Запуск сверхтяжёлой ракеты-носителя Falcon Heavy стал самым дорогим вирусным роликом компании-производителя электромобилей Tesla. Рыночное же будущее Falcon Heavy гораздо менее радужное, считает эксперт РИСИ Ирина Прокопенкова.
«Хотя этот запуск является несомненным технологическим успехом компании SpaceX, дальнейшие перспективы проекта Falcon Heavy неопределённы. Для тяжёлого носителя не просматривается подходящих полезных нагрузок. Более того, в последние годы наблюдается переизбыток предложений в сегменте запусков на геостационарную орбиту. Так, в 2015-16 году число заказов сократилось на четверть. Ожидается, что в ближайшие два-три года это сокращение продолжится», – пояснила свой скептицизм исследователь.
При этом даже в узком сегменте рынка сверхтяжёлых ракет-носителей у Falcon Heavy немало конкурентов: «помимо United Launch Alliance – правительственного провайдера, предлагающего ракеты Atlas-5 и Delta-4, существует также частная космическая компания New Origin, разрабатывающая носитель New Glenn. Этот носитель по планам будет готов к 2020 году и по грузоподъёмности сопоставим с Falcon Heavy».
Да и сама SpaceX не обещает долгой жизни своему детищу. «Илон Маск объявил в сентябре 2017 года, что после нескольких запусков, на которые уже заключены контракты, программа Falcon Heavy будет закрыта в пользу более перспективной разработки», – добавила И.Прокопенкова. Среди технических недостатков эксперт отметила, в частности, что ракета не может быть использована для пилотируемых запусков, а ведь именно «вопрос зависимости от российских пилотируемых кораблей – наиболее болезненный вопрос космической политики США».
Что касается программ по созданию устройств для ликвидации этой зависимости, участником которых является также компания SpaceX, то по их выполнению произошёл очередной сдвиг сроков из-за технологических сложностей, и запуски, как ожидается, состоятся не раньше конца 2018-2019 годов. Так что США продолжат использовать российские корабли, «более того, один из создаваемых коммерческих пилотируемых кораблей компания Boeing предполагает запускать на носителе Atlas-5, который использует российский двигатель РД-180», – подчеркнула аналитик.