Бесконечный Brexit

Одобрением проекта договора о выходе Великобритании из ЕС и принятием политической декларации о характере будущих отношений между Туманным Альбионом и ЕС завершился состоявшийся в воскресенье в Брюсселе саммит Евросоюза. С одной стороны, переговорный процесс между Еврокомиссией и Лондоном завершен формальным принятием договора о разводе. С другой стороны, всем понятно, что реально он не завершен, а принудительно остановлен – к запланированной дате, чтобы не сорвать весь дальнейший график Brexit`а, считает эксперт РИСИ Игорь Пшеничников.

В договоре нет решения по существу многочисленных проблем будущих отношений между ЕС и Великобританией. За 20 месяцев переговоров, которые велись после британского референдума 2016 года, Брюссель и Лондон практически ни до чего не договорились, и все переговоры по конкретным проблемам перенесли на переходный период, который продлится до 31 декабря 2020 года.

Пока премьер-министр Великобритании Тереза Мэй может облегченно выдохнуть, полагает эксперт РИСИ. Самой острой проблемой к моменту саммита была угроза Испании применить право вето, если в договор о разводе ещё до голосования не внесут положение о необходимости проведения отдельных переговоров между Лондоном и Мадридом о суверенитете над Гибралтаром. Буквально в канун саммита Испании положили в рот сладкую пилюлю в виде неких гарантий о проведении переговоров между Мадридом и Лондоном по вопросу о Гибралтаре. Это было похоже на отчаянную попытку ЕС потушить «испанский пожар». И это – победа британского премьера Терезы Мэй, поскольку Лондон получил возможность кормить Мадрид «завтраками», как он делал это уже 300 лет. Можно уверенно предположить, что никакого решения по Гибралтару в «испанском варианте» принято не будет, считает эксперт.

Однако это, пожалуй, единственная реальная победа Мэй над своими противниками. Никуда не делись её домашние оппоненты – из рядов ее собственной Консервативной партии, которые считают, что премьер-министр в попытке осуществить «мягкий» Brexit сдала Евросоюзу слишком много позиций. Ярые евроскептики из числа консерваторов грозят провалить голосование в британском парламенте по договору о разводе с ЕС, которое должно состояться 12 декабря, и предрекают вотум недоверия Мэй и, соответственно, ее отставку.

Так что предстоящее голосование в британском парламенте остаётся интереснейшей интригой в процессе Brexit`а, убежден И.Пшеничников. Представители Еврокомиссии уже заявили во время саммита, что «голосование в британском парламенте будет самым важным за последние десятилетия, и британские депутаты должны понимать, что мы либо движемся вперёд все вместе, либо входим в период ещё большего разделения и неопределенности».

С момента официального выхода Великобритании из ЕС, который намечен на 29 марта 2019 года, начнутся переговоры «по сути» о том, как в дальнейшем будут сосуществовать Соединенное Королевство и Евросоюз. Лондон выторговал у ЕС возможность в случае необходимости продлить переходный период один раз на некий срок, пока неясно, на какой.

О продлении переходного периода речь зашла потому, что у сторон нет реального понимания, как прийти к взаимоприемлемым позициям, прежде всего, по торговому соглашению, которое стороны просто обязаны заключить. Уже сейчас понятно, что Лондон будет стремиться устроить дело так, чтобы по максимуму добиться некоего особого статуса – не члена, но друга ЕС – позволяющего вести торговлю с ЕС в максимально комфортных для себя условиях и при этом быть независимым от распоряжений евробюрократии. Но многие страны Евросоюза не желают, чтобы Великобритания пользовалась льготами со стороны ЕС и не несла никаких обязательств перед Евросоюзом.

Проблемы отношений между Великобританией и ЕС в своей совокупности оказались неразрешимыми на переговорах, которые велись с момента референдума 2016 года. Они видятся неразрешимыми и на переговорах, которые начнутся в переходный период. Недавно подписанное торговое соглашение между ЕС и Канадой вырабатывалось семь лет. А то торговое соглашение с ЕС, которое надеется подписать Великобритания, как говорят в Еврокомиссии, «намного амбициознее, чем какой-либо другой договор когда-либо подписанный Евросоюзом». Так что стороны будут спорить долго, и конца этому сегодня не видно. И уж точно всё не завершится 31 декабря 2020 года, полагает эксперт РИСИ.