На днях послы НАТО в Брюсселе подписали протокол, согласно которому 30-м членом альянса должна стать Македония, которая с недавнего времени носит название Республика Северная Македония. Между тем, бенефициар этого акта – не народ Македонии, а США, которые хладнокровно и планомерно устанавливают свой военный контроль над Балканами и, в частности, над территорией бывшей Югославии, считает эксперт РИСИ Игорь Пшеничников.
До сих пор вступлению Македонии в НАТО препятствовало название государства, вызывавшее недовольство у соседней Греции. Однако на протяжении минувшего года США давили и на греков, и на македонцев, чтобы стороны пришли к компромиссу в отношении названия страны. В результате было достигнуто соглашение между двумя странами о переименовании Македонии в Республику Северную Македонию. Аналитик подчеркнул, что переговоры могли бы продолжаться и по сей день без результата, так как по сути требование Афин не было удовлетворено. Под нажимом американцев руководство обеих стран пришло к «взаимоприемлемому» решению. Между тем, конфликт между Грецией и Македонией по поводу названия страны по сути не разрешен, поскольку в нём осталось слово «Македония», против чего протестует греческое население и значительная часть депутатов парламента Греции. Есть вероятность, что к этому вопросу страны будут вынуждены вернуться при других исторических обстоятельствах, указывает эксперт.
Решение о вступлении Македонии в НАТО приемлемо только для Вашингтона. Ещё до референдума, который состоялся в сентябре 2018 года, 70% македонцев высказывались против вступления страны в НАТО. Поэтому для успеха своего предприятия Запад провёл в стране своего рода «парламентский переворот», с тем, чтобы албанское меньшинство стало играть неоправданно большую роль в этом институте власти, влияя на формирование правительства. В результате премьер-министром стал Зоран Заев, который известен своими проатлантическими склонностями. «Это привело к своего рода двоевластию в стране: с одной стороны президент Георге Иванов, выступающий за национальный суверенитет, с другой – правительство, которое смотрит в сторону Вашингтона и Брюсселя», – констатировал политолог.
При всех этих усилиях США и всего коллективного Запада на сентябрьский референдум о переименовании страны, как было лукаво указано в бюллетене для голосования, «ради вступления в НАТО и ЕС» пришли только 37% македонцев, а сам президент Г.Иванов призвал к его бойкоту. По закону плебисцит следовало бы признать недействительным (требуется минимальная явка 50% + 1 гражданин). Однако все западные страны закрыли на это глаза и признали его законным — исключительно потому, что в планы США входит подчинение Македонии и всех Западных Балкан своему военному контролю.
Поскольку результаты референдума являются юридически ничтожными, то, соответственно, и факт подписания протокола о принятии в НАТО Республики Северной Македонии также является юридически ничтожным, считает аналитик. Но это в НАТО никого не волнует. Кроме того, в расчёт не берётся по сути сохраняющийся конфликт между Афинами и Скопье по поводу названия Македонии. «Но, главное, не учитывается истинное желание большинства македонского населения. Вместо этого принимается во внимание только намерение США подчинить своему военному контролю весь Балканский полуостров и, конкретно, Западные Балканы», – резюмировал И.Пшеничников.