ: Улите.

    Получено финансирование: Пухан, Кримлер.

    Административная, техническая или материальная поддержка: Все авторы.

    Надзор: Пухан, Кримлер.

    Раскрытие информации о конфликте интересов: Не сообщалось.

    Финансирование/поддержка: Это исследование является частью исследовательской сети Corona Immunitas, координируемой Швейцарской школой общественного здравоохранения (SSPH+) и финансируемой за счет сбора средств SSPH+, который включает средства Швейцарского федерального управления общественного здравоохранения и частных спонсорами (этические принципы финансирования, изложенные SSPH+, были соблюдены), фондами кантонов Швейцарии (Во, Цюрих и Базель) и институциональными фондами университетов.Дополнительное финансирование для этого исследования было предоставлено Фондом Цюрихского университета.

    Роль спонсора/спонсора: Спонсоры не участвовали в разработке и проведении исследования; сбор, управление, анализ и интерпретация данных; подготовка, рецензирование или утверждение рукописи; и решение представить рукопись для публикации.

    3. Людвигссон Дж.Ф. Отчет о клиническом случае и систематический обзор показывают, что дети могут испытывать такие же долгосрочные последствия, как и взрослые, после клинического COVID-19. Acta Paediatr . 2021;110(3):914-921. doi:10.1111/apa.15673PubMedGoogle ScholarCrossref 4.Brackel CLH, круг ЧР, Баддинг ЭП, и др. Педиатрический длительный COVID: упускаемое из виду явление?  Педиатр Пульмонол . Опубликовано в сети 8 июня 2021 г. doi:10.1002/ppul.25521Google Scholar5.Ulyte А, Радтке Т, Абела ИА, и другие. Кластеризация и лонгитюдные изменения серораспространенности SARS-CoV-2 у школьников в кантоне Цюрих, Швейцария: проспективное когортное исследование 55 школ.  BMJ . 2021;372(n616):n616. doi:10.1136/bmj.n616PubMedGoogle Scholar6.Ulyte А, Радтке Т, Абела ИА, и другие.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.