Начинается новый президентский срок лидера Венесуэлы Николаса Мадуро. С новым мандатом главы государства начинается и новый виток давления и изощренных провокаций США против венесуэльского руководства с целью отстранения его от власти и коренного изменения внутреннего и внешнеполитического курса страны. Не будет преувеличением предположить, что свержение президента Мадуро является одной из приоритетных задач Вашингтона в Латинской Америке, считает эксперт РИСИ Игорь Пшеничников.
Венесуэла держит под контролем свое главное богатство – нефть и не допускает, чтобы его контролировали США. Каракас поддерживает дружественные связи с Москвой. Кроме того, Венесуэла проводит антиамериканскую политику и стала членом неформального антивашингтонского альянса в Латинской Америке, в который также входят Куба, Никарагуа и Боливия. Это и есть объяснение того, почему Мадуро является объектом непрекращающихся американских атак, отмечает И.Пшеничников.
Эти атаки идут по разным направлениям. Во-первых, США спонсируют внутреннюю «оппозицию». На протяжении двух последних лет с разной интенсивностью на улицах венесуэльских городов наблюдались массовые уличные беспорядки, организуемые из посольства Соединённых Штатов с целью дестабилизировать обстановку в стране. Но властям удалось нормализовать положение. Штатами были предприняты попытки физического устранения Мадуро, а также проведения государственного переворота. Во-вторых, с начала 2018 года Вашингтон начал сколачивать антивенесуэльский блок из ряда стран Латинской Америки, известный сегодня как «группа Лимы». По написанному в Белом доме сценарию эти страны проводят кампанию международной травли Венесуэлы, создавая иллюзию, будто официальный Каракас находится в международной изоляции, указывает эксперт РИСИ.
На днях Мадуро заявил, что США через «группу Лимы» пытаются совершить государственный переворот в Венесуэле. Кроме того, по данным венесуэльских властей, в Колумбии неподалеку от границы с Боливарианской Республикой готовят более 700 наемников с целью проведения вооруженных провокаций на венесуэльской территории. Это весьма тревожно в контексте того, что президент Трамп публично не исключал возможности применения силы против Каракаса, отмечает И.Пшеничников.
Провокация наемников на границе с Венесуэлой может быть представлена как «нападение Венесуэлы на Колумбию», и, соответственно вероятному американскому сценарию, «агрессор» должен будет понести «заслуженное наказание». Этот сценарий Вашингтон уже не раз обкатывал в регионе, в частности, против Кубы и Никарагуа. Если США, исчерпав свои возможности провоцировать кризис изнутри, прибегнут к силовому варианту в отношении Каракаса, это может спровоцировать крупномасштабный военный конфликт, который выйдет за пределы страны. Как минимум, это может вылиться в полномасштабную войну между Венесуэлой и Колумбией. А как максимум, в Боливарианской Республике может развернуться нечто похожее на сирийский конфликт, и тогда весь латиноамериканский регион не останется в стороне, подчеркивает И.Пшеничников.