Крупнейшая страна Тропической Африки и одно из самых больших франкоговорящих государств мира – Демократическая Республика Конго (ДРК) – сейчас переживает критический момент в своей истории, отметил эксперт РИСИ Алексей Андреев. Впервые со дня провозглашения независимости в 1960 году власть в ДРК может смениться мирным путём. «До этого происходили только перевороты, гражданские войны и убийства. Вспомним Патриса Лумумбу – первого премьер-министра Конго, впоследствии жестоко убитого, или президента Лорана Кабилу, который также погиб при загадочных обстоятельствах в 2001 году», – рассказал он.
Причиной нынешнего кризиса в Конго стали неоднозначные (с точки зрения западных структур) результаты недавно прошедших выборов. Однако корни напряжённости, по мнению аналитика, во многом кроются в событиях семнадцатилетней давности. Всё началось ещё с того момента, когда Л.Кабила, положивший конец диктатуре Мобуту Сесе Секо в 1997 году, решил пересмотреть Горный кодекс страны и ранее заключённые контракты с транснациональными корпорациями. Впоследствии он погибает при загадочных обстоятельствах. Сын президента Жозеф Кабила продолжил дело отца, пересматривая налоговую политику и соглашения с западными компаниями.
Отсюда, считает эксперт РИСИ, можно перекинуть мостик в современность. На состоявшихся 30 декабря прошлого года выборах Запад, естественно, поддерживал оппонентов правящего режима. От представителя властей выдвигался министр внутренних дел Эмманюэль Шадари, занявший третье место. Победителем оказался лидер одной из оппозиционных сил – Феликс Чисикеди. «По идее, оппоненты правящего режима должны были этому радоваться, однако всё не так просто. Лидер другой оппозиционной силы, бывший менеджер американской корпорации «ЭксонМобил» Мартен Файюлу оспорил результаты голосования, заявив, что итоги сфальсифицированы. Его неожиданно поддержала католическая церковь Конго и многие западные СМИ. По официальным данным, он набрал 34% голосов, а Ф.Чисикеди – 38%. Противостояние двух оппозиционных лидеров грозило серьёзным гражданским конфликтом, западная пресса начала писать, что страна в очередной раз балансирует на грани гражданской войны», – пояснил А.Андреев.
Тем не менее, кого бы из кандидатов в президенты не поддерживали внешние силы, на самом деле никто не заинтересован в том, чтобы внутренний конфликт в Конго перерос в полноценную гражданскую войну, констатировал аналитик. Возможно, этим и объясняется тот факт, что призывы М.Файюлу о непризнании выборов не встретили ярко выраженного сочувствия в международном сообществе, предположил он. Африканский союз, поначалу склонявшийся к тому, чтобы поддержать идею пересчёта голосов, также потом занял довольно сдержанную позицию в отношении итогов голосования.
А.Андреев подчёркивает, что сейчас трудно спрогнозировать, как будут развиваться события в Конго. Надежду на благоприятный исход внушает смена тона со стороны Запада на более умеренный. Африканская дипломатия тоже стремится навести мосты между победителями и проигравшими. Как заявил министр иностранных дел Южной Африки, лучшим выходом из ситуации будет формирование правительства национального единства, куда вошли бы представители всех политических лагерей. «Есть вероятность, что мы станем свидетелями мирной конституционной передачи власти – того, о чём мечтали конголезцы на протяжении десятков лет», – резюмировал аналитик.