Исчезновение саудовского журналиста Д.Хашкаджи в генконсульстве Саудовской Аравии в Стамбуле – серьёзнейший эпизод, способный значительным образом повлиять на взаимоотношения Вашингтона и Эр-Рияда, считает эксперт РИСИ Владимир Фитин. Он напомнил, что нынешняя администрация США опирается на Саудовскую Аравию (СА) как на одного из своих ближайших союзников.
Учитывая проходящую сейчас кампанию к выборам в Конгресс США, этот инцидент может стать важным дополнительным аргументом в руках демократов, критикующих Д.Трампа. Они могут упрекнуть главу Белого дома, что он закрывает глаза на нарушения прав человека в СА и, заключая крупные военные контракты, ведёт себя исключительно как бизнесмен. «В свою очередь Турция, являясь одним из региональных соперников СА, демонстрирует обеспокоенность нарушением прав человека, развернув в прессе активную кампанию против Эр-Рияда», – добавил политолог.
Позже в СМИ появилась информация, что камеры слежения в Турции зафиксировали прилёт двух частных самолётов, на которых прибыли саудовские агенты. Есть подозрения, что именно они убили Д.Хашкаджи и «замели» следы преступления. «Саудовская Аравия разрешила досмотр консульства, но, судя по всему, к каким-либо результатам это не приведёт», – отметил эксперт РИСИ.
Он также рассказал, что журналист раньше долгое время работал в СА и возглавлял телекомпанию Al Arab, принадлежавшую крупному саудовскому миллионеру. «В то время Д.Хашкаджи поддерживал политику страны. Затем он эмигрировал в США и стал работать корреспондентом газеты The Washington Post. И после заявил, что больше не мог молчать и не высказывать свои реальные взгляды на происходящее на его родине. Д.Хашкаджи начал активно критиковать позицию СА по войне в Йемене, аресты активистов за права женщин, конфликт с Канадой о правах человека и в целом всю политику руководства страны», – уточнил В.Фитин.
«Сейчас пока сложно прогнозировать, до какой степени накала дойдут отношения в треугольнике США-Турция-СА: беспрецедентная ситуация с исчезновением журналиста может вызвать самые разные последствия», – резюмировал политолог.