Внутри Североатлантического альянса наметились серьёзные противоречия, отметил эксперт РИСИ Сергей Ермаков. Он считает, что это связано прежде всего с тем, что США навязывают своим европейским партнёрам собственные геополитические задачи. В свою очередь ведущие страны ЕС выступают против американского давления. «Их лидеры видят, что главной угрозой для них является не пресловутое мнимое российское военное нападение, а международный терроризм и неконтролируемая миграция. Вслед за Россией «врагом» НАТО постепенно становится и Китай. При этом не следует забывать, что у европейцев с этими странами налажены тесные торгово-экономические связи. Таким образом, под диктовку США Европа вынуждена либо сворачивать нормальные отношения с Москвой и Пекином, либо переводить их в плоскость конфронтации, что не способствует стабильности», – отметил аналитик.
Он подчеркнул, что попытки Вашингтона сделать из НАТО некий прообраз центра евроатлантической безопасности в угоду своим интересам только способствуют росту напряжённости внутри Европы и сложным отношениям между Россией и альянсом. «Разыгрывая карту мнимого российского военного вторжения в ЕС, американцы делают ставку на те страны-члены НАТО, которые их безусловно поддерживают: государства Балтии и Польша. Белый дом оказывает на них давление, чтобы те тратили всё больше денег не на решение своих насущных проблем, а на развитие военной инфраструктуры», – подчеркнул политолог.
Эксперт РИСИ обратил внимание, что несмотря на прекращение своего существования главного противника – Организации Варшавского договора, НАТО продолжает поиск новых врагов. «Альянс приобрёл глобальное измерение. С уходом реального противника, против которого изначально и работал блок, то есть Советского Союза, НАТО пыталось найти себе новое место в мировой повестке дня и перешло к более агрессивным и наступательным действиям. Мы наблюдали это в военных операциях блока в Югославии, Ливии и других странах и регионах мира. Если альянс продолжит тенденцию не на расширение своего функционала и адаптацию к новым условиям, а фактически к возврату к своим истокам – к поиску внешнего врага – то это не даст миру ничего хорошего. В таком случае будет наблюдаться рост конфронтационности, и под угрозой окажется глобальная безопасность», – резюмировал аналитик.