Подписание соглашения о стратегическом партнёрстве России и Туркмении – не просто успех в отношениях двух стран, но и разворот устойчивой тенденции на отдаление от России, которую эта страна демонстрировала с момента распада Советского Союза, отметил эксперт РИСИ Аждар Куртов.
Подобное изменение стратегии этой среднеазиатской страны исследователь связывает с ухудшением экономической ситуации: «Туркменистан последние два года испытывает серьёзные экономические трудности. В 90-х годах, когда Туркмения обретала свою независимость, в этой республике, как и в других государствах СНГ бытовало мнение, что природные богатства дадут ей возможность за короткое время стать вторым Кувейтом. Однако падение цен на природный газ и тот факт, что Иран после снятия санкций перестал нуждаться в приобретении туркменского газа, привели к тому, что доходы от продажи голубого топлива начали сокращаться и наполнять бюджет стало нечем. И здесь туркмены вспомнили, что на постсоветском пространстве есть большое государство – Россия – государство богатое, с которым портить отношения нет никакого резона, поскольку именно Москва может протянуть руку помощи Ашхабаду», – пояснил исследователь.
Он подчеркнул, что заключённое соглашение тем ценнее, что «Туркменистан весь постсоветский период активно сторонился интеграционных процессов: будь то на двустороннем уровне со своими соседями или Россией, будь то с организациями регионального сотрудничества, такими, как СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕАЭС. В большинство названных организаций Туркменистан не входит, хотя географически относится к постсоветскому пространству и региону Центральной Азии. В СНГ с 2014 года он приобрёл статус ассоциированного члена, то есть уменьшил своё участие в делах Содружества».
Учёный также добавил, что угрозой, с которой Туркмении может помочь заключённое соглашение, является усиление сторонников Исламского Государства в Афганистане: «Сейчас на южной границе Туркменистана, границе с Афганистаном, достаточно неспокойно. Новая сила, появившаяся в этой стране – сторонники ИГ – спят и видят, чтобы расширить свою экспансию в том числе на север и создать на месте Туркмении, а также других государств Центральной Азии, Ирана и Афганистана исламское государство. Оно даже получило название – вилаят Харасан. Поэтому туркменская армия, никогда не участвовавшая в постсоветский период в масштабных боевых действиях, вряд ли может справиться с этой растущей угрозой».
При этом, так как Туркмения имеет закреплённый ООН статус нейтрального государства, помощь со стороны России, по мнению Куртова, может касаться вопросов военно-технического сотрудничества. «Туркмения вполне может закупать российские вооружения, тем более, что Россия может предоставлять отсрочки по оплате поставок. Кроме того, возможно обучение туркменских курсантов в военных учебных заведениях России. Об этом публично не говорилось на пресс-конференциях, но, возможно, эти вопросы обсуждались, поскольку туркменское руководство озабочено безопасностью своего государства», – констатировал он.