Главный вопрос, который затрагивает концепция новой военно-воздушной стратегии НАТО – глобальные интересы США, отметил эксперт РИСИ Григорий Тищенко. «Это первый документ такого рода со дня основания альянса в 1949 году. В нём декларировано, что ВВС должны иметь потенциал для проецирования силы практически в любой точке мира и возможность преодолевать системы ПВО, достигая превосходства в воздухе, – подчеркнул политолог. Он обратил внимание, что впервые в этом документе есть призыв к тому, чтобы ВВС НАТО действовали в совокупности с силами всех союзных государств, а также сотрудничали с гражданской авиацией. К такому тесному взаимодействию альянс подталкивают США».
Эксперт РИСИ также отметил, что значительное количество финансов Соединённых Штатов, спонсирующих Европейскую инициативу сдерживания, идёт на развитие именно воздушной компоненты. «В странах, близких к границам России, например, в Прибалтике, активно модернизируют аэродромы для более быстрой передислокации сил в случае конфликта с РФ, а в рамках программы «Балтийский страж» уже осуществляется воздушное патрулирование. К системам ПВО, развёрнутым в этом регионе, будут также привлекать Швецию и Финляндию. Таким образом, следует ожидать более активного наращивания вооружённых сил у границ нашей страны», – констатировал Григорий Тищенко.
Он подчеркнул, что в последнее время на Западе стали больше говорить и о ядерной стратегии сдерживания. Пилоты стран НАТО все активнее проводят тренировочные полеты по бомбометанию ядерных боезарядов, растет количество стран, пилоты которых участвуют в таких тренировках. «Планирование в НАТО сейчас также коренным образом видоизменяется. Если раньше от альянса требовали проведения операций отдельными видами вооружённых сил, то теперь к действиям должны привлекаться и космические национальные системы. С военной точки зрения у США во всех документах главный противник – Россия, и всё их военное строительство фактически настроено на противодействие нашей стране».