Принятая на саммите НАТО в Брюсселе декларация о трансатлантической солидарности – факт, подтверждающий, насколько отчётливо проявляют себя противоречия между союзниками, считает эксперт РИСИ Сергей Ермаков. «Именно на этом саммите остро встал вопрос, как европейские страны-члены альянса и США будут взаимодействовать дальше в рамках укрепления военной части блока», – добавил он.
«Накануне саммита Трамп использовал бизнес-приём, сказав, что положенные 2% ВВП, которые нужно выделять на оборону, – это не предел стремлений стран-членов НАТО, а надо подумать и о 4%. Это было своего рода психологическим давлением на партнёров, чтобы на 2% те точно согласились. И действительно, такое решение было принято. По заявлению генсека организации Йенса Столтенберга, к 2024 году члены НАТО планируют разработать нацпрограммы достижения выполнения обязательств по выделению средств на оборону как раз в размере 2% от ВВП», – отметил военный эксперт РИСИ.
Он также подчеркнул, что «речь идёт о колоссальной сумме, порядка 260 млрд долл.». Но вопрос, на что потратить эти средства, «пока оставляют в тени». По информации аналитика, «пока у НАТО есть консенсус лишь относительно того, что Россия представляет для него военную угрозу, без детализации, чем, собственно, наша страна угрожает странам-членам альянса».
«С одной стороны, НАТО призывает к диалогу с Россией, заявляя, что ей нужно взаимодействовать с различными международными организациями и институтами, чтобы установить правду по инцидентам, в которых обвиняют нашу страну. Одновременно голословно утверждают, что Россия виновата и должна просто согласиться с этим, взяв всю вину на себя. Такой противоречивый подход, по всей видимости, будут использовать и дальше», – резюмировал С. Ермаков.