Жёсткая позиция Японии усложняет переговорный процесс с КНДР и создаёт более напряжённую ситуацию, считает эксперт РИСИ Юлия Крячкина. Она подчеркнула, что во многом это связано с нерешённым вопросом о похищенных в 70-80 годах прошлого века северокорейскими спецслужбами японских гражданах. Напомним, на днях в Токио завершилась трёхсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств США, Японии и Южной Кореи, прошедшая после визита госсекретаря Соединённых Штатов Майкла Помпео в Пхеньян.
«М.Помпео отмечает позитивные результаты визита, Пхеньян же назвал требования мирового гегемона грабительскими и заявил о возможности сворачивания процесса денуклеаризации. Среди японских политиков и граждан такая ситуация вызывает скептицизм, в частности, по последним опросам порядка 83% респондентов не считают возможным денуклеаризацию в сроки, которые называют высшие официальные лица США, это формирует определённые настроения и среди политической элиты», – отметила востоковед.
Вопрос о похищенных японских гражданах сейчас не обсуждается сторонами из-за введения Японией масштабных экономических санкций против КНДР. Более того, этот вопрос становится проблемой для процесса денуклеаризации. «Правительство Синдзо Абэ выводит эту проблему по значимости на уровень денуклеаризации. Такая позиция заставляет его американских партнёров постоянно поднимать этот вопрос в диалоге с Северной Кореей, а это провоцирует Пхеньян на негативное восприятие переговоров», – пояснила Ю.Крячкина.
«Для Японии ситуация с северокорейской угрозой по сути остаётся такой же, как она была год назад, может быть чуть мягче в связи с тем, что начались переговоры, но тем не менее. Токио ввёл настолько масштабный санкционный режим в отношении Пхеньяна, что отрезал себе все возможные пути переговоров. Не имея никаких каналов связи, обрезав транспортное сообщение, выдачу виз и т.д., настаивая на сохранении такого режима, Страна восходящего солнца отрезает себе пути для дальнейшего взаимодействия», – заметила аналитик.