Судя по всему, США подталкивают Бразилию к началу боевых действий против Венесуэлы с целью свержения законного президента Николаса Мадуро. При этом сами США намерены остаться в стороне, решая венесуэльскую «проблему» руками Бразилии. Но, как теперь выясняется, Бразилия отнюдь не стремится быть первой, кто пошлёт свои войска в Венесуэлу, считает эксперт РИСИ Игорь Пшеничников.
Президент Бразилии Жаир Болсонару в интервью местной радиостанции весьма откровенно рассказал о своих, а по сути – американских, взглядах на перспективы ситуации в Венесуэле. По многим вопросам, отмечает эксперт РИСИ, президент Бразилии попросту проговорился, раскрыв карты своих американских кураторов. Болсонару, в частности, сказал, что «Бразилия и США работают совместно над тем, как посеять раскол в венесуэльской армии». По словам бразильского президента, «в Венесуэле армия решает, по каким правилам должна жить страна: в состоянии диктатуры или в состоянии демократии». Он не исключил возможности вооруженного вторжения в Венесуэлу силами бразильской армии, однако для этого он «намерен обратиться за разрешением в Конгресс и Национальный совет обороны Бразилии». Между тем Болсонару отметил, что в случае вооруженного вторжения в Венесуэлу и последующего смещения президента Мадуро, в Венесуэле начнется партизанская война, которую будут вести сторонники Мадуро против новых властей.
О чем говорит заявление президента Бразилии, который недавно встретился с Трампом и считает его своим кумиром? Во-первых о том, что США намерены «окончательно решить» вопрос с Венесуэлой, но намерены сделать это не своими силами, а силами Бразилии и, вероятно, Колумбии.
Во-вторых, главной целью поставлено расколоть венесуэльскую армию, которая на данный момент сплочена. Это значит, что американцы рассматривают венесуэльскую армию как серьезного военного противника, который является сдерживающим фактором для США и их союзников в Латинской Америке.
В-третьих, внешнего вторжения в Венесуэлу, скорее всего, в ближайшее время ждать не следует, поскольку цель склонить венесуэльскую армию к предательству президента Мадуро американцами пока не достигнута. В-четвертых, американцы анализируют способность армии Венесуэлы вести затяжную войну (они называют это партизанской войной) против вторгшегося агрессора в условиях тропической сельвы и склоняются к тому, что венесуэльцы к этому вполне готовы. Это значит, что позитивный результат внешнего вторжения американцам и бразильцам отнюдь не очевиден, считает И.Пшеничников.
«Из слов Болсонару – при всей жесткости его антивенесуэльской риторики – видно, что он колеблется относительно участия его страны в прямом вторжении. Одно дело — поддерживать США на словах, когда США сами непосредственно участвуют в военной акции. А другое дело — первым войти с оружием на территорию Венесуэлы при вербальной поддержке США. США попросту толкают Болсонару, принуждают его вторгнуться в Венесуэлу», – отмечает И.Пшеничников.
«Вашингтон будет наблюдать за бразильским вторжением со стороны. Если будет удача, США припишут ее себе и снимут сливки. Если последует неудача, США свалят вину на неумелое военное руководство со стороны Бразилии или на какие-то другие факторы. Очень выгодная позиция: США загребают жар чужими руками. Болсонару это понимает и мечется между желанием угодить своему кумиру Трампу и опасностью быть вовлеченным в авантюру с вполне вероятными для него печальными последствиями. Поэтому он и говорит, что предоставит бразильскому Конгрессу возможность решать, нужно ли Бразилии вторгаться в Венесуэлу. Очень вероятно, что Болсонару рассчитывает на то, что Конгресс отвергнет это решение, и ему формально удастся сохранить лицо перед хозяином Белого дома», – подчеркивает эксперт РИСИ И.Пшеничников.