Судан: оппозиция обостряет ситуацию

В Судане 3 июня разогнали палаточный лагерь рядом со штаб-квартирой Вооружённых сил Республики. В результате 35 человек погибли, несколько сотен ранены. Эксперт РИСИ Даниил Штопов отметил, что суданская оппозиция, представленная альянсом «Свободы и перемен», использовала протестующих как основную силу давления на военных в рамках переговоров. «Они дестабилизировали ситуацию в столице и стране в целом, создавали помехи для нормального функционирования органов власти. Переходный Военный совет не раз требовал от оппозиции, чтобы та приостановила протесты», – добавил аналитик.

Он рассказал, что после госпереворота переходный Военный совет, пришедший к власти, поначалу согласовал с оппозицией формирование переходного гражданского правительства. Однако сторонам не получилось договориться о составе этого органа власти. Военные хотели иметь хотя бы половину мест, оппозиция же настаивала на большем.

«Структура лагеря протестующих напоминала украинский майдан. Туда часто приезжали послы иностранных государств, в частности, США и стран ЕС. Разгон лагеря осудили и западные страны, и Африканский союз. Теперь по ситуации в Судане должно состояться экстренное совещание Совбеза ООН», – констатировал политолог.

На сегодня лидер переходного Военного совета Судана принял решение об отмене ранее достигнутых с оппозиционерами договорённостей о проведении выборов в течение девяти месяцев. При этом Африканский союз 30 апреля давал Хартуму только два месяца на формирование временного гражданского правительства. Теперь это грозит Судану выходом из союза, так как страна может не уложиться в срок.

Эксперт РИСИ подчеркнул, что симпатии населения Судана на данный момент полностью принадлежат оппозиции, представленной целым списком партий и Ассоциацией суданских рабочих. Цель оппозиции – сформировать первичные гражданские институты власти. Сложность в том, что 30 лет в республике было военное правительство.

«Народу Судана необходима хоть какая-то власть. Сейчас страна пребывает без власти как таковой. Как там до сих пор не произошли серьёзные вооружённые конфликты – остаётся загадкой», – резюмировал аналитик.