В Европейском союзе остро стоит проблема не столько миграционного, сколько внутриполитического кризиса, отметила эксперт РИСИ Оксана Петровская, комментируя итоговую декларацию саммита ЕС в Брюсселе. «Текст положения оказался весьма компромиссным и изобилует общими фразами. Единого решения так и не было принято: европейцы согласились с тем, что необходимо укреплять внешние границы, выделять больше денег на поддержку системы Фронтекс, спасать беженцев, которые могут погибнуть в Средиземном море, создавать специальные региональные лагеря для их распределения, но всё это исключительно на добровольных началах», – подчеркнула политолог.
Определённую смуту в обсуждение на саммите внёс премьер-министр Италии, который вопреки графику рассмотрения процедур потребовал, чтобы приняли именно его предложения по вопросам миграции, рассказала политолог. «Он заявил, что иначе заблокирует вообще всю декларацию. По его позиции, прибывающие к берегам Италии беженцы находятся в первую очередь у берегов Европы, и в связи с этим должны быть распределены в любой стране ЕС. Меркель и другим участникам встречи пришлось идти на уступки. Между тем, представители стран Вышеградской группы оценили эту декларацию как свою собственную победу, потому что речи о принудительном распределении мигрантов больше не идёт», – констатировала эксперт РИСИ.
Таким образом, резюмировала она, система, которая вырисовывается сейчас в ЕС, направлена, прежде всего, на ограничение потока мигрантов в Европу. Конечно, отказать в предоставлении помощи беженцам европейские государства не могут, так как это противоречит ценностям демократии. Но ими всё делается для того, чтобы мигранты в меньшей степени попадали к границам Евросоюза. «Между тем, на саммите гораздо быстрее решили вопросы, по которым у ЕС уже давно единая позиция, в частности, о продлении антироссийских санкций или навязывания признания Россией ответственности за сбитый над территорией Украины Боинг. Что касается вопросов коллективной обороны, то европейцы указали на необходимость ослабления зависимости от США и создания собственной системы безопасности и обороны», – подытожила аналитик.