Сочи и Варшава: два подхода к решению ближневосточных проблем

Состоялась первая после заявления Д.Трампа о выводе войск США из Сирии встреча лидеров России, Турции и Ирана. В Сочи турецкая сторона подняла вопрос о необходимости полной зачистки турецко-сирийской границы от «Сирийских демократических сил», основу которых составляют курдские подразделения самообороны, отметил эксперт РИСИ Владимир Фитин. Эти отряды в Анкаре причисляют к террористам РПК, с которыми турецкое правительство уже уже 20 лет ведёт вооружённую борьбу.

По словам аналитика, пока неясно, кем будет контролироваться возможная зона деэскалации. Турецкая сторона хочет, чтобы это были её ВС, российская позиция же состоит в том, что после ухода американцев эту зону должна занять сирийская армия.

Второй вопрос, обсуждавшийся в Сочи, – судьба последнего террористического анклава в Сирии – Идлиба. В сентябре прошлого года лидеры России и Турции договорились организовать вокруг Идлиба зону деэскалации шириной 15-20 км, из которой должны быть выведены все террористические отряды и тяжёлое вооружение. Тогда Анкара взяла на себя обязательство сделать это к 15 октября, но не смогла выполнить обещание. Наоборот, террористы Джабхат ан-Нусры усилили своё влияние в Идлибе, потеснив группировки, поддерживаемые Турцией.

На встрече лидеры обсуждали также проблему беженцев. Эксперт РИСИ уточнил, что сейчас только в Турции их порядка 3.5 миллионов. Президент В.Путин подчеркнул на саммите, что нужно создавать условия для возвращения беженцев на родину. Однако на данный момент позиция Запада непонятна: коалиция препятствует гуманитарным поставкам в регионы, подконтрольные сирийскому правительству и блокирует этот процесс.

Также лидеры России, Турции и Ирана обсудили вопрос о создании конституционной комиссии в Сирии. Решение о её учреждении было принято на сочинском форуме народного единства Сирийской Республики в прошлом году. Были сформированы группы представителей по 50 человек от правительства, оппозиции, а также было решено включить 50 представителей гражданского общества (интеллигенция, эксперты, лидеры племён, женщины). Участники саммита констатировали, что уже практически удалось согласовать и эту часть комиссии. Аналитик отметил также, что Запад препятствует решению этого вопроса, и несмотря на это, стороны всё же договорились в ближайшее время окончательно сформировать конституционную комиссию.

Лидеры подтвердили важность и перспективность проведенной в рамках астанинского процесса работы. Также было заявлено, что некоторые страны желают стать его участниками в статусе наблюдателей. По информации В.Фитина, этот вопрос поручено проработать министерствам иностранных дел трёх договаривающихся стран.

Практически одновременно с сочинской встречей прошла инициированная США ближневосточная конференция в Варшаве. Главной её целью стало создание единого фронта противодействия Ирану. «Хотя, судя по итогам, особо решить этот вопрос американцам не удалось. Ни Франция, ни Германия не были представлены даже на уровне правительств, а верховный представитель ЕС по иностранным делам Ф.Могерини вообще отсутствовала. Россия, Китай, Ливан и Палестина также отказались участвовать в варшавской встрече. Резолюция же большей своей частью свелась к проблеме Йемена, о необходимости скорейшего урегулирования ситуации в котором и было заявлено», – резюмировал аналитик.