Несмотря на всплеск напряжённости в отношениях с Великобританией, недавнее размещение российских евробондов на Лондонской бирже прошло весьма успешно, считает эксперт РИСИ Николай Трошин. «Спрос почти в два раза превысил предложение!» – отметил он.
Впрочем, «сложившаяся политическая обстановка не могла не отразиться на ценовых параметрах размещения – Минфин пошёл на небольшую премию к рынку, – подчеркнул экономист. – Тем не менее, Россия всё равно размещает ценные бумаги дешевле, чем прежде».
Востребованность российских валютных облигаций аналитик связывает с их высокой доходностью. «При том, что казначейские бумаги США на 10 лет сейчас предлагают менее 3% доходности, по российскому выпуску на 11 лет она составила 4,625% по итогам размещения. Между тем, российские риски оцениваются инвесторами достаточно умеренно, всё-таки ситуация на рынке нефти стабилизировалась, бюджет РФ устойчив и проблем с обслуживанием долга не предвидится».
Ценные бумаги, по информации исследователя, предназначались для инвесторов, желающих участвовать в программе амнистии капиталов или репатриировать свои средства. «Частично эта цель была достигнута: 5% из 4 млрд размещения прошли по этой программе. В целом, российские инвесторы приобрели 35% выпуска на 11 лет. И 13% более «длинных» бумаг (на 29 лет)», – рассказал Н.Трошин.
Что же касается давней идеи заимствования в юанях – по ней пока консенсус с китайскими партнёрами не найден. По словам эксперта РИСИ, пока нет согласия, где будет проходить размещение. «Правительство России настаивает на Московской бирже, Китай предлагает на своём рынке, выпустив так называемые Panda bonds», – пояснил он.
Пока приобретение подобных бондов задерживает комплекс проблем, связанных с несовершенством законодательства КНР относительно эмиссии облигаций. Именно поэтому «на сегодня больше половины ценных бумаг такого рода выпущены китайскими компаниями, зарегистрированными в офшорах». Выросшая стоимость заимствования также пока не привлекает дополнительного интереса к этим финансовым инструментам.
«И последнее: поскольку китайская валюта не является свободно конвертируемой, российские компании, привлекая средства в юанях, могут их использовать в основном для развития бизнеса на территории Китая. Но не исключено, что какой-то дебютный выпуск всё-таки будет оформлен, чтобы засветиться на этом рынке», – подытожил экономист-международник.