Соперничество за китайский рынок вынуждает противопоставлять друг другу США и Евросоюз, считает эксперт РИСИ Вячеслав Холодков. Недавно президент Д.Трамп заявил о возможном введении повышенных пошлин на европейские товары на сумму в 11 млрд долларов. Аналитик связывает этот шаг в том числе и с заключёнными в конце марта соглашениями между Китаем и Францией на покупку 300 лайнеров у «Эйрбаса» – конкурента американского «Боинга».
При этом комментарии западных СМИ о недавно состоявшемся ежегодном саммите КНР-ЕС сводятся к тому, что позиция Брюсселя в отношении Пекина изменилась не в лучшую сторону. Действительно, в прогнозе ведомства Фредерики Могерини, опубликованном незадолго до саммита, содержались обвинения Поднебесной в краже и плохой защите интеллектуальной собственности, в закрытости рынка для европейских товаров и инвестиций, а главное – в государственном субсидировании промышленных предприятий. В докладе Китай характеризовали как «системного соперника», однако там не было ключевой для американской позиции идеи сдерживания КНР. Более того, Пекин определен как стратегический партнёр.
По словам эксперта РИСИ, такая двойственная позиция проявилась и в ходе саммита ЕС-КНР. В коммюнике по его итогам содержится много расплывчатых формулировок, а Д.Туск и Ж-К.Юнкер озвучили по итогам мероприятия весьма бравурные оценки.
Судя по этому документу, европейцы добились от Китая обещания шире открыть китайский рынок для европейских товаров и инвестиций. Стороны также заявили о том, что будут придерживаться общей позиции по охране интеллектуальной собственности и откажутся от практики принудительной передачи технологий. В то же время, подчеркнул экономист-международник, по вопросу об отказе КНР от госсубсидирования промпредприятий никаких решений или договорённостей не достигнуто.
«Причем некоторые положения коммюнике совершенно явно направлены против США. В частности, упомянуто о готовности обеих сторон поддержать ВТО и нынешнюю структуру международной торговли. Это направлено против протекционизма Белого дома. Европейцы очень заинтересованы в огромном китайском рынке. Уже сейчас там насчитывается более 300 млн человек, относящихся к среднему классу, а к 2025 году их будет 600 млн. В борьбе за такой рынок европейцы готовы ссориться даже с американцами», – отметил экономист-международник.