Судя по явке на референдуме 30 сентября в Македонии, абсолютное большинство граждан не готовы поменять членство в Евросоюзе и НАТО на изменение своей идентичности и вообще настроены против вступления в НАТО и ЕС, отметил эксперт РИСИ Игорь Пшеничников. «Явка составила немногим более 36%. То есть две трети населения, имеющих право голоса, бойкотировали референдум. К ним присоединился и президент страны, который находится в оппозиции правительству прозападного толка», – пояснил он.
Политолог подчеркнул, что македонцы связывают смену названия своей страны с изменением идентичности. «Они не желают отказываться от своей истории, которую считают великой, достойной уважения и основой, на которой строится вся культурная жизнь современного македонца», – заметил И.Пшеничников.
Против слова «Македония» в названии Республики выступает соседняя Греция, претендующая на то, чтобы этот топоним принадлежал только грекам и их истории. Это связывают с именем великого полководца А.Македонского и с областью, расположенной на севере Греции и также называющейся Македонией. «По регламенту ЕС и НАТО ни одна страна не может быть принята в эти организации, имея подобные конфликты с другими государствами. Македонию фактически принуждают поменять своё название», – считает аналитик.
«По конституции Македонии референдум не считается состоявшимся, так как минимальный порог явки составляет 50%. Это демонстрирует властям и всему миру настроения в обществе. Однако на фоне провала референдума премьер-министр Зоран Заев заявил о его успехе, потому что 90% его участников проголосовали за изменение названия страны. Приветствовали итоги референдума и его фактически антиконституционные результаты генсек НАТО Йенс Столтенберг, а также другие лидеры западного мира, в том числе из США. Это еще раз говорит о том, что Вашингтон пытается втянуть Македонию в НАТО в любом случае, независимо от того, что думают об этом македонцы. И не мытьём, так катаньем Македонию тянут в НАТО. То, как называется страна, Вашингтону и Брюсселю, по большому счёту, всё равно», – резюмировал политолог.