России нужно меньше обращать внимания на критику специнвестконтрактов (СпИК), а напротив – развивать эту разработку, считает эксперт РИСИ Вячеслав Холодков. Экономист-международник напомнил, что недавно на конференции о роли России в глобальном производстве, состоявшейся в ФРГ, министр экономики и энергетики Германии Бригитта Циприс «призвала Россию шире открыться иностранному капиталу и убрать то, что мешает более широкому вхождению этого капитала в экономику нашей страны. В первую очередь она имела в виду требования по локализации производства, а также по импортзамещению».
Эксперт РИСИ заметил, что в России это выступление связали как раз с введёнными по требованию Минпромнауки в 2015 году СпИК. Такие контракты, по мнению министерства, должны были заменить так называемую «отвёрточную сборку». Специнвестконтракты подразумевают обязательства инвестора увеличить вложения в предприятие, долю локализации и фиксацию обязательств по производству и экспорту.
«В Западной Европе, в частности в ФРГ, видят роль России в мировой производственной цепочке как поставщика сырья и потребителя готовой продукции, особенно высокотехнологичной, произведённой в той же самой Германии или других западных странах. Всё, что идёт вразрез с этой концепцией, представители правительства ФРГ принимают осторожно и с оговорками».
По мнению экономиста-международника, СпИК можно модернизировать, используя китайский опыт: «В своё время, когда западный капитал стал в массовом порядке открывать на территории КНР предприятия, китайцы выдвигали требование о передаче технологий в обмен на разрешение для ведения такого бизнеса. В результате сейчас Китай превратился в самостоятельную научно-техническую державу».