США всё чаще используют санкции в качестве инструмента экономической войны и способа борьбы за товарные рынки, отметил эксперт РИСИ Сергей Каратаев, проанализировав доклады некоторых представителей Евросоюза на Давосском форуме.
Экономист-международник подчеркнул, что пример подобного применения такого политического инструмента «мы наблюдаем с поставками газа Европе, когда санкции направлены не против России и её политики, как заявляют, а, как видно по предпринимаемым действиям, с целью снизить конкуренцию на европейском газовом рынке и получить возможность вывести туда своих производителей-экспортёров».
«Можно говорить, что России объявлена торговая война. Мы это видим в последних санкциях США, в последнем отчёте о торговле в январе министерством торговли США, где чётко указано, что Россия наравне с Китаем нарушает нормы ВТО и не является добросовестным участником международных отношений», – отметил аналитик, подчеркнув, что подобные заявления не соответствуют действительности и являются основанием для подготовки дальнейших шагов. По его словам, эти решения будут, вероятно, направлены на препятствование выходу российских товаров на рынки США и, возможно, даже Европы.
Такая политика Соединённых Штатов объясняется не лучшей формой, в которой сегодня находится экономика мирового гегемона. Торговый дефицит этой страны, по данным исследователя, «превысит результаты прошлого года и будет рекордным для экономики США. Только за ноябрь 2017 года этот показатель составил более 50 млрд. долларов. При этом накопленным итогом за весь год он уже превысил 514 млрд. долл».
Впрочем, попытки выправить ситуацию со стороны США пока что вызвали только охлаждение отношений со странами Европы. «Европа была не готова к тому, что США начнут проводить политику с большим акцентом на собственную экономику, она не могла проводить собственную политику, но и поддерживать то, что предлагается Трампом, – также не в интересах Европы», – пояснил учёный.
При этом «торговые войны» Вашингтона могут пойти так, что, по информации Каратаева, «платить за те меры, которые предпринимает США, будет европейский потребитель, и именно это не нравится европолитикам».
«Нам надо готовить ответные меры, которые позволят лучше поддерживать российских производителей, экспортёров, нужно выходить на новые рынки. Динамика российской торговли с азиатскими странами возрастает, именно переход на азиатские рынки, возможно, уже несколько нервирует и наших европейских партнёров», – заключил экономист-международник.